Краснодарский край входит в пятёрку самых пьющих регионов РФ

Краснодарский край входит в пятёрку самых пьющих регионов РФ

Россия, как бы ни было это печально, считается одной из самых пьющих стран в мире. По последней статистике, на душу населения у нас приходится до 11,5 литра алкоголя в год.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия занимает «почетное» пятое место в «алкогольном» рейтинге мировых держав. Первое, кстати, держит Беларусь: там за год каждый выпивает 14,4 литра алкоголя. Далее следует Литва, Чехия, Франция.

Чтобы нам за себя совсем не было стыдно, уточню: если опираться на рейтинг ВОЗ, то самыми пьющими странами нынче можно считать государства Европы с высоким уровнем жизни и развитой экономикой. По статистике, там хроническое пристрастие к алкоголю имеет каждый пятый. В общем, в состязании «кто больше выпьет» мы с вами среди достойнейших. Порадовались? А теперь снова о грустном. За скупыми и сухими отчетами Всемирной организации здравоохранения живые люди, живые судьбы. И судя по циферкам, мы с вами жестко бухаем, товарищи, и с этим пора что-то делать.

Немного истории

А вы знаете, что пили наши предки? Дружбу с алкоголем человечество пронесло сквозь века. Эволюционировали люди — эволюционировали и спиртные напитки.

По мнению историков, в Московском царстве традиционными напитками были слабоалкогольные мед, квас и пиво. С началом отношений между Византией и Московией, примерно в X веке, в обиходе славян появилось вино.

Первым грандиозным алкогольным реформатором в Московии стал царь Иван Грозный, создавший по стране сеть так называемых царевых кабаков. Согласно его указу распивать спиртное разрешалось только здесь. Цены были высокими, алкоголь крепким, а закусывать считалась дурным тоном.

Вот с тех пор у нас и повелось пить, не закусывая, и эта традиция жива еще до сих пор. Помните шутку: «Закуска градус крадет»?

А еще анекдот почти в тему есть. Два мужика с вечера выпивали, отравились, попали в больницу. Их откачали, лежат они на соседних койках, обсуждают, что стало причиной: вчера купили три бутылки водки и один сырок на закуску... Тут один бьет себя по лбу и говорит: «Я понял! Сырок просроченный был!»

Но шутки шутками, а культуры пития нашим людям и правда всегда не хватало.

Пьянству — бой!

Первый бороться с пьянством в России начал Петр Первый. Он придумал выдавать пьяницам «медаль» — вешать им на шею шестикилограммовую чугунную звезду с надписью: «За пьянство». Носилась награда от недели до года — пока человек не давал публичную церковную клятву отказаться от алкоголя.

Со временем о чугунной медали в стране забыли, и второй старт борьбе с алкоголизацией населения в России был дан в XIX веке.

Театр вместо водки

Инициатором первой масштабной антиалкогольной кампании в стране стал тогдашний министр финансов Сергей Витте. В 1894 году в стране появилась сеть так называемых чистых чайных, где можно было перекусить, почитать газеты, поиграть в шашки или шахматы. Платить за обед в таких чайных можно было не только деньгами, но и особыми марками. Состоятельные горожане покупали эти марки и раздавали их в качестве милостыни и как оплату за мелкую работу, чтобы нищие и разнорабочие тратили их не на выпивку, а на еду.

А еще по всей Российской империи начали массово открываться общедоступные театры, сады для гуляний и народные дома с библиотеками, детскими кружками и развивающими курсами для взрослых. Вот как, оказывается, заботились о народе во времена царизма.

Кстати, вся эта работа дала положительный результат. Население действительно стало меньше пить. Если в 1863 году, по статистике, на человека в год приходилось около пятнадцати литров водки, то к 1913 году эта цифра составила всего 3,14 литра. А в 1914 году в стране ввели сухой закон, и благодаря ему годовое потребление водки на человека снизилось до 0,2 литра. А потом грянула революция — и вся антиалкогольная работа в стране, как говорится, накрылась медным тазом.

Советский период

По историческим данным, в двадцатые годы одна среднестатистическая московская семья за двенадцать месяцев выпивала аж 65 литров водки. Вы представляете себе масштабы проблемы?

В 1927 году советское правительство спохватилось и сообразило, что с пьяным народом светлое будущее не построить, а потому решило объявить алкоголикам бой. Пьяниц на предприятиях страны наказывали материально, их активно чихвостили на общих собраниях коллективов, а потом к антиалкогольной работе подключили еще и детей.

В 1928 году в СССР появилось Общество борьбы с алкоголизмом. Его первым проектом стали детские походы против пьянства. По всей стране пионеры выходили на демонстрации с лозунгами типа: «Отец, брось пить. Отдай деньги маме» — и даже «Расстрелять всех пьяниц!».

Еще один интересный проект Общества борьбы с алкоголизмом — беспроигрышная лотерея. За тридцать копеек любой желающий мог приобрести лотерейный билет с информацией о вреде пьянства, а в качестве выигрыша он получал какую-нибудь интересную книгу.

У советского Общества борьбы с алкоголизмом было еще много действенных проектов, однако оказалось, что без активных продаж алкоголя госказна стремительно беднеет.

В 1930 году Сталин писал Молотову, что ради индустриализации страны и наращивания военной мощи «нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки». Как итог Общество борьбы с алкоголизмом попросту разогнали.

Очередной виток

Вновь о пропаганде трезвости в СССР всерьез заговорили в шестидесятых годах. На пленуме ЦК КПСС 1963 года было предложено ввести товарищеский суд для пьяниц. Проще говоря, пьющих людей начали гнобить на общественных собраниях, наказывать рублем. Но толку из этого не вышло: по статистике, если в 1960 году в СССР употребляли 3,9 литра спирта на человека в год, то в 1970-м эта цифра увеличилась до 6,8 литра.

Советское правительство придумало другой ход: в 1972 году с прилавков решили вытеснить водку и заменить ее вином, слабыми ликерами и пивом. Но наш народ нашел выход: начал смешивать разные спиртные напитки, что гарантировало быстрое опьянение. А еще советские граждане начали активно посещать общественные бани. Ведь всем известно, что в условиях высокой температуры пьянеется быстрее.

Как мера борьбы с пьянством пивная кампания провалилась: к 1980 году 47 процентов смертей в СССР было так или иначе связано с алкоголем.

Горбачев и водка

Представители старших поколений наверняка помнят 1985 год: именно тогда новый глава правительства Михаил Горбачев затеял очередной этап борьбы с пьянством. Правда, по сути, нового там ничего не было. Все меры оказались стандартными, просто применялись в более радикальной форме.

Бутылка водки взлетела в цене в два раза и стала стоить примерно девять рублей при средней зарплате в стране рублей в сто в месяц. Время продажи алкоголя было ограничено: им торговали только в специализированных магазинах с 14:00 до 19:00.

Но народ нашел выход и начал массово гнать самогон. В общем, употреблять алкоголь меньше люди не стали.

И еще один момент, которым ознаменовались советские годы доперестроечного периода: на уровне государства алкоголиков решили лечить. Насильно.

«Народные» ЛТП

Для принудительного лечения пьяниц по всему СССР открыли сеть ЛТП — лечебно-трудовых профилакториев, которые находились в ведении МВД.

Условия содержания алкоголиков в ЛТП почти не отличались от условий содержания заключенных в зонах. Разница только в том, что нахождение в этих профилакториях не считалось тюремным сроком.

Кстати, на самом деле в ЛТП не столько лечили, сколько перевоспитывали, преимущественно трудом. Срок пребывания в профилактории варьировался от года до трех лет. Попадали туда по заявлению родственников, трудовых коллективов или по направлению участковыми.

Вышел и начал пить снова? Снова загремишь в ЛТП.

Эффект от перевоспитания в ЛТП был крайне сомнительным, но в качестве профилактической меры это работало: попасть на принудительное лечение от алкоголизма считалось позором.

Лечебно-трудовые профилактории, как и весь институт принудительного лечения зависимых людей, прекратили свое существование в начале 1990-х годов. Это в России. В Белоруссии и Туркмении, например, они до сих пор есть.

Почти личный опыт

В восьмидесятые годы я была еще ребенком, но кое-что о борьбе с пьянством помню. Например, огромные очереди в магазинах за водкой. Впрочем, в те годы очереди были везде, даже в хлебных магазинах люди искали «крайнего» в хвосте на улице.

Еще я помню, как мой сосед дядя Витя загремел в вытрезвитель. Пил он и правда серьезно. Но при этом обладал отличным здоровьем, поэтому не опустился сразу, еще в молодые годы, а продержался «огурцом» аж до пенсии и умер после пьяной драки от удара по голове. Но речь не об этом. Пил мой сосед много и часто, но поутру вставал свеженьким и бодренько шел на работу. Наверное, поэтому его там и не трогали. Что сосед творил в нерабочее время, знала только его жена и мы, ближайшие соседи.

Однажды жена дяди Вити не выдержала и позвонила в милицию. Пьяницу забрали в вытрезвитель. Утром он вернулся домой как ни в чем не бывало, правда, он ничего не помнил и думал, что милиция забрала его, пьяного, на улице и жена ни при чем. Он ни о чем не жалел, но был расстроен штрафом в двадцать рублей. Через пару недель история повторилась. Только во второй раз с соседа взяли за вытрезвитель пятьдесят рублей, а это была треть его зарплаты. Дядя Витя расстроился и дал себе зарок: в рот больше ни капли! Пару месяцев он честно исполнял свою клятву, но в итоге снова запил.

Обращаться в милицию соседка больше не стала — сочла, что вытрезвитель слишком дорого обходится семейному бюджету.

Так они потом и жили: он пил, а она мучилась. А я для себя сделала вывод: одними только запретами русского человека не нагнуть! И еще: пока человек сам не захочет бросить пить, его никто не заставит.

Возвращаясь к настоящему

Итак, борьбе с пьянством в России уже несколько веков, но его мы до сих пор так и не победили. То одно, как видите, мешает, то другое.

В последние годы правительство вроде бы вновь зашевелилось. Спиртное запретили продавать круглосуточно — только с 11:00 до 22:00. Но ничего, наш народ выкручивается: покупает алкоголь из-под полы.

Акцизы на алкоголь подорожали, что сделало существенно дороже саму алкогольную продукцию. И снова, как мне кажется, толку немного: в городе любой таксист вам продаст бутылку «паленки» в рамках вашего бюджета.

А потом в стране был объявлен карантин, всех нас усадили по домам. Естественно, народ от нечего делать опять стал пить. По оценкам крупных ретейлеров, продажи алкоголя по стране выросли в разы.

Что сейчас? А сейчас все мы вновь находимся в состоянии неопределенности — ждем очередного витка антиковидных ограничений и прочих неприятных сюрпризов. А это — нервы. А чем русский человек лечит нервишки, и так понятно.

Кстати, Краснодарский край входит в пятерку самых пьющих регионов страны. В абсолютных лидерах Москва. За столицей с небольшим отставанием идет Московская область, потом Санкт-Петербург, Свердловская область. Ну а мы пятые. Так себе обстановочка.

Куда податься?

Институты принудительного лечения от алкоголизма в стране упразднены, вытрезвителей нет, альтернативы им — тоже... Что делать, если кто-то из близких потерял чувство меры и начал спиваться?

Можно обратиться в наркологический диспансер: там от алкоголизма лечат, правда, исключительно добровольно. Минус обращения в такое учреждение: попав туда и став на учет, человек ставит жирное пятно на своей биографии. Водительские права или разрешение на охотничье ружье после этого получить будет очень трудно.

Можно пройти лечение от алкоголизма в частной клинике — там всё будет шито-крыто, но это дорого.

А что делать, если нет средств? Вспомним известную фразу: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Вот и в этом деле именно так.

Я поузнавала у «знатоков»: по всему Краснодарскому краю действует сеть общественных организаций — обществ анонимных алкоголиков. В Краснодаре, например, работает одиннадцать подобных групп — выбирай любую.

С руководителем одной из них я даже лично пообщалась.

Как их спасают

Илья, так представился мне этот человек, сам в прошлом алкоголик. Говорит, что выпивал часто — то от скуки, то напряжение снимал. Думал, в любой момент сможет остановиться, но однажды понял: силы воли на это нет.

В общем, ситуация стандартная, ничего необычного. Точнее, необычное в этом было только то, что Илья заставил себя искать выход. Сначала он обратился за помощью в общество анонимных алкоголиков, а теперь уже и сам помогает другим людям избавиться от навязчивой привычки.

— Всемирная организация здравоохранения признала алкоголизм неизлечимым заболеванием,— говорит Илья. — И именно это мы пытаемся донести до всех, кто к нам обращается. Мы поможем, поддержим, но бороться с этой болезнью человеку в итоге придется всю жизнь.

Группа Ильи собирается несколько раз в неделю в условленном месте. Иногда помещение предоставляет православный храм, иногда его приходится снимать в складчину либо на деньги спонсоров. Своих средств у общества анонимных алкоголиков не имеется, да и взять их негде: организация некоммерческая — дохода у нее нет.

Поначалу — традиционное чаепитие, организованное опять же из пожертвований самих «больных», потом недолгая лекция и психологический тренинг.

— Кому-то это помогает, кому-то — нет,— рассказывает Илья. — Но положительных примеров, когда человек, благодаря поддержке группы, бросил пить, очень много. Я считаю, мы работаем не зря.

Кстати, среди участников групп больше мужчин, но женщины тоже приходят. Возраст участников — в основном тридцать — пятьдесят лет, то есть сюда приходят те, кто еще не успел окончательно опуститься.

Социальный статус «подопечных» анонимных групп очень разный: от простых рабочих до директоров предприятий и крупных коммерсантов.

— Говорят же, что болезнь не выбирает, к кому прийти,— рассуждает руководитель группы. — Да, у состоятельных людей есть деньги на лечение, но этого иногда мало. В таком деле важно найти единомышленников, тех, кто поймет, не осудит и морально поддержат. За деньги этого не купишь.

Когда мы прощались, Илья вдруг с интересом спросил:

— А вы случайно не хотите посетить наше занятие?

Я слегка опешила, но потом вежливо отказалась. Такой проблемы ни у меня, ни у близких пока вроде бы нет. Если вдруг что, я теперь знаю, куда обратиться... Не дай бог, конечно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру