В курортных городах Кубани введены ограничения на использование электросамокатов

В курортных городах Кубани введены ограничения на использование электросамокатов
Фото: "МК на Кубани"

Средства индивидуальной мобильности, или СИМ, остаются популярной темой для публичных дискуссий. В средствах массовой информации и соцсетях сторонники и противники электросамокатов, моноколес, гироскутеров, сегвеев и так далее регулярно ломают копья вокруг проблемы безопасного использования СИМ.

При этом поклонники СИМ доказывают экологичность, практичность и современность таких средств передвижения, противники же говорят о связанных с ними неудобствах и опасностях для «немобильной» части населения и самих самокатчиков. Разумеется, доля истины есть в аргументах каждой из сторон и в поисках решения проблемы нужно учитывать их все. Баланс свободы передвижения и необходимости обеспечивать порядок на улицах можно найти только таким способом.

Ограничения для безопасности

Эксперты полагают, что разделение потоков пешеходов и пользователей электросамокатов — ключ к обеспечению безопасности всех участников дорожного движения. Власти Геленджика, стремясь к этому, ввели запрет на использование самокатов и других видов электротранспорта на главной набережной города.

Данное ограничение вступило в силу в июне текущего года. Решение было принято администрацией курорта в ответ на многочисленные жалобы горожан и участившиеся случаи травм. Количество обращений за медицинской помощью после падений с электросамокатов возросло в четыре раза: с двух-трех случаев в сутки прошлым летом до пяти — восьми в текущем сезоне.

— Набережная — излюбленное место отдыха жителей и гостей курорта, и наша задача — обеспечить здесь безопасную и комфортную атмосферу,— подчеркнули в администрации.

Теперь на всех въездах на набережную установлены знаки, запрещающие движение СИМ, а сотрудники ДПС следят за соблюдением правил. Инспекторы уже выписали около двухсот штрафов, каждый из которых, согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП РФ, составляет восемьсот рублей.

Геленджик не первый и не единственный кубанский город, в котором действуют подобные ограничения на движение СИМ. К примеру, в Анапе запрет на электросамокаты на набережной действует с 2022 года, а пункты проката перенесены подальше от пешеходных зон.

В Сочи действует запрет на использование СИМ в тридцати семи городских зонах, включая Приморскую набережную, парки и центральные улицы. Там, где электросамокаты ездить могут, их скорость снижена до десяти — двадцати километров в час, а возле школ они автоматически блокируются.

В Краснодаре электросамокаты запрещены в городских парках и на улице Зиповской, в районе спортивного комплекса «Стань чемпионом», на Александровском бульваре, а также на участке улицы Красной, между Главной городской площадью и кинотеатром «Аврора». На нескольких улицах есть специальная разметка для парковки. Помимо этого, кикшеринговые компании ввели программное ограничение скорости на своих устройствах, не позволяющее самокатам двигаться быстрее пятнадцати километров в час.

Электросамокаты — источник опасности

Стремительный рост популярности электросамокатов обусловлен прежде всего распространением кикшеринга — сервисов краткосрочной аренды индивидуальных средств передвижения. Простота и удобство аренды привели к тому, что в Сочи сейчас насчитывается свыше двенадцати тысяч электросамокатов. В Анапе их около четырех тысяч, в Геленджике — три с половиной тысячи, в Новороссийске примерно столько же, а в Туапсе — около двух тысяч. Лидером в количестве электросамокатов является Краснодар, где, по данным кикшеринговых компаний, их уже более восемнадцати тысяч. Если добавить к этому частные электросамокаты, общее число станет еще более внушительным.

Жители региона оценили удобство использования этих средств передвижения, однако часто забывают о рисках, связанных с их эксплуатацией. Важно помнить, что электросамокат — это скоростное, бесшумное и одновременно неустойчивое средство передвижения, представляющее опасность как для водителя, так и для пешеходов. Потому решение проблемы, связанной с использованием электросамокатов, требует не только запретительных мер.

К слову, существует и проблема сложности контроля соблюдения правил пользователями СИМ. Например, арендные электросамокаты оснащены специальным программным обеспечением, которое блокирует их в запрещенных зонах. Однако это не распространяется на частные самокаты.

Другой пример — требование спешиваться при переходе проезжей части, обозначенное в правилах. Технически невозможно контролировать соблюдение этого правила, так как система распознает только сам самокат, но не может определить, находится ли на нем человек. Также сложно отследить езду вдвоем, которая тоже является нарушением.

В итоге остается полагаться на сознательность граждан и проводить профилактическую работу, разъясняя важность соблюдения правил. И следует помнить, что ответственность лежит как на пользователях электросамокатов, так и на компаниях, предоставляющих их в аренду.

Изменить статистику

По данным на начало июля, в Краснодарском крае с начала года по июль зафиксировано тринадцать дорожно-транспортных происшествий, в которых участвовали несовершеннолетние, управлявшие средствами индивидуальной мобильности. В результате этих происшествий двенадцать юных жителей Кубани получили травмы различной степени тяжести, а один подросток погиб.

Как сообщили в краевой Госавтоинспекции, основными причинами аварий с участием подростков на СИМ являются нарушения Правил дорожного движения либо их незнание, езда вдвоем на самокате и отсутствие защитной экипировки.

К сожалению, количество происшествий продолжает расти. В социальных сетях появилась информация о том, что двадцать второго июля текущего года во дворе многоэтажного дома на улице Архитектора Ишунина в Краснодаре водитель электросамоката наехал на четырехлетнего ребенка, катавшегося на велосипеде. В результате инцидента ребенок получил серьезные травмы и был доставлен в больницу.

По данному происшествию следственным отделом по Прикубанскому округу города Краснодара Следственного управления Следственного комитета России по Краснодарскому краю возбуждено уголовное дело по статье 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

В рамках уголовного дела проводятся необходимые следственные действия для выяснения всех обстоятельств произошедшего. Ход расследования находится на контроле руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю А. К. Маслова.

Случаются в столице Кубани дорожно-транспортные происшествия, не подпадающие под уголовную ответственность. Так, в конце июля в соцсетях появилась информация о том, что в Краснодаре самокатчик сбил маленькую собаку и вступил в конфликт с ее владельцем. «Этому нужно положить конец! Я стала свидетелем того, как самокатчик сбил собаку в пешеходной зоне! Началась драка, но нарушитель считает себя правым. Друзья! Пожалуйста, ездите только там, где это разрешено, не подвергайте опасности жизнь людей и животных»,— написала свидетельница происшествия. Пожалуй, ее слова многим самокатчикам стоит взять на заметку.

Правила спасают жизнь

Безопасность пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) напрямую зависит от неукоснительного соблюдения Правил дорожного движения. Правоохранительные органы подчеркивают необходимость активной работы с несовершеннолетними и их родителями. Дети до четырнадцати лет часто не осознают всей ответственности и недостаточно знакомы с Правилами дорожного движения. Неопытные водители, не обладая базовыми навыками и знаниями, могут создавать непредсказуемые ситуации на дороге. Поэтому родителям, планирующим покупку СИМ, важно помнить о повышенном риске, которому они подвергают своего ребенка.

Приобретая для дочери или сына велосипед, гироскутер, мотоцикл, самокат или иное средство передвижения, родители в первую очередь должны заботиться о безопасности, здоровье и, возможно, жизни своего ребенка.

Законодательство определяет любое транспортное средство как источник повышенной опасности. Таким образом, мастерство, опыт и профессионализм водителя играют ключевую роль в обеспечении безопасности не только его самого, но и всех участников дорожного движения.

Родительская задача — предугадать и предотвратить опасные ситуации, в которые может попасть ребенок. Прежде чем разрешить ребенку кататься на самокате, необходимо убедиться, что он отлично знает правила дорожного движения для СИМ и неукоснительно их соблюдает на улицах города.

Не будет лишним освежить в памяти ключевые требования Правил дорожного движения для пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ). Итак, согласно правилам дети до семи лет могут использовать СИМ только под контролем взрослых, перемещаясь по тротуарам, пешеходным зонам и специализированным дорожкам. Допускается движение по велопешеходным дорожкам при условии соблюдения приоритета пешеходов.

Для детей старшего возраста правила менее строги. Подростки от семи до четырнадцати лет могут самостоятельно управлять СИМ, но обязаны передвигаться исключительно по тротуарам, пешеходным зонам и велосипедным дорожкам. Езда по обочинам и проезжей части для этой возрастной группы запрещена.

Подростки старше четырнадцати лет имеют право передвигаться по велопешеходным и велосипедным дорожкам, велосипедным полосам и проезжей части велосипедных зон. В пешеходных зонах разрешено движение на СИМ, если их вес не превышает тридцати пяти килограммов.

Остается добавить, что в настоящее время СИМ не подлежат обязательной регистрации. Однако согласно планам Министерства транспорта с первого сентября 2026 года регистрация СИМ в государственном реестре станет обязательной процедурой.

Новые СИМ должны быть зарегистрированы в течение десяти дней после приобретения с получением уникального идентификатора, аналогичного автомобильному номеру, и QR-кода. Для владельцев уже используемых СИМ предусмотрена отсрочка до первого марта 2027 года.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру