Мошенники используют все более изощренные технологии, чтобы украсть наши деньги. Как защититься?

Мошенники используют все более изощренные технологии, чтобы украсть наши деньги. Как защититься?
Фото: "МК на Кубани"

Сегодня сотовый телефон – это поле самой настоящей жестокой борьбы за личные финансы. По роду профессии у меня много контактов, и поэтому каждый день идет много звонков от незнакомых людей. Признаюсь – часть из них, скорее всего, мошенники. Поэтому я предпринимаю самые разные способы защиты – стараюсь не отвечать на звонки незнакомцев, блокирую наиболее назойливых. И «включаю разведчика», когда речь идет о сообщениях в различных мессенджерах.

Включаем «разведчика»

Так, однажды приходит сообщение – приветствие с фотографией моего директора. Вроде бы он, но насторожил стиль сообщения: много лирики. Захожу в профиль – «номер неизвестен», все ясно – мошенник. Блокирую, через день – то же самое, но с другого номера. С маниакальной настойчивостью меня одолевали самые разные личности, пока не оставили в покое. А вот коллега поддалась на удочку. Ей сообщили, что «произошла утечка персональных данных с зарплатных карт, и надо снять все деньги». Коллега поверила и опустошила свою карточку. Затем последовали новые «инструкции». Слава богу, она вовремя одумалась и прекратила общение.

Сегодня с развитием технологий искусственного интеллекта мошенники все чаще прибегают к более изощренным способам, чтобы выманить деньги у населения.

Как нам сообщили в Южном ГУ Банка России, злоумышленники для хищения денег стали чаще использовать новый инструмент обмана — дипфейк-технологии. Что это такое?

С помощью нейросети мошенники создают реалистичное видеоизображение человека. Затем сгенерированный образ рассылают его друзьям или родным через мессенджеры или социальные сети. Это может быть короткий фальшивый видеоролик, где виртуальный герой, голос которого иногда сложно отличить от голоса прототипа, рассказывает якобы о своей проблеме (болезнь, ДТП, увольнение) и просит перевести деньги на определенный счет. В некоторых случаях мошенники создают дипфейки работодателей, сотрудников государственных органов, известных личностей из той сферы деятельности, в которой трудится их потенциальная жертва.

— Благодаря искусственному интеллекту сегодня можно подделать не только голос, но и видео, и я недавно на себе это испытала, — рассказала доктор экономических наук, профессор, член экспертного совета по вопросам повышения уровня финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения Краснодарского края Наталья Климова. — Я провела эксперимент. Написала текст, вставила свои фотографии и наговорила текст. После этого сделала запрос нейросети. Моя фотография ожила, превратилась в видео и стала моим голосом наговаривать текст, который я отправила. Используя нейросети, мошенники могут легко создать любой фальшивый ролик от вашего имени, если у них будет ваша фотография и запись голоса.  После этого я написала всем своим знакомым: если от моего имени появится какое-то видео, где я прошу у вас выслать мне деньги — не верьте!

Учатся все: и стар, и млад

Как же распознать дипфейк? Проявляйте осторожность при получении от своего знакомого голосового или видеосообщения с просьбой о финансовой помощи — его аккаунт могли взломать злоумышленники, предупреждает Наталья Климова.

Иногда для рассылки таких сообщений мошенники создают поддельные страницы с именем и фото человека. Не спешите переводить деньги! Распознать дипфейк можно по неестественной монотонной речи собеседника, дефектам звука и видео, несвойственной мимике.

Ну а вообще, чтобы быть во всеоружии, лучше всего пополнять копилку своих финансовых знаний. На Кубани ведется системная работа по повышению финансовой грамотности. У нас  создана эффективная база для обучения  этим необходимым знаниям всех категорий населения. Банк России регулярно проводит всевозможные курсы, олимпиады, семинары, зачеты. Аудитория широкая: от учащихся школ до пенсионеров.

Так, с 8 по 29 октября проходил Всероссийский онлайн-зачет по финансовой грамотности. У жителей Краснодарского края была возможность проверить знания как индивидуально, так и всей семьей. Ведь на испытание уходит всего двадцать минут.

Участникам задают вопросы о том, как избежать ловушек мошенников, накопить на мечту, приобрести жилье, открыть свое дело или начать инвестировать.

— В прошлом году жители Краснодарского края стали самыми активными участниками в стране. Свои знания проверили почти 78 тысяч человек. Большинство из них, а это 76 процентов, успешно справились и получили сертификаты, — отметил начальник Южного ГУ Банка России Евгений Эберенц.

Также сейчас проходит осенняя сессия онлайн-проекта Банка России, она продлится до 13 декабря. Участников ждут новые занятия о наличных, безналичных и цифровых рублях, их преимуществах и возможностях.

В новом цикле вебинаров представителям пожилого возраста расскажут, как распоряжаться имуществом, оформлять наследство, защищаться от мошенников. Участники узнают об особенностях банковских вкладов: как не спутать их с другими продуктами, от чего зависит процентная ставка, на что обратить внимание при выборе.

Всего осенняя сессия состоит из семи тем. Расписание и инструкции для подключения размещены на сайте проекта www.pensionfg.ru.

Занятия можно смотреть группой, например, в центрах социального обслуживания населения или индивидуально с помощью домашнего компьютера, смартфона или планшета.

К предыдущей, весенней, сессии онлайн-занятий пенсионеры Краснодарского края подключались больше семи тысяч раз. Охват центров социального обслуживания населения составил 80 процентов. Кубань находится в первой десятке регионов страны по просмотрам вебинаров.

Между сном и явью…

Частенько жертвы отдают свои деньги мошенникам добровольно, потому что они находятся под воздействием методов социальной инженерии.

— В моем окружении есть люди, которые сами передавали мошенникам крупные суммы, — комментирует Наталья Климова. – Когда мы впоследствии анализировали их поведение, они рассказывали, что как будто находились под воздействием гипноза, были словно между сном и явью.

Наталья Климова объясняет это тем, что злоумышленники используют различные манипулятивные техники. Они не дают возможность человеку поразмыслить, торопят его быстро принимать решение, давят на его психику, втираются в доверие.

— Наша задача – противостоять этому, — советует Наталья Климова.

И предлагает следовать нескольким правилам.

1. Не общайтесь с незнакомыми людьми по телефону, особенно, когда речь идет о ваших финансах. Сразу кладите трубку.

2. Если мошенники представляются сотрудником банка, нужно сохранить этот номер и впоследствии отправить в банк. Если вам звонят от имени «Центробанка», сразу кладите трубку — Центробанк не работает с физическими лицами и не звонит им на мобильные телефоны.

3. Всегда перезванивайте в ту структуру или тем людям, о которых идет речь в разговоре. Если кто-то просит денег от имени вашего родственника — перезвоните сами этому родственнику.

4. Никому не сообщайте коды из смс, номер карты, код CVC, пароли и другие персональные данные.

5. Не переходите по незнакомым ссылкам, где вас просят за что-то проголосовать. Нередко это способ заражения вашего телефона вирусами. С их помощью мошенники могут получить доступ к вашим паролям от банковских приложений и с легкостью переведут деньги на свои счета.

Как будет дальше развиваться «рынок фальшивых услуг»? Уже ясно, что с развитием технологий мошенники тоже будут работать более изощренно. И самое лучшее, что можно сегодня предпринять — как можно больше и чаще учиться финансовой грамотности. Уроки эти просты, доступны и бесплатны. Чего ж мы еще ждем?

Кстати

Государство регулярно предпринимает ряд защитных мер от кибермошенников. Так, с июля нынешнего года в России заработал новый механизм возврата денежных средств, при котором банки компенсируют клиентам похищенные мошенниками деньги. При подозрительных операциях действия по счету приостанавливаются, если кредитной организацией был допущен перевод на мошеннический счет, который находится в базе ЦБ (сейчас эта база регулярно обновляется).

Если человек под действием мошенников сам готов перевести деньги на подозрительный счет, банк вправе остановить операцию. Наступает так называемый двухдневный «период охлаждения». В течение этого времени сотрудник банка свяжется с клиентом и разъяснит, почему операция была приостановлена. Пока деньги заморожены банком, они не уйдут мошенникам. Но если спустя два дня клиент будет настаивать на подозрительной операции, банк будет вынужден перевести деньги. В этом случае вернуть потерянное не удастся.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру