Осень в Сочи выдалась дождливая. На штормовые предупреждения жители города уже и внимание перестали обращать. Всё изменилось ночью пятого октября. За двое суток на курорте выпало пятьдесят миллиметров осадков, что гораздо больше нормы. И пока большинство жителей мирно спали под шум дождя, социальные сети уже пестрели пугающим словом «оползень».
Вниз по склону
Оползень сошел ночью пятого октября в Сергей-Поле. Это горное село расположено недалеко от Дагомыса, в Лазаревском районе. Живописные виды, земли, граничащие с национальным парком.
— Мы спали. Часа в три ночи я проснулась от какого-то шума. Подумала, упал ребенок с кровати. Пошла посмотрела — всё в порядке. Удары продолжались. Было такое ощущение, что лопается крыша. Разбудила мужа — включили свет: на стыке потолка и стены увидели трещину. Быстро собрались, вышли на улицу. Там между домом и бетонной площадкой обнаружили трещину. Увидела, как наклоняется газовая трубу. Муж тут же перекрыл вентили, выгнали машину и поехали из дома. Это всё быстро произошло, не час, не два — может, минут пять,— рассказывает Анжелика Бабаян, жительница села Сергей-Поле.
Дом Анжелика с мужем построили двенадцать лет назад. Учитывая особенности горной местности, в фундамент вбили девять свай по пятьдесят сантиметров в диаметре и двенадцать метров глубиной. Залили пояс ростверка, положили бетонную подушку.
— Видимо, такая масса земли была, что ее ничто не могло остановить. У нас просто дом от свай оторвало и развернуло. Рядом с нами был кирпичный дом, он один раз уже перенес оползень 34 года назад и устоял. На этот раз он просто разрушился,— показывает фотографии с места катастрофы Анжелика.
Вслед за домом Анжелики снесло и целый коттеджный поселок Горная Поляна. Его построили совсем недавно. Двадцать аккуратных домов, каждый из которых «Циан» оценивал в сумму от 18 до 27 миллионов рублей, просто съехали вниз по склону. Земной силой их протащило на сто, а то и более метров.
К счастью, никто не пострадал
— Мы успели уехать — сразу после этого разломало дорогу. Я позвонила на номер 112, рассказала, что оползень. Приехали быстро и спасатели, и служба газа, и электрики. Начали рваться провода, искрить. Нам предложили помощь, размещение, но мы поехали к свекрови. Завтра переедем в квартиру к подруге. Другого жилья у нас нет. Да и это было не застраховано, никак не могла собраться это сделать,— пояснила Анжелика.
Из двадцати домов коттеджного поселка на момент оползня было заселено восемь, из них эвакуировали семьдесят человек. К счастью, никто не пострадал. Правда, поселок выглядит как из страшной сказки. Будто огромный великан разбросал белые кубики.
— Всю ночь спасатели, работники дорожных, коммунальных служб и ресурсоснабжающих организаций работали в сложных условиях при продолжающихся подвижках грунта. В работе было задействовано 22 единицы техники и использовано около 600 тонн инертных материалов для отсыпки дороги. В итоге подъезд к коттеджному поселку восстановлен. Также высвобождено восемь автомобилей местных жителей,— сообщили в администрации Сочи в ночь оползня.
На следующий день спасатели и волонтеры помогли пострадавшим вынести личные вещи. Для их хранения выделены специальные склады. Сотрудники водоканала провели откачку воды из подтопленных домов. Во время оползня были повреждены и конструкции электросетей. Для их восстановления придется протянуть полтора километра линий со стороны села Варварка. Электроэнергию в дома жителей соседних домов стали подавать от резервных источников питания. Пострадал от оползня и газопровод, снабжающий большую часть села Сергей-Поле. Пока без газа остаются четырнадцать домовладений.
Где строить можно, а где нельзя?
С Анжеликой Бабаян, чей дом разрушил оползень, мы встречаемся в центре Сочи. Держится она хорошо, спокойно и даже пытается шутить.
— Я всё мечтала о ремонте, а видимо, придется строить новый дом. Только точно не в Сергей-Поле. Понимаю, что ни мой дом, ни дома из коттеджного поселка не вернешь и уже ничего не сделаешь. Но когда мы строились, нам выдали разрешение. Значит, строить в этом месте было можно. Как же так получается? — спрашивает Анжелика.
Объясняется всё просто. В соответствии с российским Градостроительным кодексом для возведения дома на участке для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) сегодня достаточно представить уведомление. По сути, просто на листке обозначить границы строения. И всё. Не нужны ни изыскания геологии, ни расчеты конструктивных решений, ни проектирование водоотведения. Поскольку такие затраты составляют 5—10 процентов от стоимости строительства, собственники их зачастую избегают. Причем такая ситуация касается как владельцев частных домов, так и застройщиков коттеджных поселков. Но конкретно для Сочи уведомительный порядок стройки явно не подходит.
— Сочи находится в зоне повышенной опасности, здесь сейсмика — восемь — девять баллов. Строительство дома без проектирования похоже на операцию на сердце без анализов. Никто из врачей никогда не скажет: «Ложитесь на операционный стол. Мы вам всё сделаем, а потом посмотрим, что будет». Так и со строительством. Поскольку оползневые процессы для Сочи характерны, перед началом стройки необходимо провести полное проектирование объекта, учесть и геологию, и конструктивные решения. Это должно быть обязательным этапом. Сегодня мы как профессиональное сообщество обратились к главе Сочи с предложением внести необходимые поправки в Градостроительный кодекс,— пояснила генеральный директор центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» Ольга Шебзухова.
Архитекторы считают, что подходить к строительству в Сочи необходимо системно. При проектировании зданий нужно учитывать не только особенности собственного участка, но и окружающих. Оползень в Сергей-Поле тому яркий пример. Некоторые специалисты его причиной называют строительство многоэтажных домов выше оползневого участка. Сегодня эти пятиэтажки оказались в прямом смысле на краю глубокой пропасти.
— В советское время в Сочи работало Управление берегозащитных и противооползневых работ, которое занималось и берегоукрепительными работами, и мониторингом оползневых процессов. Поэтому строительство жилых домов на многих участках было запрещено, они предназначались только для садовых домиков. Сегодня такие земли переводятся в категорию для ИЖС и на них строят дома для постоянного проживания. Поэтому сейчас необходимо консолидировать всю имеющуюся информацию по опасным для строительства участкам,— подчеркнула Ольга Шебзухова.
По предложению главы города Сочи Алексея Копайгородского опасные оползневые участки отметят на новом генеральном плане Сочи. Его разработка будет идти в течение двух лет. Пока же остается только надеяться, что новые ливни не окажутся катастрофой. Коттеджных поселков в городе достаточно.
Что касается села Сергей-Поле, то здесь специальная лицензированная организация проведет геологическую экспертизу и определит возможность использования данного участка. Выплаты пострадавшим будут идти в два этапа. На первом за движимое имущество они получат от десяти до ста тысяч рублей. Затем будет подготовлено обращение в администрацию Краснодарского края о выделении средств на компенсацию за дома. Для того чтобы процесс шел быстро, введен локальный режим чрезвычайной ситуации.
И не только
В ходе обильных дождей в Сочи пострадали не только дома, но и федеральная трасса Джубга — Сочи. Это единственная магистраль, ведущая на курорт. На ней образовалось сразу четыре аварийных участка. Самый проблемный находится в районе Мамайского перевала. Здесь идут инженерно-геологические работы для принятия конкретных технических решений. Еще на трех участках предусмотрен капитальный ремонт с установкой удерживающих конструкций и монтажом системы водоотведения. На одной из локаций работы начались, еще для двух проектные документы направляются на государственную экспертизу. Для снижения нагрузки на автомагистраль и уменьшение трафика разработаны альтернативные варианты подъезда.