Краснодарцы пытаются разгадать головоломку под названием ОСАГО

Изменение правил игры для страховщиков и автолюбителей не достигает цели

Получение полиса ОСАГО — в той или иной форме — остается испытанием для психики, потраченным впустую временем и, конечно, удобным полем для коррупции и злоупотреблений

Изменение правил игры для страховщиков и автолюбителей не достигает цели
Фото: kasko-kupit-v-spb.ru

Краснодарец Даниил Привалов на своем авто пытался перекрыть уличное движение. Так он отреагировал на ситуацию, когда, опоздав на перекличку в офис страховой компании для продления действующего полиса ОСАГО, вновь оказался в конце очереди, 123-м по счету. О необычной акции протеста поведали городские СМИ. 
Ситуация типичная. В этом легко убедиться, зайдя в офис любой страховой компании. Или — на любой форум в Интернете, посвященный автомобилям, автовладельцам и всему с ними связанному. 
«Был на Лизы (на улице им. Лизы Чайкиной, где находится подразделение ГИБДД, осуществляющее регистрацию транспорта и выдачу номеров; процедура невозможна без предъявления полиса ОСАГО, поэтому по соседству находится множество представительств СК, — прим. ред.). Ситуация швах. Все ларьки, за исключением двух, сидят без полисов. Ну, утром были по 3-4 шт., понятно, вечером уже нет. Официалы полисы этим агентам почти не дают. В одном месте сказали, что квота на месяц была всего 10 полисов, и все. В тех двух ларьках, где полисы были, у сотрудниц крайне хищные к наживе лица и тариф 4500 сверху. За «услуги». Ну, я «штуку» предложил в качестве оживления разговора. Этот террариум аж позеленел… Торг тут неуместен!» — пишет alex2006 на форуме «За рулем» сайта kuban.ru.
Это всего один из сотен примеров, подтверждающих, что страховые компании всеми способами пытаются либо вовсе отказаться от предоставления услуги ОСАГО, либо свести к минимуму объем продаваемых полисов. 
О причине нежелания страховщиков заниматься «автогражданкой» можно писать отдельную статью. Если в двух словах — так страховые компании реагируют на деятельность автоюристов. Пользуясь ляпами и пробелами в законодательстве, разночтениями в оценках ущерба, защита интересов потерпевшего в суде против страховой компании превращается в выгодный бизнес. Моделируем ситуацию: разбитая фара на самом деле стоит пять тысяч рублей, а не четыре с половиной, уже оплаченные страховщиком. Как следствие, многотысячные судебные издержки — стоимость экспертиз, госпошлина и, конечно же, немалый гонорар автоюриста — ложатся на проигравшую сторону, страховую компанию. Так не везде по стране, но на Кубани и еще в трех областях ситуация просто зашкаливает. В ответ страховые компании пытаются пролоббировать отказ от денежных выплат в пользу восстановления поврежденных машин на своих или партнерских СТО. А пока этого не произошло, уменьшают продажу полисов ОСАГО в проблемных регионах. 
Краснодарское региональное отделение Общероссийского народного фронта провело мониторинг выдачи полисов ОСАГО, в результате чего выяснилось, что «80 процентов страховых компаний навязывают дополнительные услуги на суммы от одной до десяти тысяч рублей и что в 70 процентах офисов страховщиков присутствуют очереди более чем в 100 человек».
Власти пытаются разрулить такое положение дел. В середине марта в Краснодаре состоялась встреча, посвященная ситуации с полисами ОСАГО и действиями автоюристов, где присутствовали судьи, представители Федеральной антимонопольной и налоговой служб, страховщики. Был там директор департамента страхового рынка Банка России Игорь Жук, который заявил: «Региональная экономика ОСАГО в Краснодарском крае показывает повышенную убыточность. По ряду регионов, к которым, к сожалению, относится и Кубань, убыточность для разных компаний составляет 100-170 процентов».
Среди причин невыгодности этого вида страхования Жук упоминает массовость автомобилей в регионе, хорошее качество (!) трасс (высокие скорости подразумевают больший урон при ДТП), недобросовестность и разночтения при расчете ущерба.
