Почему кубанские пловцы сегодня проигрывают конкуренцию

Корреспондент «МК на Кубани» пообщался с мастером спорта по плаванию, многократным чемпионом РСФСР, а ныне тренером Юрием Никульшиным

Почему кубанские пловцы сегодня проигрывают конкуренцию
Юрий Никульшин со своими воспитанниками. Фото: kubsau.ru

В Краснодаре был бум плавания

— Юрий Борисович, вы стояли у истоков плавательного спорта в Краснодаре и крае. Вспомните, как все начиналось на Кубани?
— В 1964 году, будучи семнадцатилетним подростком, приехал в Краснодар и поступил в городское профессиональное училище. Сам я жил в совхозе «Агроном» под Краснодаром. Мать работала в детском саду, отец — прораб. Все в нашей семье держалось на подсобном хозяйстве, которое, по сути, находилось на нас, детях. Естественно, что я много работал дома. А свободное время проводил на речке. Все лето плавал. Уже в краснодарском училище меня, как и всех остальных, привели на Старую Кубань сдавать нормативы ГТО. После того, как я там сдал плавание, тренер, который организовывал заплывы, начал меня уговаривать заниматься этим видом спорта. Кстати, после сдачи всех нормативов меня звал к себе еще тренер по борьбе. Но я почему-то выбрал именно плавание. 
Тогда вообще бассейнов в Краснодаре не было. Занимались мы на Старой Кубани. Из досок был огражден плавательный бассейн, стояла вышка. Там в реку с ТЭЦ сбрасывали теплую воду. Это позволяло нам тренироваться с весны и до ноябрьских праздников. Зимой занимались общефизической подготовкой. 
Так я проплавал два года. Параллельно окончил училище и по совету тренера поступил в 1966 году в Кубанский педагогический университет на факультет физического воспитания. А в конце 1968 года я стал чемпионом ЦС «Динамо» в Москве и сдал нормативы на звание мастера спорта. Получил вызов в сборную РСФСР. 
Тем временем в Краснодаре появился первый бассейн. Открывали его с большими проблемами. Пришлось привязать бассейн к котельной, которая обогревала стоящий рядом мебельный магазин. Ведь нужно было воду подогревать. Это была целая история. В 1968 году бассейн заработал во Дворце спорта «Динамо». Мы были одними из первых, кто начал там заниматься. Конечно, это был новый этап в развитии плавательного спорта в городе. Я устроился при «Динамо» в школу высшего спортивного мастерства. А в Краснодаре сразу же начался плавательный бум. Потом я узнал, что в Кубанском аграрном институте строится еще бассейн. Для тренера главное — база. Поэтому и перешел в КубГАУ. Сначала тренировал. Потом стал руководить спортивным комплексом вуза. Эта была административная работа, которая не позволяла мне воспитывать новых спортсменов. Только после 20 лет, перестав руководить комплексом, я возобновил тренерскую карьеру.
— Краснодарский край был лидером в плавательных видах спорта?
— На Кубани всегда было много хороших пловцов, а край был лидером в стране по плаванию. Сами понимаете: регион южный. Условия для плавания просто прекрасные. В наших широтах больше солнца, больше витаминов. Все это сказывается на развитии молодого организма. Поэтому много ребят достигали здесь хороших результатов в плавании. Людмила Порубайко, Любовь Русанова, Владимир Немшилов — призеры Олимпийских игр. Наши спортсмены всегда выигрывали спартакиады народов СССР. Александр Дудик — чемпион Европы. Денис Смешенов стал чемпионом континента среди юношей. 
Другим залогом успешного воспитания пловцов здесь были хорошие материальные условия. Со временем стали появляться бассейны в северных регионах страны. Там ребят мало что отвлекало от спорта, вот они и ходили в бассейн. Все хорошие спортсмены достигают результатов, где хорошая инфраструктура и финансирование. Ведь, чтобы быть на уровне, нужно каждый день проходить три тренировки: две на воде и одну в зале. Чтобы сдать на мастера спорта, нужно заниматься минимум два раза в день.

Сил не хватает

— Сейчас ситуация в крае другая?
— Другая, как и весь спорт вообще. Современной молодежи очень трудно найти мотивацию. Семнадцатилетние-восемнадцатилетние подростки не хотят заниматься спортом. Это связано с тем, что детские тренеры выжимают из своих подопечных все силы, ведь, если ребенок дает результат, тренер получает премию. Детские организм еще слаб для таких нагрузок, в итоге дети просто замучены. Мой внук ходит в бассейн, мальчик перешел только во второй класс, а его уже заставляют два раза в день тренироваться. Причем первая тренировка начинается в 6 утра. В Северной Америке и Европе серьезные нагрузки начинаются лишь в студенческие годы. У нас студенты бросают занятия спортом. Потому что уже в детстве он истратил свои силы. Я сам как тренер сталкивался с этой проблемой. Приходит к нам в вуз перспективный пловец, занимается год-два и бросает. Сил не хватает.
— Как выйти из такой ситуации?
— В социалистические времена существовали две сильные державы в плавании: СССР и ГДР. Причем наши специалисты ориентировались на систему, практикуемую в Восточной Германии. Причина проста: там в начальных классах закладывалась приличная физическая база. В ГДР поголовно все школьники занимались тремя видами спорта: плаванием, гимнастикой и легкой атлетикой. По окончании четырех начальных классов успешные ученики попадали в другие виды спорта. Кто высокий, уходил в волейбол или баскетбол, скажем. Но все эти ребята были уже физически развитыми. 
— Действительно плавание является чуть ли не идеальным видом спорта, не имеющим никаких побочных эффектов для тех, кто им увлекается?
— Не зря древние римляне говорили, что человек, не умеющий плавать, сродни безграмотному. Я, пребывая в 70-летнем возрасте, каждый день, кроме воскресенья, проплываю один километр. Прямо во дворе в небольшом бассейне. А раньше полтора километра плавал. Слышал, что и президент России, где бы он ни был, каждый день практикует заплывы.
Вода — среда, которая способствует улучшению кровообращения, развивает дыхательную систему. Плавание разгружает позвоночник в момент нахождения в воде. Человек, находясь около часа без движения в воде, на теплообмен затрачивает столько же килокалорий, сколько при ходьбе на дистанцию в 10 километров. Конечно, если вода в бассейне соответствует нормативу — 26-27 градусов.
— На Кубани плавание популярно?
— Я считаю, что популярно. Это видно даже по количеству посетителей нашего университетского бассейна. Приличный поток детей. Отбоя нет от желающих. 

Бассейн должен быть в каждом детском учреждении

— Может, дело просто в недостатке мест для плавания?
Соглашусь. Вот, например, парадокс: на весь Краснодарский край у нас имеется один пятидесятиметровый бассейн в Кропоткине. Да, есть такие объекты в Анапе, Туапсинском районе, Сочи, но они принадлежат либо коммерческим структурам, либо входят в состав образовательного учреждения, как в случае с лагерем «Орленок» в поселке Новомихайловском. Понимаете, все олимпийские рекорды ставятся в классическом пятидесятиметровом бассейне. Да, можно соревноваться и в 25-метровом, но тогда и соревнования будут там проходить меньшей значимости. Так и происходит. На Кубани не проводится ни одного состязания выше краевого. Нет базы, как следствие — нет мотивации, стимуляции, пропаганды этого вида спорта. А единственный бассейн длиной 50 метров, который строят в Краснодаре, — долгострой. 
Раньше на Кубани в летний период организовывались детские клубы по обучению детей плаванию. И родители с удовольствием вели туда детей. Это можно было бы сделать и сейчас на реке или на море, отгородив небольшую зону, естественно, соблюдая все меры безопасности. Раньше это работало. 
Я считаю, что бассейн должен быть в каждом детском воспитательном учреждении, включая детские сады. Ведь, если, допустим, начинать заниматься с детьми плаванием с конца лета или начала осени, то идет процесс закаливания. А это значит, что дети будут меньше болеть простудными заболеваниями. Непонятно, почему, когда заканчивается учебный год, многие бассейны пустуют. Дайте возможность посещать их горожанам. Тут не хватает организаторского начинания. Летом преподаватели в отпуске. Для них это был бы хороший способ 
заработать. 
Краснодарский край проигрывает в организации. Это хорошо видно, когда мы сравниваем, как развит плавательный спорт, скажем, в Самаре, Волгограде, Екатеринбурге, Пензе. Единственный бассейн построили на стадионе «Кубань». И он переполнен. Ведь там и детей обучают, и спортсмены занимаются. При этом на базе бассейна организован Центр олимпийской подготовки, в котором должны жить и тренироваться профессионалы. Но спортсмены числятся в центре, а живут по месту жительства. Все упирается в деньги, конечно. Мне кажется, что Центр олимпийской подготовки должен иметь все возможности, чтобы спортсмены занимались и жили рядом. В других регионах смогли это сделать. Вот и бегут туда наши способные пловцы. Недавно наша девочка из Лабинска, 2004 года рождения, Анастасия Сорокина выиграла чемпионат Европы и уехала из Краснодара заниматься в Екатеринбург. Ее отцу, тренеру, дали там работу. Вот и уехал перспективный спортсмен туда, где лучшие условия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 1 августа 2018

Заголовок в газете: Проигрываем в организации

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру