Большое наследие Григория Булгакова

Большое наследие Григория Булгакова

Талантливый живописец и график, общественный деятель Григорий Булгаков родился в селе Голяжьем Брянской области в семье потомственного священника 23 января 1916 года. Его творческий путь начался в Ленинграде, а точнее, в художественной студии при Доме культуры у Нарвских ворот. В это время Григорий Александрович также занимался восстановлением росписей в Эрмитаже.

Путь Григория Александровича нельзя назвать простым. Он был в молодости разнорабочим на хлебозаводе, трудился на стройке в Пятигорске. Приехав в Санкт-Петербург восемнадцатилетним юношей, совмещал работу и творческое развитие. Он никогда не отрекался от таланта художника.

В 1937 году он поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище, однако закончить его Григорию Александровичу не удалось. В 1940 году он был призван в Советскую армию.

С 1943 года он числился художником в газете «Армейская правда»: его репортажные зарисовки и портреты помогали поддерживать боевой дух солдат. Несколько позже, в 1945 году, в составе редакции он приехал на Кубань.

С 1946 года Григорий Александрович работал на Краснодарском художественном творческо-производственном комбинате. Это время было значимым для его профессионального становления. Он участвовал в выставках: городских, краевых, республиканских, всесоюзных и международных. О его работах не только говорили, но и писали. Проходили также и персональные экспозиции Булгакова.

Наследие легенды изобразительного искусства Кубани уникально. Григорий Булгакова прожил 95 лет. Жизнь длиной почти в век нашла отражение в его полотнах.

Война в работах художника

В 1943 году Григорий Булгаков начал свой путь художника в газете «Армейская правда». Именно там он смог реализовать полученные в художественной студии и училище навыки художника и гравера. Из-под его кисти выходили репортажные зарисовки и портреты. В центре его работ – солдаты и их быт.

На картине «Бывалый воин» Григорий Булгаков играет с эмоциями. Усталый взгляд солдата дополняется его решимостью. Подобные формы помогали поддерживать боевой дух армии.

В 1945 году Григорий Булгаков работал над картиной «Возвращение», так и не вышедшей за рамки эскиза. По перрону краснодарского вокзала идет девушка с матерью, а солдаты шутливо преграждают им путь. Григорий Александрович отмечал: «Появилась молодая девушка. Она рада солдатам. Солдаты видят молодую цветущую девушку. Как-то эскиз к этой картине родился сам по себе».

Художник долгое время не обнародовал работу, потому что хотел ее дописать. Однако картина так и была представлена зрителям в первозданном виде. Все пространство эскиза словно залито солнцем как символом новой счастливой жизни.

О войне Григорий Булгаков начал писать лишь в 1955 году. Страшные события оставили неизгладимый след в душе художника. Он не любил вспоминать то время, а лишь отмечал: «Кругом разрушения, кровь, смерть». На полотнах Григория Булгакова нет сцен сражений, жестокости. Художник писал о людях.

Солдаты собрались вокруг рояля. За стенами полуразрушенного дома виден горящий европейский город, но бой уже закончен. Время на картине остановилось с нажатием на клавиши инструмента. Комната наполнилась музыкой – отголоском прошлого, напоминающим о доме, и символом светлого будущего.

Григорий Александрович отразил этот эпизод в картине «Родные мелодии» спустя 37 лет после окончания Великой Отечественной войны.

Социально значимое искусство

Трепещущей для художника темой было послевоенное восстановление страны. В целом работы Булгакова всегда откликались на потребности времени. Искусство постепенно стало принимать социально значимые формы, а Григорий Александрович выбрал свое направление – утверждение позитивного. В качестве примера приведем картину «Смена», посвященную рабочим краснодарского завода имени М.К. Седина.

В 1943 году заводские постройки были взорваны оккупантами при отступлении. Бывшее предприятие лежало в руинах: уцелели лишь кирпичные стены третьего и четвертого пролетов механического цеха, часть сборочного и литейного цехов. Однако поступил первый заказ: с этого момента и началось возрождение завода. В 1949 году были приняты в эксплуатацию станки нового поколения.

На картине «Смена» Григорий Булгаков изобразил момент из жизни завода. В центре полотна – специалисты предприятия, трудящиеся на благо страны. Они олицетворяют всех, кто возродил завод после взрыва, и всех, кто неустанно работал для послевоенного становления.

Российский Колумб

Мечтой Григория Булгакова было создание картины о мореплавателе Шелихове. Товарищи художника выбранную им тему встретили с удивлением, но, разобравшись, поняли основной посыл автора.

Булгаков провел колоссальную работу перед тем, как на рубеже 50-60-х годов XX века вышло из-под его кисти эпическое полотно «Колумб российский. Г. Шелихов на Дальнем Востоке». Несколько раз художник ездил на Северное море и, чтобы передать атмосферу того места, работал над пейзажными этюдами.

Булгаков исследовал большое количество литературы, ездил на Мосфильм, чтобы узнать больше о специфике одежды жителей Аляски.

Григорий Александрович так отзывался о своей работе над полотном: «Эскизы. Я их делал не только в карандаше или в живописи, а брал пластилин и лепил в нужной позе фигуру, пригодную для моего эскиза. Вернее, окончательного решения».

«Колумб российский. Г. Шелихов на Дальнем Востоке» — одна из лучших работ художника. Булгаков передал колорит местности, придал каждому элементу законченную совершенную форму. Особенностью полотна является новизна в выборе темы.

Жанровое разнообразие

Григория Булгакова очаровала природа Кубани. Он родился и вырос в средней полосе России, поэтому, приехав сюда, был поражен местным колоритом. В пейзажных этюдах художнику удалось передать смену настроения природы в зависимости от времени года. Григорий Александрович не обошел своим вниманием реку Кубань. Несколько полотен посвящены матери края.

Художник любил путешествовать по Белому морю, Крыму, Азову, Закавказью, Северному Кавказу, Прибалтике, Краснодарскому краю. Вдохновляясь красотами необъятной родины, он создавал пейзажи и объединял их в циклы – «Воспоминания, или Родная земля», «Северный цикл», «Поездки по Кавказу и Закавказью», «По Прибалтике», «Городской цикл». Этюды из «Северного цикла» были представлены на Кубани в 1958 и 1968 году. Сейчас они находятся в частных коллекциях.

Булгаков работал над портретами. Один из них был создан вскоре после возращения с фронта. Григорий Александрович натянул плащ-палатку на подрамник, чтобы написать портрет матери – ангела-хранителя, оберегавшего художника во время страшных событий.

Важной составляющей творчества Булгакова являются автопортреты. Обращение к этому жанру связано с самопознанием художника. Он отмечал: «Представление о себе у меня есть».

Графика в работах кубанского художника представлена многообразно. В 1947 году Григория Булгакова приняли в Союз художников СССР, а в 1950-1970-х годах он участвовал в организованных Союзом художников групповых творческих поездках. Там Григорий Александрович и создавал печатную графику: серии «Шесхарис», «Азовсталь», «Азовье», цикл «По Закавказью» и другие.

Полотна Григория Булгакова привлекают удивительным сочетанием простоты и профессионализма. Заслуженный работник культуры России известный кубанский поэт Кронид Обойщиков отмечал: «Картины Булгакова как раз относятся к той категории картин, которые мне нравятся по своей духовности, по своей простоте, по своей ясности, по своему профессионализму».

Григорий Булгакова – гордость Кубани. Его полотна хранятся в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, в частных отечественных и зарубежных коллекциях.

Прошло 106 лет со дня рождения Григория Александровича, но память о нем жива. В его работах — богатый исторический опыт страны, который оставлен художников в наследство будущим поколениям

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру