Как в Абхазии отмечают День урожая

Как в Абхазии отмечают День урожая
Фото: Ирина Сизова

Каждый год осенью в Абхазии отмечают праздник — День урожая. Масштабное торжество проходит на поляне в поселке Лыхны. Это место выбрано неслучайно: его история насчитывает более полутора тысяч лет. С XV по XVIII век здесь находилась столица Абхазского княжества, до сих пор сохранились руины княжеской резиденции рода Чачба, действующий православный храм X века. Здесь же уже в новое время под трехсотлетней липой к абхазского народу обратился первый президент республики Владислав Ардзинба, возглавивший страну в трудное для нее время — в годы войны 1992—1993 годов.

Сегодня Лыхны — крупнейшее село в Абхазии. И каждый год, каждую осень уже сорок лет на огромной поляне, под липой, собираются жители со всех районов Страны души. Чтобы показать, что это был хороший год, и поделиться своей радостью со всеми гостями. На Дне урожая побывала наш корреспондент и узнала, как оставаться всегда молодым, что понравилось Хрущеву и сколько мандаринов ждать россиянам к Новому году.

Праздник проходит каждый год

Погода в День урожая выдалась пасмурная. С утра зарядил проливной ливень. Тяжелое серое небо терлось о вершины гор. На его фоне вырисовывались очертания древнего храма. К поляне в селе Лыхны тянулась вереница машин. Мои белые кроссовки тут же утонули в размокшей земле. Вокруг уже была предпраздничная суета.

— День урожая начали отмечать в 1984 году. С тех пор праздник проходит каждый год, перерыв был один раз, лишь во время военных действий, тогда было не до веселья. В этот день мы хотим показать, что чтим нашу культуру, традиции, обычаи. И конечно же, всё, что связано с урожаем. В этом году он лучше, чем в прошлом. Сегодня в Гудаутском районе двадцать сел, в них живет около девяти тысяч человек. Если в прошлом году кукурузы мы вырастили около тысячи тонн, то в этом ожидаем в три раза больше. И цитрусовых больше на тысячу тонн получим,— рассказал заместитель главы Гудаутского района Юрий Кварацхелия.

Прямо на огромной поляне представители всех сел района накрывали столы. К ним присоединились жители города Новый Афон, приехали гости из России — с Северного Кавказа. Над очагами дымились котлы с мясом, коптилась свежайшая говядина.

— Для копчения используются ольховые опилки: они дают аромат. Мясо коптили еще наши предки. Холодильников же тогда не было, а хранить добытое на охоте надо было,— рассказал житель села Аудхара Роман Богателия.

На столах, переливающихся яркими красками, было всё. Сочащаяся янтарем хурма, манящие солнцем мандарины, гигантские шершавые тыквы, запеченные домашние куры, подернутые жирком, молодые козлята, дикие перепелки, копченый сыр, рассольный и совсем молодой, тут же горячие хачапури, пурпурные соленья и белоснежная, как верхушки окружающих гор, мамалыга.

— Мамалыгу готовить просто. Воду вскипятил, муку кукурузную бросил, помещал — через полчаса готово. Ни соли, ни сахара не надо. Мы в горячую мамалыгу добавляем сыр, знаете, такой, чтобы тянулся,— поделился секретом Мирон Чакветадзе, проживающий в Аудхаре.

Ярким огнем горели связки красного перца. Из него готовят любимую приправу всех жителей Абхазии — аджику.

— Видите вот этот большой камень? На него в старину женщины клали красный перец, чеснок, соль, реган, специи. А другим камнем, помельче, всё это в пасту растирали. Тяжело. Сил не хватало — мужчины помогали,— объяснила жительница Нового Афона Донна Кварчелия.

— Сейчас готовите?

— Конечно! Сейчас всё просто: мясорубкой перекрутил — и всё. Я в этом году пять литров сделала, но думаю, что на зиму не хватит. Мы же аджику со всем едим. И с хлебом, и с мамалыгой, да и на сыр намазать можем. Жжет, а душа требует,— улыбнулась Донна Кварчелия.

На десерт — всевозможная пастила: сливовая, малиновая, инжирная. Тут же привычная для многих чурчхела, по-абхазски ее называют аджинджух. Местный «шоколад» — сушеная хурма. И горный мед, сочащийся из сот.

— А это — абхазские лимонады. В республике есть несколько заводов. Делают их из местных фруктов. Вот — мандариновый, вот — из кизила, вот — из айвы. Это питьевая вода из высокогорного села. В горы мало кто поедет, а в бутылках все смогут попробовать,— рассказала Донна Кварчелия.

— Это что в банке? — услышала разговор за соседним столом между туристкой из России и импозантным седовласым кавказским мужчиной в национальном абхазском костюме. На груди — медали за отвагу, полученные во время войны 92-го года.

