В ноябре 2021 года во всём мире широко отмечается двухсотлетний юбилей великого русского писателя Федора Достоевского. По всем телевизионным каналам были показаны циклы передач, посвященные писателю, а в Москве и Санкт-Петербурге были обновлены музейные экспозиции, связанные с его жизнью и творчеством. Но мало кто знает, что великий писатель был связан и с Черноморским побережьем Кавказа. Как? Это до сих пор одна из нераскрытых литературных тайн.
Письмо коменданту Сочи
Начало загадочной истории положила необычная находка, сделанная в середине шестидесятых годов ХХ века в городском архиве экскурсоводом Сочинского бюро путешествий Германом Васильевым. Здесь ему попался на глаза документ, датированный 1920 годом. Письмо было адресовано коменданту города: «На основании удостоверения революционно-следственной комиссии от первого марта сего года, освобождающей из-под стражи Филиппа Мурзу, отдел народного образования Сочи просит вас со своей стороны, если вы найдете это возможным, передать Филиппа Мурзу в распоряжение отдела. Его планируется направить в командировку для обследования архива и библиотеки писателя Федора Достоевского, находящейся на даче номер 50 близ Хосты...»
Экскурсовод снял копию и явился с ней в Сочинский литературный музей. Здесь все были крайне удивлены, поскольку о существовании на Черноморском побережье Кавказа дачи писателя Федора Достоевского никто никогда и не подозревал. Да и как он мог купить здесь дачу, если продажа земельных участков на черноморском побережье начала проводиться уже после его смерти в 1881 году? Тогда же сотрудница музея Евдокия Привознова начала собственный поиск документов, относящихся и к даче, и к архиву, и к библиотеке Федора Достоевского. Картина стала постепенно проясняться.
В 1899 году на заседании Государственного Совета России рассматривалось предложение об учреждении на Черноморском побережье Кавказа двух новых городских поселений: Хосты и Романовска (ныне Красная Поляна). Было решено учредить города и отвести в них участки для продажи под дачи частным лицам. В районе Хосты было нарезано около пятисот участков. Покупать земли стали известные в России люди. Княгиня Елена Оболенская, знаменитый ученый, создатель первых в стране субтропических садов Андрей Краснов, академик Императорской Академии художеств Николай Дубовской и еще многие-многие другие тайные и статские советники, генералы, артисты, художники. В этом списке значилось и имя проживающей в Санкт-Петербурге дворянки Анны Сниткиной (Достоевской), вдовы знаменитого русского писателя.
Дача вдовы писателя
По запросу Евдокии Привозновой из земельного архива Краснодарского края была представлена копия купчей сделки. Оказалось, что в 1913 году Анна Сниткина приобрела у государственной казны за 1359 золотых рублей участок номер пятьдесят, в который входило одиннадцать десятин леса и две десятины сада (тогдашние тринадцать десятин — это чуть меньше нынешних тринадцати гектаров земли). Располагался пятидесятый участок южнее деревни Нижняя Николаевка, между городскими поселками Хостой и Адлером, входившими в состав Сочинского округа. Сейчас Нижняя Николаевка стала большим курортным поселком Кудепста, а в тех местах, где когда-то была продана земля под дачу Анне Сниткиной, разместились военная турбаза «Кудепста» и пансионат «Южный». Все старинные здания на этих территориях во время строительства здравниц были уничтожены еще в пятидесятых годах ХХ века.
Очень обрадовалась запросу из сочинского Литературно-мемориального музея Николая Островского автор изданной в 1957 году книги «Описание рукописей Федора Достоевского», литературовед Вера Нечаева. Она прислала в музей большое письмо, в котором сообщила, что летом 1917 года вдова писателя со своей невесткой и двумя внуками действительно выехала на свою дачу в районе Сочи, захватив с собой часть архива писателя. Среди них были черновики нескольких глав «Бесов», «Преступления и наказания» и «Братьев Карамазовых». Еще раньше на дачу была отправлена часть личной библиотеки Федора Достоевского и коллекция редких почтовых марок, принадлежавшая самой Анне Сниткиной. Однако из-за обострения политической обстановки на Черноморском побережье Кавказа, где продолжалась Гражданская война, задержаться в Сочи Анна Сниткина не смогла и перебралась в Крым. Следы взятых ею с собой рукописей писателя и книг из его личной библиотеки на этом теряются...
Поиски зашли в тупик, но...
Вся эта переписка проводилась в шестидесятые годы ХХ века. После этого лет на тридцать поиски зашли в тупик. Было найдено примерное место дачного участка, но самой дачи Достоевских здесь не сохранилось. Было известно, что в доме хранились рукописи и книги, но куда они делись, было непонятно. А самое главное, непонятно было, где еще можно искать хоть какие-нибудь сведения об архиве и библиотеке великого русского писателя.
Тем временем слава Федора Достоевского во всём мире только увеличивалась. Во многих странах Европы и Америки его книги выходили огромными тиражами, а на международных аукционах коллекционеры готовы были платить просто бешеные деньги за автографы писателя.
Удача постигла сотрудников сочинского литературного музея лишь в 1991 году. Тогда происходило слияние партийных, милицейских и государственных архивов, во всех хранилищах документов шли серьезные ревизии. В Сочинском городском архиве было детально изучено административное дело жителя села Каштаны Тимофея Овчара, датированное 1930 годом. Он обвинялся в незаконном захвате земли, принадлежавшей ранее семейству Достоевских.
«В 1913 году я поступил сторожем и садовником на участок жены Федора Достоевского в Сочинском районе,— пояснял Тимофей Овчар. — После революции, когда участок был брошен, я со своей семьей продолжал на нем жить и его обрабатывать. Таким образом удалось сохранить дом от расхищения и разрушения. Когда в 1924 году Сочинская РАЙЗИ (районная земельная инспекция. — Авт.) взяла брошенные участки на учет и стала заключать договора с арендаторами, я оформил бывший участок жены Федора Достоевского в аренду. По распоряжению председателя Адлерского революционного комитета Ивана Карпухина в 1926 году большая часть обстановки дачи, вся библиотека и рукописи были переданы мной оперуполномоченному Владимиру Чудову. Ему поручено доставить всё это в административный центр Северо-Кавказского края — город Ростов-на-Дону. У меня имеется расписка Владимира Чудова...»
Тут же была пометка представителя уголовной комиссии о том, что расписка и впрямь представлена, но при этом, как показало следствие, оперуполномоченный Владимир Чудов, отправившись в путь, пропал без вести, а никакие вещи, книги, документы с сочинской дачи жены Федора Достоевского в город Ростов-на-Дону не доставлялись. То есть в 1926 году они были потеряны где-то на маршруте Сочи — Туапсе — Новороссийск — Краснодар — Ростов-на-Дону. Впрочем, искать никто ничего в те годы и не стал. Советская власть поначалу великого русского писателя Федора Достоевского не жаловала, считая его славянофильские, монархические и церковные взгляды явно ошибочными.
Следы антикварных редкостей
Ну вот и всё. Прошло много лет. За эти годы несколько раз книги с экслибрисами личной библиотеки Федора Достоевского появлялись на черных рынках антикварных редкостей в Сочи и Туапсе. В сочинском салоне «Лавка коллекционера» однажды поступил в продажу старинный альбом с марками, владелец которого уверял, что это часть коллекции Анны Сниткиной. Однако чего-либо серьезного из пропавшего архива писателя, например его рукописей, найдено так и не было. Однако, по мнению сотрудников сочинского литературного музея, книги из личной библиотеки Федора Достоевского, а возможно, и его рукописи могут сохраниться на пыльных полках районных архивов, в небольших сельских библиотеках, в городских книгохранилищах Туапсе, Новороссийска, Краснодара, Ростова-на-Дону. В частных коллекциях, наконец. Эти бесценные реликвии в нашей стране искали и ищут ученые в самых разных уголках страны, но никто и никогда всерьез не искал их на юге России. Про сочинскую дачу жены Федора Достоевского знали немногие, про то, что здесь бесследно исчезли уникальные книги и рукописи, тем более долгие годы не знал никто.
Но смысл продолжить поиски есть. И совсем не потому, что рукописи и книги из личной библиотеки Федора Достоевского сейчас очень высоко будут оценены антикварами, многие коллекционеры будут готовы заплатить за них большие деньги. Дело не в этом. Эти книги и листы рукописей являются национальным достоянием нашей страны. И пока оно рассеяно где-то на юге, одна из литературных тайн Черноморского побережья Кавказа остается нераскрытой...