Столица Кубани вошла в топ-5 городов, жители которых предпочитают фастфуд

Столица Кубани вошла в топ-5 городов, жители которых предпочитают фастфуд

Так называемая быстрая еда всё больше завоевывает наши сердца и желудки. Этому есть вполне логичное объяснение: ритм современной жизни таков, что человеку зачастую просто некогда тратить время на приготовление домашней пищи. Или банально сил не хватает: придешь вечером домой после работы — и хочется поскорее что-то схватить со стола.

Естественно, роль играет еще и то, что фастфуд — это вкусно. Представители заведений быстрого питания отлично знают, как угодить клиентам, и, не скупясь, сыплют в свою еду ароматные специи и усилители вкуса. Как итог самые массовые потребители — подростки и молодежь. Люди постарше еще кое-как держатся, в основном благодаря оставшимся с прошлых времен представлениям о пользе домашней еды. А еще когда-то фастфуд стоил намного дороже пищи, приготовленной дома, и это тоже фактор сдерживания. Но он, увы, уже теряет актуальность: конкуренция в сфере неэлитного общепита заставляет владельцев заведений активно снижать цены и делать готовые блюда всё более доступным.

Вкратце о рейтинге

Итак, Краснодар вошел в топ лидеров по числу любителей фастфуда. Опрос проводился в крупнейших городах страны, и столица Кубани заняла в списке победителей «почетное» второе место.

Первое место, естественно, досталось Москве. Именно столица нашей родины лидирует по количеству жителей, систематически употребляющих «быструю» еду. Это вполне закономерно. Москва — огромный город, и его жителям приходится преодолевать огромные расстояния ради того, чтобы попасть на работу или в другую нужную точку. Стиль жизни в столице требует от людей собранности, оперативности, мобильности. Естественно, что у человека, регулярно пребывающего в режиме нон-стоп, зачастую просто не хватает времени на то, чтобы спокойно постоять дома у плиты, а потом не торопясь сесть и поесть.

Второе место в рейтинге городов занимает, как уже говорилось, Краснодар. Причины примерно те же: город большой, люди постоянно прибывают, ритм жизни не дает возможности остановиться и передохнуть. Эксперты отмечают и еще один факт: столица Кубани отличается большим количеством заведений общепита, а значит, отчасти спрос диктуется предложением. Бешеная конкуренция в сфере быстрого питания заставляет рестораторов активно рекламировать свои товары и услуги, а также снижать цены. Итог мы видим сами.

Третье место в рейтинге городов-любителей фастфуда занимает Сочи. Согласитесь, это тоже очень логично, хотя причины для попадания в топ тут несколько иные.

Сочи — город-курорт, ежегодно его посещают миллионы туристов. Естественно, что на отдыхе людям не очень хочется заморачиваться с приготовлением пищи. Быстро-быстро — и на пляж, а зимой — в горы, на лыжах кататься.

На четвертом месте рейтинга городов Челябинск, на пятом — Санкт-Петербург.

В числе тех, кто признан самым равнодушным к фастфуду, названы такие города, как Чебоксары, Киров и Хабаровск.

Немного цифр

Так сколько же? Какое количество россиян в принципе ест фастфуд? По этому поводу есть вполне конкретные данные.

Как оказалось, фастфуд иногда употребляют аж 49 процентов россиян, а четыре процента признались, что питаются им постоянно. Основная целевая аудитория заведений быстрого питания — молодежь 18—34 лет (это порядка семидесяти процентов). А вот среди людей старше шестидесяти лет поклонников гамбургеров и острых крылышек оказалось всего девять процентов.

Более половины тех, кто любит фастфуд,— жители Москвы, Питера и прочих городов с населением больше миллиона человек.

Почему люди иногда интересуются «быстрой» едой? Как показал опрос, каждый второй посетитель заведений быстрого питания руководствуется целью сэкономить время — это 45 процентов от общего числа. Тринадцать процентов опрошенных заявили, что им нравится вкус подаваемых блюд. Девять процентов признались, что ходят в рестораны быстрого питания только по просьбе детей.

Теперь о тех, кто почти не употребляет фастфуд. «Это вредно!» — считают 26 процентов его противников. Тридцать три процента сказали, что отдают предпочтение домашней стряпне. Двенадцать процентов заявили, что причина всему лишь отсутствие нужных заведений в их населенном пункте.

Подводя черту, можно сказать: большинство отказавшихся от фастфуда сделали это осознанно, а не потому, что вкусить всю прелесть вредной еды мешают обстоятельства. И то радует.

Экскурс в историю

Слово «фастфуд» произошло от английского словосочетания fast food, в переводе это, как все уже догадались, «быстрое питание».

Многие думают, что питаться фастфудом — это удел только наших современников, но нет, огромную популярность «еда на ходу» имела еще в античные времена. К примеру, древние греки предпочитали питаться домашней пищей, а вот у жителей Древнего Рима были совсем другие интересы. Римляне стремились вообще отказаться от домашней готовки, и в итоге в некоторых домах попросту отсутствовали кухни. Зато в каждом городке было множество базаров и закусочных, где можно было приобрести готовое блюдо.

Самый популярный фастфуд Древнего Рима — дрожжевые лепешки, смазанные оливковым маслом. Их часто использовали как съедобные тарелки. Со временем такие лепешки покрыли овощами, мясом, сыром и превратили во всем известную сегодня пиццу.

Кстати, есть такая книга — «История пищи», ее автор — профессор Фернандес-Арместо. Так вот, там говорится, что обычный древний римлянин за жизнь съедал больше фастфуда, чем современный житель Нью-Йорка! Правда, тогда еда была натуральной, не то что сегодня.

Фастфуд был популярен и в других древних государствах. В Китае в людных местах продавали горячую лапшу, а в Индии — лепешки чапати, приправленные острым соусом, и кусочки курицы с рисом и соусом карри.

Различные лепешки были популярны в странах Европы, а на Руси пекли пироги.

Но настоящий современный фастфуд зародился, естественно, в Америке. В 1912 году в Нью-Йорке компания Horn & Hardart открыла первую в истории страны закусочную под названием «Автомат». Человек опускал в отверстие огромного ящика монетку, а взамен получал стакан молока, кофе или пива. При желании посетитель мог купить право открыть дверку специального стеклянного шкафа и взять там тарелку горячих бобов, кусок пирога с черникой или миску тушеной говядины.

Однако на промышленный уровень индустрия фастфуда вышла только в двадцатых годах прошлого века. Именно тогда в штате Канзас в закусочных компании «Белый замок» начали продавать гамбургеры — в те времена это блюдо было новинкой.

Необычные бутерброды очень понравились американцам, тем более цена на них, несмотря на экономические потрясения в стране, оставалась стабильной вплоть до 1946 года: гамбургер стоил всего пять центов. Уже тогда потребители начали поговаривать о вреде «быстрой» пищи, но рестораторы придумали хитрый ход: они наняли людей, которые периодически заходили в заведения в белых халатах. Посетители думали, что даже врачи питаются гамбургерами, а значит, они полезны.

Ну а в 1948 году на «арену» американского общепита вышел Макдоналдс, он быстро завоевал рынок США, а потом заполонил собой и другие страны мира.

Фастфуд в России

Пока американцы жевали гамбургеры, в СССР тоже не отставали. Простому советскому человеку полагалось ударно трудиться, а следовательно, питаться он тоже должен был хорошо, но в то же время быстро. Поэтому в пятидесятые годы прошлого века по всей стране начали открываться пельменные, блинные и чебуречные. Это, конечно, была не слишком здоровая еда, но и не такая уж вредная, как сейчас: она была без всяких химических добавок и усилителей вкуса.

С началом перестройки сеть заведений быстрого питания стала угасать, а после развала страны столовые и пельменные начали закрываться.