— Это колючка. Трава такая. Отварить надо и в банку закатать. А потом достать, через мясорубку пропустить, орехи, специи добавить. Однажды таким блюдом Никиту Сергеевича Хрущева угостили, так он приказал, чтобы такой травы больше выращивали. А мы ее не растим — в лесу собираем,— объяснил Виссарион Читонава из села Анхуа. — У нас в Абхазии праздник урожая — это как маленькое ВДНХ. Показываем всё, что вырастили, сделали сами.

— А у вас огород есть? Большой?

— Как в колхозах говорят: конца и не видно. Пара гектаров точно будет.

— Сажаете? Не тяжело в вашем возрасте?

— А сколько дашь? Мне уже семьдесят два.

— Так и не скажешь. В чем секрет молодости?

— Чистый воздух, хорошие продукты. С утра встал — надо вино черное выпить. Подогреешь его — оно густое станет. Пару ложек для бодрости. Ну и любить, конечно, друг друга. Солнышко проснулось, встал — жену поцелуй. На работу пришел — обними секретаршу. Ей хорошо — и тебе хорошо,— засмеялся от души Виссарион Читонава.

Самое важное — культура и традиции

Как известно, не пищей единой жив человек. Вкусное угощение на Дне урожая не главное. Самое важное — культура и традиции, которые передаются от поколения к поколению. Павильон села Амжикухуа привлек необычной музыкой.

— Это кеманча, по-гречески — лира, по-русски — скрипка. Раньше на свадьбах, на праздниках на такой играли,— объяснил музыкант.

— Как вас зовут?

— Ашот, можно Ашотик. А в селе мене все зовут Пушкин: кучерявый в детстве был. Раньше наше село называли Агараки. После школы выучился на шофера, попал в армию в Иркутскую область, а потом вернулся в родное село. У меня семь сестер — заботиться надо было, родителям помогать. Как-то увидел, что кто-то играет на кеманче,— попросил показать. С тех пор и играю, а мне уже восемьдесят шесть. Кеманча не от отца к сыну передается, а тому, кто лучше всех играет. Моему инструменту уже триста лет. Его в наше село привезли, когда армяне из Турции бежали, а потом стали передавать из поколения в поколение. Вот сейчас присматриваю, кому отдать из молодых, а то устал уже по свадьбам ездить,— рассказал седовласый музыкант Ашотик.

Какой кавказский праздник без джигитовки? К открытию торжества Дня урожая на поляне выстроились всадники с абхазскими флагами. Среди мужчин — одна женщина. Это Кама Ажиба из села Лыхны — единственная женщина-жокей Страны души.

— Конным спортом занималась с девяти лет. Когда выступала, даже первые места выигрывала на скачках. А сейчас я мама троих детей. Со спортом давно покончено. Но когда попросили принять участие в празднике урожая, конечно, согласилась. Даже костюм национальный сшила. Мастерицы поторопились, сделали всего за три дня. Познакомилась с конем, его зовут Проспект, за пару дней подготовки поняли друг друга. Женское седло для меня, конечно, непривычно, но если к лошади с душой подходишь, то любая тебя осилит,— рассказала Кама Ажиба.

Старт Дню урожая в Лыхны дал глава Абхазии Аслан Бжания. Он лично прошел по всем павильонам, поздоровался с каждым.

— Праздник урожая отмечается в нашей стране на протяжении сорока лет и имеет огромное значение. У нас большое количество людей — честных тружеников, крестьян, и сегодня у них торжество, к которому присоединились и все жители Абхазии. Это день добра, благоденствия и гостеприимства, которым мы хотим поделиться и с нашими друзьями из России,— заявил глава Республики Абхазии Аслан Бжания.

— Как урожай этого года?

— Урожай хороший, над этим мы работали. Так что поставим в Россию несколько десятков тысяч тонн мандаринов.

— Что посоветуете попробовать из абхазской кухни как президент республики?

— Из национальной кухни люблю всё. Главное всё в меру — тогда любое блюдо будет как лекарство.

К старту праздника словно по заказу из-за туч выглянуло солнце. Яркие лучи осветили огромную поляну в Лыхны. Заиграла яркими красками янтарная хурма, желтые мандарины, сочащиеся жирком куропатки и куры. Буквально десять минут — и на столах практически ничего не осталось.

— Мы специально хотели приехать в Абхазию на День урожая. Из Сочи организуют туры. Заплатили полторы тысячи рублей за человека. Вкусно всё. И абазинские булочки, и пирожки с сыром, и мясо, и мандарины. Кто же не любит абхазские мандарины! А еще — музыка, национальные танцы. Такая атмосфера дружбы и единения — просто потрясающе! — поделилась впечатлениями гостья из России Юлия Лебедь.

Да, вкусно всё. Но не стоит забывать, что не одними мандаринами славится Страна души, а еще и своим виноградом, из которого делают потрясающее вино. Первый тост по абхазской традиции подняли за Бога. Обратившись к древнему храму на исторической поляне Лыхны, поблагодарили Всевышнего за всё, что есть, за то, что все здоровы, за богатый урожай. И конечно, пожелали, чтобы и следующий год был хороший.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру