Летом на трассах вдоль черноморского побережья всегда пробки. Это знают, наверное, все, но это почему-то мало кого останавливает. Российские туристы упрямо едут к морю на личных легковушках из разных уголков страны.
Просто пример приведу. Зимой путь на машине из Краснодара до центра Сочи занимает не более пяти часов, и это еще с остановкой на заправку и небольшой передых с перекусом. Летом та же самая дорога становится «длиннее» раза в полтора.
Стоишь в бесконечной пробке, разглядываешь машины... Откуда к нам только не едут... Даже из Якутии! И никого не пугают ни расстояния, ни пробки, ни серпантин.
Казалось бы, на Черное море можно приехать по железной дороге или прилететь на самолете. Но для любителей путешествий на авто это не аргумент. Скажу честно: я и сама такая. Правда, при условии, что поездка займет не более двенадцати часов.
Из путешествий на дальние расстояния на своей машине могу назвать поездки в Крым, Абхазию, Кисловодск и даже Москву. В этом году планировали посетить Санкт-Петербург, но потом передумали ехать туда на автомобиле и купили билеты на самолет.
Что стало поводом для изменения в планах? Именно расстояние.
Финансовый расклад
Если отвечать на вопрос, как и на чем путешествовать выгоднее, то поездку на авто вряд ли можно назвать бюджетной. Скорее, даже наоборот.
Вот примерные расчеты путешествия из Сочи в Санкт-Петербург. Билеты на самолет на двоих туда и обратно нам обошлись в 28 тысяч рублей. Мы считали, во сколько нам выйдет проделать этот же путь на машине. До Питера 2350 километров, или как минимум тридцать часов в пути. Это значит, нашей машине понадобится техобслуживание с заменой масла — либо до поездки, либо после, неважно, но всё из нашего кармана. А это минимум пять тысяч рублей.
Бензин. Одного только бензина нам потребовалось бы более двухсот литров в один конец, что в перерасчете на нынешние цены составило примерно десять тысяч рублей.
А платные дороги? Их с каждым годом становится всё больше. По самым минимальным подсчетам за поездку до Питера нам пришлось бы отдать около четырех тысяч.
Сюда же пришлось бы приплюсовать затраты на ночевку в отеле. Ехать без остановки почти две с половиной тысячи километров — это слишком утомительно...
А если сломаемся в дороге? Это опять деньги.
В общем, подбив на калькуляторе все возможные затраты, мы сделали выбор в пользу самолета. Кстати, как ни странно, летать авиалиниями нынче совсем не дороже, чем путешествовать на поезде. Парадокс? Да.
Билет в один конец на поезд из Сочи в Питер стоит от пяти тысяч рублей в плацкарте и от восьми тысяч в купе. И ехать на нем от 36 до 50 часов, в зависимости от того, какой поезд...
Естественно, мы выбрали путь по воздуху. И не пожалели. Два с половиной часа в небе — и мы на месте. Сэкономлена куча денег, а главное — сил и времени.
Ну да, ощущались некоторые неудобства при перемещении по самому Питеру. Кое-куда ездили на метро, если недалеко — на троллейбусе, несколько раз брали такси и пользовались каршерингом. В целом получилось не дороже, как если бы перемещались по городу на своем авто. Зато голову не надо ломать, где припарковаться, где машину оставить.
Про плюсы автопоездки
Но картина вырисовывается совершенно другая, если вы собрались в путешествие на расстояние километров в пятьсот. Ну ладно, в тысячу. Такой путь займет всего день. Не слишком устанешь, зато в окно насмотришься, красотами природы налюбуешься.
Из самолета много не увидишь. Пейзажи вдоль железных дорог тоже обычно однообразны. На мой взгляд именно поездка на авто дает самое полное представление о местности, по которой едешь.
Просто для примера хочу вспомнить нашу поездку в Крым. Всю дорогу от Керчи до Севастополя я глаза боялась сомкнуть: настолько была поражена красотой природы. Сначала мы ехали вдоль полей. За Феодосией начались горы, и их цвет постепенно менялся от темно-коричневого до рыжего и потом до белого — ближе к Ялте.
Я как будто смотрела длинный научно-фантастический фильм, только вместо экрана передо мной было окно нашей родной машины.
Разве на поезде такое увидишь?
Автотур в Абхазию
Вот именно в Абхазию я бы советовала всем ехать на своем авто. Да, там хорошо развито транспортное сообщение. Поезда, автобусы, туристические микроавтобусы — в Абхазию можно добраться на чем угодно. Но если вы едете не на день, а на какой-то более долгий срок с перспективой близко и досконально познакомиться с этой страной, то путешествие на своем автомобиле — самый оптимальный вариант.
Все главные достопримечательности этой страны сосредоточены в Гагре и Новом Афоне. Для интереса можно посетить Пицунду. Разок, не более, съездить в Сухум.
Местные жители с удовольствием предоставят вам трансфер до любого места, сыграют роль гидов. Но всё это будет недешево и за отклонение от маршрута вам каждый раз предложат немало доплатить. Работы в этой стране мало, народ живет в основном за счет туристов, так что местных можно понять.
