На Кубани впервые прошел форум, посвященный семейному предпринимательству. Его организовали Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Союз «ТПП Краснодарского края», объединяющий 25 муниципальных палат, а также Центр поддержки и развития предпринимательства края.
Семья как коллектив единомышленников
Клуб загородного отдыха «Усадьба „Фамилия”» в Динском районе собрал более 350 предпринимателей Кубани, Москвы, Подмосковья, Республики Марий Эл, Белгородской, Кировской, Орловской областей и Республики Саха (Якутия). Экспертные сессии, тренинги, практикумы и круглые столы проходили одновременно на пяти площадках и были рассчитаны как на начинающих бизнесменов, так и на опытных предпринимателей, владеющих бизнесом во втором и даже третьем поколении. Главным событием стало пленарное заседание «Успешный бизнес — успешная Кубань», на котором прозвучали основные смыслы заявленной темы и ее важность для региональной экономики.
Вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова отметила, что семейный бизнес является основой мировой экономики, потому что нацелен на стратегическое развитие и долголетие. Стабильный семейный бизнес решает важные государственные задачи: обеспечивает финансовую самостоятельность семьи, наставничество и преемственность, вовлекает молодое поколение в трудовую деятельность, создает устойчивые предприятия и семейные династии, формирует качественные условия для жизни всех ее членов.
— Общее семейное дело является той самой семейной ценностью, которая сплачивает всех членов семьи в устойчивый и развивающийся коллектив единомышленников всех возрастов. А крепкая и успешная семья является эффективной точкой роста экономики местного уровня и практическим примером успеха для других семей,— заявила Елена Дыбова.
Как отметила исполнительный директор регионального Фонда развития бизнеса Елена Пистунова, статус семейного предпринимательства еще не закреплен на законодательном уровне, в России это направление молодое. Необходимо принятие закона, который бы выделил и закрепил понятие «семейный бизнес», дал бы возможность предпринимателям решать специфические проблемы, связанные с регулированием трудовых отношений, передачей бизнеса по наследству, позволил бы запустить специализированные программы обучения и повышения квалификации, поддержать традиции семьи, наставничества и взаимной пользы. Введение понятия «семейный бизнес» в законодательство будет способствовать прозрачному формированию трудовых отношений внутри семейных компаний, выводу из «тени» фактически работающих членов семьи, созданию новых рабочих мест и трудоустройству молодежи и пенсионеров, внедрению семейного патента, возникновению нового импульса для развития городской и региональной экономики. Такой законопроект уже разработан Торгово-промышленной палатой России и направлен в Государственную Думу для предварительного обсуждения.
Руководитель Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Василий Воробьев рассказал об уже действующих на Кубани программах развития и поддержки предпринимательства. Это пятьдесят форм государственной поддержки: субсидии, гранты, займы, льготы, гарантии, информационно-консультационное взаимодействие. Вся эта инфраструктура максимально понятна, доступна, ее можно оперативно получить.
На выставке, работающей на площадке форума, собрались яркие представители семейного бизнеса Кубани. Мужья и жены, отцы и дети — у каждого предпринимателя своя история и свой уникальный продукт.
Достойный конкурент шведам
Семейная компания Натальи Бондаренко из Краснодара уже шесть лет на рынке. Бизнес начинался с продажи текстильных изделий, закупаемых в Турции, но, когда санкции ограничили поставку готовой продукции, предпринимателям пришлось искать альтернативу. Супруги стали закупать ткани, приобрели оборудование для вышивания, заказали упаковку и стали шить сами.
— Наша продукция стала пользоваться большим спросом, была выгодной по цене,— рассказывает Наталья Бондаренко. — Мы прошли сертификацию, участвовали в конкурсе и получили знак качества «Сделано на Кубани». Стали расширять линейку реализации, производство, работать с отельерами, оснащать гостиничный фонд, закупать не только турецкую, но и белорусскую и отечественную ткань.
Предприниматели уверены: их продукция ничем не уступает изделиям зарубежных брендов.
— Сейчас при поддержке Фонда развития промышленности, Фонда развития бизнеса края нас приглашают на различные выставки, где мы находим новых потребителей, это уже не только гостиницы, но и пансионаты, и детские лагеря. В конце прошлого года мы стали активно участвовать в госзакупках. Социальные учреждения — больницы, дома престарелых — наши клиенты в рамках госконтракта.
Наталья Бондаренко — руководитель фирмы, ее супруг занимается организацией системы сбыта, а старшая дочь проводит маркетинговые исследования. Компания может похвалиться наградами «Золотой Меркурий» и «Лучший экспортер года» Торгово-промышленной палаты Краснодарского края.
Сделано на Кубани, сделано натурально
Наталья Аристова из Горячего Ключа — нутрициолог, специалист по питанию и здоровому образу жизни. Их совместный с супругом бизнес начался в 2019 году.
— Ко мне часто обращались с вопросом, как выглядеть моложе и красивее, как подтянуть свое тело,— и у меня родилась идея создать косметический продукт, который будет этому способствовать. Мы занялись разработкой, тестированием и реализацией натуральных скрабов для тела, бальзамов, бомбочек для ванн, щеток для сухого массажа, полезных перекусов. Если говорить о нашем скрабе для тела, то он был протестирован на ста женщинах в Москве, которые остались удовлетворены качеством и свойствами, и мы тем самым приобрели постоянных покупательниц. В прошлом году наша продукция получила региональный знак качества. Сейчас мы реализуем товары в крупных торговых сетях и на маркетплейсах.
Наталья Аристова активно взаимодействует с краевым Фондом развития бизнеса, консультируется с Фондом микрофинансирования. Государственная поддержка поможет масштабировать производство.
— Мы постоянные участники всех краевых активностей. Участвовали в бизнес-лагере, в этом году попали в топ-50 лучших бизнесменов, которые отправлялись в бизнес-поход в горы Сочи. Мы постоянно развиваемся, берем на вооружение лучшие разработки и внедряем их в свой бизнес.
— У нас семеро детей,— рассказывает Мила Зима. — Несколько лет назад я поняла, что продукты, которые продаются на полках, в том числе конфеты, не всегда понятны и полезны по составу, поэтому начала экспериментировать — сначала в домашних условиях делать какие-то конфеты, понимая, из чего я их делаю, чтобы дети ели их без ущерба для здоровья. Потом я стала глубже изучать тему шоколада, поехала учиться к французам, испанцам, потом стала разрабатывать свои линейки авторских вкусов, и это постепенно переросло в бизнес. Хоть мой муж и другим бизнесом занимается, семья у нас, получается, предпринимательская.
Мила распространяет свою продукцию через социальные сети, сотрудничает с торговыми сетями, наборы ее конфет представлены в цветочных и подарочных магазинах. «Сладкий» бизнес, по мнению Милы, очень специфический и дорогостоящий: какао-бобы в России не растут, поэтому сырье всё импортное. Зарабатывать миллионы с учетом нынешних внешних торговых ограничений довольно сложно, если не сказать невозможно.
Буржуйки для фронта
В 2008 году Екатерина Россохина и ее муж открыли производство банных печей, а последние пять лет изготавливают еще и печи отопительные. Сейчас самой востребованной на рынке в связи с проведением специальной военной операции является печка-буржуйка.
— Данную модель муж разработал сам. Специальные конвекторы помогают теплу распределяться по всему помещению, а за счет длительного горения тепло держится дольше. Одна такая печка отапливает помещение объемом тридцать кубических метров. Мы напрямую отправляем на фронт порядка 100—200 буржуек в неделю, поэтому решили выбрать такой вариант для выставки,— поясняет Екатерина.
Анна Дробот из Кореновского района, начинала бизнес с отцом в 2018 году. Сейчас в деле участвуют ее супруг и дети.
— У нас цех по переработке рыбы и морепродуктов, а также по посолке икры. Есть небольшая ферма по выращиванию осетровых, в небольшом пруду растет толстолобик. Из толстолобика мы производим пресервы — у нас целая линейка вариантов заливок по интересным рецептурам. По объемам производства толстолобика мы в крае лидируем: производим две тонны в смену уже готовых пресервов,— рассказывает Анна,— то есть объемы позволяют выйти на более широкий уровень. По осетровым мы нацелены на производство икры, поэтому выращиваем только маточное поголовье. Икра производится в достаточно больших объемах для Краснодарского края. Не сказать, что мы конкурируем с государственными производствами, но среди частников занимаем лидирующее положение. Осетровую икру реализуем в виде сырца и готовой продукции. Сейчас в планах и идут переговоры с федеральными сетями, намерены расширять географию. В цехе переработки запускаем линию по консервированию. Сейчас нужна господдержка для линии, из-за ситуации в Донбассе данная линия будет востребованна, тем более наша компания находится в списке стратегических предприятий.
Отметим, что лейтмотивом трехдневного форума звучала мысль о возрождении российского купечества с его богатыми семейными традициями и преемственностью.
Завершилось мероприятие деловыми экскурсиями на семейные предприятия Краснодара, станицы Новотитаровской и поселка Яблоновского.