Несколько странное заявление, поскольку, по данным ЦБ (напомним, он является регулятором на рынке страховых услуг), объем премий по ОСАГО в 2015 г. в Краснодарском крае составил 10,5 млрд руб., увеличившись на 51,4% по сравнению с 2014-м. А размер выплат прошлого года достиг 6,4 млрд руб., и это на 47,7% больше, чем годом ранее. 
То есть и в 2014-м, и в 2015-м году на Кубани этот вид страхования был прибыльным для страховых компаний. 
Препоны в приобретении настоящих полисов ОСАГО вызвали вал фальшивок из Белоруссии и Китая. Российский союз автостраховщиков (РСА) утверждает, что на рынок вброшено более миллиона поддельных полисов. Проблема оказалась столь острой, что Всероссийский союз страховщиков и РСА решили ввести новые полисы ОСАГО — более защищенные, обладающие в том числе QR-кодами. Вначале хотели заменить и уже действующие бланки. Но вовремя просчитали неизбежность коллапса: в офисы страховых компаний, и без того переполненных желающими купить полисы, придут и те, кому надо их обменять. Так что старые будут выводиться из обращения с течением времени.
Уже полгода, начиная 1 октября 2015 года, существует возможность приобретения полиса ОСАГО через Интернет. И об этой панацее в Краснодаре упоминал Игорь Жук. Заполняешь форму на сайте страховой компании, оплачиваешь банковской карточкой и — вуаля! — попадаешь в единую базу данных застрахованных. Можно распечатать бланк виртуального полиса на принтере. А можно и не печатать: гаишники сами пробьют по базе подлинность твоего документа. По данным Жука, по итогам прошлого года на наш край пришлась уже треть общих продаж электронных полисов. 
Но не благодаря, а вопреки: из 81 компании, имеющей лицензию на данный вид страхования, только 15 дают возможность купить его онлайн. Да и с ними далеко не все идеально — в чем, к примеру, можно убедиться на упоминаемом выше форуме «За рулем». 
«У меня ЕОСАГО не выйдет. При вводе данных РГС накосячил так, что у моей машины оказалось 430 лошадей по базе. Исправлять они могут только по письменному заявлению через очередь в 100 человек и от 2 недель. Проще новый купить и проследить, чтобы в этот раз все верно внесли…» 
Или недавние впечатления в соцсетях коллеги, который оформил-таки ОСАГО онлайн. Предварительно он попробовал сайты десятка страховых компаний, но везде дело заканчивалось появлением фраз «Ошибка платежной системы», «Непредвиденная ошибка при подключении к РСА». Удача улыбнулась на РГС, но и там пришлось решить головоломку «Ваши данные заполнены неправильно». 
— …Была неверной дата начала водительского стажа. Видимо, когда-то какая-то девочка вписала в базу данных РСА первую попавшуюся цифру — и она осталась там навсегда. Эту цифру мне пришлось угадывать. Подошел 2003-й год, хотя на самом деле мой стаж начался несколько раньше, — закончил рассказ коллега. 
Автор этих строк в начале октября пытался получить электронный полис ОСАГО на сайте компании РГС, но тщетно: онлайн-форма не захотела вписывать улицу, где я зарегистрирован, а предлагала методом подстановки улицы города на букву «С» из своей базы данных. Но Селезнева в ней на тот момент не оказалось! Пришлось в офисе этого страховщика на Красной, 184 потратить полдня, прежде чем получил желаемое. 
Верю, с течением времени покупка электронного полиса станет привычной и технически легкой — как, например, обращение на портал госуслуг. Но пока электронные документы не разрулили ситуацию с бумажными, хотя в ходу без малого полгода. 
Получение полиса ОСАГО — в той или иной форме — остается испытанием для психики, потраченным впустую временем и, конечно, удобным полем для коррупции и злоупотреблений. 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №14 от 30 марта 2016

Заголовок в газете: Головоломка под названием ОСАГО

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру