Горные курорты Сочи готовятся к приему гостей. Только за период новогодних праздников город ждет четверть миллиона туристов. Пока же канатные дороги только начинают работу после профилактики. За сезон им предстоит перевезти несколько миллионов человек. О том, как летают кабинки, сколько нужно лампочек, чтобы подняться на гору, и можно ли оказаться в фильме «Замерзшие», где катающихся на подъемнике съели волки, узнавала наш корреспондент.
Большое хозяйство
Начало зимы. Верхушки гор покрыл снег. Пока на курортах Сочи неторопливо и пустынно. Тихий шум Мзымты, неспешно прогуливающиеся туристы. Еще чуть-чуть — и здесь будут сотни тысяч лыжников и сноубордистов в ярких костюмах. Вжух — и ты на горе! А пока... Мы едем на курорт «Роза Хутор». Здесь создан самый большой в России парк канатных дорог.
— Прокладка канатных дорог началась в 2006 году. Сегодня на курорте работают 32 подъемника разных типов. Есть и с кабинками, есть открытого типа, есть скоростные, чтобы быстрее добраться до горы, есть более медленные, чтобы удобно было сходить. В прошлом году у нас появилась новая канатная дорога с десятиместными кабинками, созданная по системе D-line. В ней применено более двухсот различных инноваций, это, что называется, последнее слово техники. По сути дела, здесь собраны все возможные виды, кроме системы 3S с тремя канатами и фуникулера, который ездит по рельсам по земле. Кстати, такой поезд есть в аэропорту Шереметьево, он курсирует между терминалами. И это тоже канатная дорога,— рассказывает руководитель службы канатных дорог «Роза Хутор» Алексей Третьяков.
В зимний сезон обслуживают всё это хозяйство 280 человек. Это дежурные по станциям, машинисты канатных дорог, инженеры-электромеханики и слесари-обходчики.
— Сегодня у нас в стране специалистов по канатным дорогам готовит только один вуз — в Новочеркасске. Я сам пришел в профессию, можно сказать, с одиннадцати лет. Нам тогда в Кемерове квартиру дали рядом с горнолыжным склоном. Пошел покататься, замерз — увидел станцию канатки. Канатчики меня чаем напоили — согрелся и заинтересовался. Стал «сыном полка». А в шестнадцать лет уже пошел подрабатывать на канатку, потом уже был институт,— поясняет Алексей Третьяков.
Свои тонкости
С одной стороны, любая канатка — это довольно просто. Представьте два огромных колеса — шкива, между ними натянут прочный канат, на него подвешены кабинки. Колеса движутся — канат крутится — кабинки едут. Чтобы увидеть всё это наглядно, заходим в специальное техническое помещение, которое тут же называем «музеем» канатных дорог.
— Здесь мы в том числе проводим обучение, показываем, из чего состоит канат, какими зажимами крепится кабинка, что такое ролики и балансиры,— рассказывает Алексей.
Канат должен находиться на определенном расстоянии от земли, не провисать. Поддерживают его опоры. Алексей подходит к огромному металлическому кубу высотой под два метра.
— Под каждой опорой прочный фундамент. Он торчит из земли миллиметров на сто пятьдесят — двести, а под ним — большая платформа. В нее залито от 25 до 100 тонн бетона. Держать анкерную группу, к которой крепится опора, помогает арматура,— объясняет канатчик.
— А сколько может выдержать опора?
— Все нагрузки на канатной дороге рассчитываются с коэффициентом прочности шесть. Например, каждая кабинка рассчитана на 640 килограммов и перевозку восьми пассажиров. Таких кабинок на канатке, допустим, сорок. Умножьте шестьсот сорок на сорок, прибавьте вес каната, роликов и прочего оборудования и всё это увеличьте в шесть раз. Такой вес выдержит опора. Но смысл в том, что за счет равномерного распределения кабинок и за счет специальных роликов, которые поддерживают канат, есть такие точки, где нагрузка на опору получается практически нулевая.
«Стрела» — длинная и прочная
Садимся в кабинку канатной дороги «Стрела». Это самая длинная канатка в Европе. Ее протяженность — 3,95 километра. Для ее создания потребовался канат длиной почти восемь километров.
— Канат состоит из шести прядей, каждая из них — из 36 стальных проволок. Проволоки оцинкованы для того, чтобы избежать коррозии. Внутри канат заливается специальным пластиком, который заполняет все пустоты,— и получается так называемая звездочка. Иногда гости спрашивают: «Может ли канат порваться?» Теоретически да, например, если на него самолет упадет. А вообще, такие канаты, как у нас, выдерживают в зависимости от диаметра разрывное воздействие от 200 до 900 тонн. На каждой опоре установлены специальные датчики. На «Стреле» 29 опор, а значит, больше сотни датчиков. Когда канат проходит под ними, датчики видят канат и его положение на роликах. Именно поэтому, когда начинается ветер и канат раскачивается, датчик перестает его «ловить» — канатка автоматически замедляется. За сезон бывает в общей сложности дней десять — двадцать, когда канатки не работают из-за ветра. Вообще, большинство процессов на подъемниках контролирует компьютер,— объясняет специалист.
В случае грозы и попадания молнии в канат ток по наименьшему сопротивлению уйдет в ролики опор, на которых установлена специальная токопроводящая резина. Еще одно неприятное природное явление — обледенение. За счет перепада высот на канате накапливается иней.
— Чтобы не случалось обледенения, мы включаем канатку в режиме «черепаха», когда она постоянно, даже ночью, крутится на очень маленькой скорости. Также на станциях канатных дорог установлены специальные механические щетки, которые чистят верхнюю фрикционную часть зажима,— отмечает Алексей Третьяков.
Канатная дорога «Стрела» движется со скоростью шесть метров в секунду. Буквально пятнадцать минут — и мы уже на 1600 метрах. Пока туристы выходят попробовать первый снег и ударить в специальный шаманский бубен, Алексей ведет нашу команду в святая святых. По небольшой железной лестнице мы поднимаемся к потолку станции и...
— Это два двигателя канатной дороги, они приводят в движение шкивы. Их мощность — более мегаватта, это примерно десять тысяч лампочек. Это редуктор — он гасит скорость до необходимой,— рассказывает Алексей.
Профилактика подъемников в горах Сочи проходит два раза в год: в апреле, после завершения зимнего сезона, и в конце октября. За месяц специалисты проделывают огромный объем работ. На всех опорах проверяются роликовые балансиры — это 200—400 роликов, которые нужно осмотреть, а при необходимости надо заменить в них подшипники. Оцениваются канаты, нет ли на них поврежденных проволочек. В редукторах меняется масло. Настраиваются кабинки, проверяются крепления опор к фундаменту. К приему гостей готовы.
— Смотрели фильм «Замерзшие», где людей на канатке забыли? Может такое быть?
— В этом фильме столько ляпов. Конечно, нет! После того, как канатка завершила работу, мы прогоняем несколько кругов, дежурные по станции осматривают все кабины. Так что остаться ночевать на подъемнике явно не получится,— улыбается Алексей.
— Ну а если что случится? Все-таки техника...
— Для этого разработан четкий регламент. В случае какого-то происшествия автоматика тут же останавливает канатку. Если мы понимаем, что в течение получаса подъемник запустить нельзя, начинается спасательная операция. Спасатели курорта поднимутся по опорам, распределятся по канату и в течение часа — четырех спустят вниз всех пассажиров. К каждому сезону проходят специальные учения. Спускаемся вниз. Выходим из кабинки. И точно знаем, что скоро вернемся в горы Сочи покататься и на лыжах, и на канатках. Зимний сезон начинается.