Второе дыхание российскому фастфуду дала всем известная американская компания с буквой «м» на логотипе: в 1988 году в Москве было подписано соглашение об открытии сети ее ресторанов. Для россиян тогда это еще было в новинку — в первые рестораны выстраивались огромные очереди. И это притом, что цены там были не низкими: в 1990 году, например, гамбургер стоил полтора рубля, а бигмак — 3,75 рубля при средней заработной плате в 150 рублей.

Постепенно логотипы с буквой «м» начали появляться в других городах страны, со временем на российский рынок явились и другие иностранные компания, а также появились свои, отечественные...

Время идет, а фастфуд, как уже говорилось, по-прежнему пользуется огромным спросом у россиян, особенно среди молодежи. Увы, дань времени. И всё это вопреки разговорам о вредности фастфуда и о его отрицательном влиянии на человеческий организм.

Немного личных рассуждений

Моя подруга несколько лет жила в Германии, работала на крупном предприятии сферы пищевой промышленности. Ну как пищевой... Скажем так, условно пищевой. На предприятии производились всяческие добавки, делавшие еду вкуснее, а иногда и вообще заменяющие еду.

К примеру, на заводе производились популярные в Германии соусы — их делали из химического порошка. Именно благодаря рассказам приятельницы я вдруг поняла, откуда пошла мода писать на упаковках наших, российских кетчупов о том, что данный соус произведен из томатов. Ведь, казалось бы, это и так очевидно...

А теперь разгадка. Зайдите в любой супермаркет и взгляните, какие соусы самые ходовые. Естественно, иностранных марок. А значит, принципы маркетинга, используемые для раскрутки таких брендов, тоже иностранные. Что для них там, в Европе, важно? Правильно, дать потребителю понять, что пичкать его собрались не химией, а натурпродуктом.

Нет, я вовсе не берусь утверждать, что кетчупы на наших российских полках все сплошь химические. Я не химик, не биолог, не эксперт — пусть за этим следят профессионалы. Я говорю исключительно о том, почему на наших кетчупах вдруг появились столь странные надписи, подчеркивающие то, что вроде бы и так понятно.

А вспомните, сколько рекламы известной американской сети крутили про картофель фри, в составе которого именно картошка. И я тогда тоже долго не могла понять, что за странный мистер Очевидность придумывает эти глупые ролики.

Приятельница пояснила: «картошка» на ее предприятии выпускалась в виде тонких прямоугольных пластмассок. Берешь в рот — нечто безвкусное и твердое, но при правильной обработке эти пластинки вдруг превращались во вкусный и хрустящий жареный продукт.

Я вовсе не спешу утверждать, что в России картофель фри — это химия. Я говорю о подходе к рекламе. Они там, у себя в Америке и в Европе, привыкли различать, где химия, а где нет, и реклама у них соответствующая.

А вспомните, как долго и упрямо нам рассказывали о том, что котлеты для гамбургеров делаются именно из мяса. Из той же оперы песня. Если честно, я даже верю, что те котлеты делались из мяса, а острые крылышки в панировке — именно из куриных крылышек. У меня только один вопрос остался: почему все эти продукты так долго хранились и не пропадали даже вне холодильника, если про них случалось забыть на несколько дней?..

Впрочем, всё это лирика. За качеством фастфуда пусть следят соответствующие структуры. Нам же, простым обывателям, только и остается, что строить догадки, рассуждать и спорить.

Так есть или не есть фастфуд? Пусть каждый решает сам за себя.

Когда-то я услышала шутку: самые живучие существа на планете — это тараканы и люди. Тараканы пережили мамонтов с динозаврами и в современном мире умело адаптируются к любым условиям и ядохимикатам. Люди тоже живучи: землетрясения, цунами, ядерные взрывы, бесконечные войны — идут годы, века, тысячелетия, а нам всё нипочем.

Думаю, что и фастфуд мы с вами тоже как-нибудь переживем.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру