Война ни к чему хорошему не приведет
— Почему вы приняли предложение покинуть должность спортивного директора любительской «Кубани» и возглавить «Урожай»?
— Мне поступило предложение от администрации Краснодарского края в лице Андрея Коробки встретиться и пообщаться. Так как я являлся на тот момент спортивным директором организованной болельщиками «Кубани», то не мог принимать сам решение. Мы посовещались и решили принять предложение. Если человек готов разговаривать и идти на некое объединение, мы должны хотя бы выслушать друг друга. Я встретился с Коробкой и, наверное, первый раз за последние несколько лет услышал признание, что руководство нынешнего «Урожая» шло неверным путем. Мне предложили исправить эту ситуацию. Потом была еще одна встреча, в ней уже принимали участие не только я и Коробка, но и болельщики «Кубани». Потом, после игры нашего любительского клуба, мы собрались снова вместе — приблизительно в количестве тысячи болельщиков, где я попытался максимально объяснить свое видение ситуации. Были разные, зачастую кардинальные мнения. После этого собрания я принял решение принять предложение возглавить клуб «Урожай». Можно долго спорить, но я считаю, что сейчас это некоторый выход из того тупика, что сложился в кубанском футболе. Воевать можно долго, но ни к чему хорошему это не приведет.
— Год назад в одном интервью вы весьма резко высказывались о руководстве «Урожая» и о самом клубе, а тут сами стали у его руля…
— Я помню это интервью. Не отказываюсь от тех слов. Сказал бы то же самое. Я искренне считаю, что те люди делали всё, чтобы разрушить клуб. Это мнение было и остается. Но еще раз повторюсь: Андрей Коробка признал, что тогда он ошибся в руководителях. На данный момент ни одного человека из управленцев того «Урожая» в клубе не осталось.
Не представляете, какое мнение в Москве о кубанском футболе
— Вы совместно с болельщиками возродили «Кубань» в противовес созданного администрацией «Урожая», а сейчас сами переходите в стан того, против кого еще недавно выступали.
— Никого не призываю сейчас брать и идти болеть за «Урожай». Я хочу своей работой, своим отношением к делу объединить людей вне зависимости от их взглядов. А время покажет. Но первое, как я считаю, что мы должны сделать, так это быть открытыми. Я не хочу, чтобы клуб закрывался, чтобы были какие-то кривотолки. Я готов объяснять и рассказывать. Не могу всем быть любезен. Недавно я был в лицензионной палате в Москве. Вы не представляете, какое там мнение даже не об «Урожае», а обо всём кубанском футболе. Давайте пытаться что-то изменить.
— Начиная проект «Кубань», вы говорили, что выйдете из него только вместе со всеми. А теперь оставляете всех и выходите…
— В организованной болельщиками любительской «Кубани» есть президиум из двадцати человек. Даже там нет единого мнения. Да, это действительно сложный момент. Каждый должен делать сам выбор. Я понял, что есть очень много людей, которые хотят того, что и я: заканчивать воевать. Если я своим шагом отошел от своих принципов, то на это у меня были веские основания: возрождать «Кубань». Я не призываю всех идти за мной. Я призываю лишь к лояльности. Мне многие сказали, что ты работай, а мы посмотрим. Никогда не стоял вопрос об объединении двух клубов. Просто надо идти в одну сторону, чтобы мы были вместе.
Футболист получал 300—400 тысяч рублей
— В каком состоянии вы приняли «Урожай»?
— Я не буду говорить о прежнем руководстве клуба, потому что это не совсем этично. Но, наверное, «Урожай» шел тем же путем, каким раньше шла профессиональная «Кубань». За этот год клуб нарастил немалый долг. Не всё еще подсчитано. В связи с этим бюджет на следующий сезон заложен с учетом уже имеющихся задолженностей. Этот год будет направлен прежде всего на то, чтобы «Урожай» встал на ноги, сохранил структуру клуба, основные позиции. Нам надо избавиться от долгов. До моего прихода в «Урожай» в штате клуба работало 94 сотрудника. Это с учетом игроков. Как по мне, так это огромное количество. В клубе выступали футболисты, не соответствующие уровню профессиональной футбольной лиги. Штат был раздут. Бюджет клуба не соответствовал финансовым возможностям. Как следствие появлялись долги. Зарплатная ведомость просто запредельная. О зарплатах футболистов даже некорректно говорить: 300—400 тысяч рублей. Это ляжет на бюджет следующего сезона, но другого пути нет. Сейчас зарплаты сокращены в четыре раза. Всего в клубе будет работать чуть больше пятидесяти человек. Те футболисты, которые будут играть, на 90 процентов воспитанники Краснодарского края. Моя мечта — чтобы в клубе играли все наши воспитанники.
Главное — выжить
— Если бюджет клуба сокращен, значит ли это, что задачи по повышению в классе на следующий сезон не стоит?
— Правильно. Такой задачи нет. Конечно, если мы сможем бороться за первые места, мы не станем от этого отказываться.
— Какой бюджет был — какой он сейчас?
— Бюджет был 12 миллионов рублей в месяц. Сейчас будет на порядок меньше. Более точную цифру сказать не могу, потому что еще ведется аудит долгов.
— Вы сказали, что вас приглашал Коробка. А в каком статусе он вас приглашал? Ведь, насколько известно, акций клуба у администрации Краснодарского края нет.
— Я играл в «Кубани» десять лет. Клуб всегда курировала администрация края. Мы все прекрасно понимаем, что частных клубов очень мало. Никто просто так в футбол деньги не вкладывает. Поэтому без помощи власти содержать профессиональный футбольный клуб сложно. Андрей Коробка помогает найти спонсоров. Власть также помогает с тренировочной базой и стадионом.
— Клубу уже разрешили заявлять новых футболистов?
— Да. С учетом наших проблем нам дали лицензию на сезон, но с условиями. Нам открыли заявку. Но если мы не выполним условия, то нас выгонят. Но мы всё выполним.
Не все так плохо
— Представьте, пожалуйста, команду «Урожая».
— С нами подписал контракт главный тренер Андрей Юдин, его помощник Александр Кайванов и тренер вратарей Сергей Подгорный. Все они недавно работали в организованной болельщиками «Кубани». Спортивным директором клуба стал известный в прошлом футболист «желто-зеленых» Любомир Кантонистов. Из прошлого состава игроков в команде осталось три человека. Все они молодые. Остальные расторгли контракт по соглашению сторон. Сейчас мы будем брать игроков на зарплаты 20—40 тысяч рублей. В понедельник будет подписано двадцать человек. Все они собраны по Краснодарскому краю. Из созданной болельщиками «Кубани» будут выступать двенадцать игроков. Около 70 процентов наших новых футболистов — воспитанники Академии футбола Краснодарского края, клуба «Надежда» (команда молодых игроков, собранная Лысенко. — Прим. «МК на Кубани») и краснодарской СШ по футболу. Это всё абсолютно новые люди, более половины из них не имеют даже паспорта профессионального футболиста. Но поверьте, не всё так плохо. Недавно мы играли товарищеский матч против майкопской «Дружбы». Матч в исполнении нашей команды мне понравился. Я считаю, что новый «Урожай» вполне конкурентоспособен на уровне второго дивизиона. У нас много молодежи с хорошим потенциалом. Мы должны доверять ребятам. Я им доверяю. И не вижу тут никакого риска. Сейчас передо мной стоит задача выстроить клуб. Я же поставил перед тренерским штабом задачу опираться на своих. Извне футболистов практически не будет, так же, как и дорогостоящих контрактов. Я понимаю, что болельщики хотят сразу решения каких-то задач, хотят побед. Мы тоже это понимаем. Задачи просто играть не будет. Я сам спортсмен и знаю, что хочется добиваться высоких результатов. У нас амбициозный тренерский штаб, амбициозные игроки. Сейчас нам надо стать на ноги, быть боеспособным коллективом. Возможно, в следующем сезоне мы уже сможем ставить задачи.
Возможно, через год «Урожай» станет «Кубанью»
— Как «Урожай» собирается выплачивать долги?
— Есть график платежей, который составлен мной и финансовым директором. С каждым футболистом мы подписали соглашение. Мы ведем диалог и ищем возможности расплатиться с игроками максимально быстро. Это моя первостепенная задача. Отмечу, что мы должны не только футболистам, но и сотрудникам клуба, а также контрагентам. Со всеми этими людьми я общаюсь.
— Стоит ли сейчас задача возвращения имени «Кубань» в профессиональном статусе? Есть ли уже план, как эту задачу выполнить?
— Это болезненная тема. И это первостепенная задача. Я не юрист, не смогу профессионально ответить в деталях. Могу сказать, что работа над этим ведется. И скажу, что вернуть «Кубань» в профессиональный футбол реально.
— Но для этого надо выплатить сотни миллионов долгов обанкротившейся «Кубани».
— Поэтому правопреемника «Кубани» не было и не будет. Есть желание вернуть клуб — давайте все вместе решать. Возможно, уже в следующем году, 20 июня, у нашего клуба будет название «Кубань». Но только не пытайте меня, как и почему.
— Какие ближайшие планы «Урожая»? Как команда готовится к сезону?
— Мы тренируемся. Все сборы проходят в Краснодаре. Пока мы не решим финансовых проблем, я не вижу целесообразности ездить куда-то на подготовку к сезону. Уже 20 июля мы сыграем в Кубке России с майкопской «Дружбой». А 24 июля принимаем дома «Машук-КМВ» в рамках ПФЛ зоны «Юг». Сейчас мы проводим обследование, оформляем заявки. По-прежнему ищем усиление. Нам нужно найти два хороших центральных защитника.