Самим по Абхазии путешествовать гораздо проще. Открыл путеводитель — и езжай куда задумал, с тем количеством остановок и изменений маршрута, сколько тебе самому нужно.
Из минусов путешествия на своем авто: в Абхазии злые гаишники. Могут остановить ни за что и без зазрения совести потребовать денег. Но это обычно зимой. К лету местное гаишное начальство получает указание от правительства: русских туристов без нужды не трогать.
Бензин тут лучше тоже иметь свой: на местных заправках налить могут что угодно.
И еще советую не бросать машины где попало. Лучше их ставить на платных стоянках. Даже если такую стоянку охраняет всего лишь один непонятный небритый джигит в сланцах, это всё равно гарантия, что ваше авто не тронут. Дайте парню рублей двести, не скупитесь. Эти две сотни, скорее всего, уберегут вас от внимания местной гопоты.
Немного цифр
Но мои впечатления, мой опыт — это одно. А что думают россияне в целом о путешествиях на авто?
Мне удалось найти немного статистики по этому поводу.
Топ самых популярных направлений для автопутешествий этим летом выглядит так: в первой тройке Крым (17 процентов), Краснодарский край (11 процентов), Санкт-Петербург и Ленинградская область (6 процентов), около 13 процентов россиян готовы отправиться на машине в Абхазию.
По статистике, путешествия на автомобиле хотя бы раз в жизни совершали 88,7 процента россиян.
Почти сорок процентов поклонников автопутешествий выразили готовность провести в дороге более двух суток, двадцать процентов — до двух суток. Остальные считают, что дорога в машине не должна занимать больше суток.
При этом крутить баранку в дороге нравится каждому второму из опрошенных. Четверть заявили, что предпочитают статус пассажира. Остальные готовы в дороге к любой роли.
И еще несколько интересных цифр.
По статистике, 75 процентов любителей автопутешествий предпочитают добираться до места отдыха на своих машинах и только каждый четвертый готов взять авто напрокат.
Чаще всего туристы арендуют бюджетные машины — 60,8 процента, предпочтение вместительным моделям отдают 16 процентов респондентов, а реже всего наш народ нанимает автомобили комфорт-класса —6,8 процента.
Подводя итоги
Так каковы плюсы и минусы путешествия на авто?
Аргументы за.
1. Поездка на личном авто — это полная свобода. И в первую очередь — от расписания поездов и самолетов. Не успел выехать к назначенному времени — не страшно: твоя машина без тебя не уедет.
2. Путешествуя на своем авто, ты сам выбираешь маршрут и в любой момент можешь его изменить, сделав крюк, если куда-то захотелось заехать.
3. В машину с собой можно взять сколько угодно и каких угодно вещей. В питерском аэропорту нас, например, заставили сдать в багаж шампунь и духи, которые мы хотели пронести в ручной клади. Кучу нервов нам вымотали. Кстати, за сам багаж нам тоже пришлось доплатить, причем, весьма ощутимо. Перевес на пару килограммов серьезно отразился на бюджете поездки.
4. В путешествие на личном авто вы берете только тех людей, которые вам приятны. В последний раз в самолете позади нас сидел дядька, громко храпевший всю дорогу. А еще я иногда в Краснодар из Сочи езжу по железной дороге на «Ласточке» — там в вагонах вечно полно детей, шумно и противно пахнет чужой едой.
5. Среди плюсов поездки на личном авто я бы всё же назвала экономичность. Вначале писала, что это невыгодно, а теперь поправлюсь. Выгодно. Но только в том случае, если вы собрались в поездку не в одиночку, а втроем или вчетвером. Чем больше людей в машине, тем ниже себестоимость путешествия. На поезд или самолет билет придется покупать на каждого.
Аргументы против.
1. Усталость. Всё же ехать на большие расстояния — это утомительно. Особенно если вы водитель и вас некому подменить. А если кому-то в машине стало плохо, то поездку в любом случае придется прервать и искать отель.
2. Машина может сломаться. Даже новая! И это хорошо, если она сломалась днем и возле населенного пункта. Мы ломались поздно вечером, уже в темноте, на трассе среди леса. Вот это был треш! Никто не хотел остановиться, чтобы взять нас на буксир, а мобильные телефоны там сеть не ловили. До СТО добрались с большими приключениями, хорошо хоть, что живые и здоровые.
3. Это опасно! Если вы попали в беду на безлюдной трассе, где мобильная связь не работает, дело может закончиться очень плохо.
4. Мошенники на дорогах. Те, кто ездит за рулем, знают: жулики повсюду. Даже если вы соблюдаете все Правила дорожного движения, это не убережет вас от корыстных сотрудников ДПС, которым хочется подзаработать. Следует соблюдать бдительность и в том случае, если вы видите, что на трассе кто-то попал в беду. Возможно, это преступники, которые инсценировали несчастье с целью вас обмануть или ограбить.
Вот такие плюсы и минусы в путешествиях на личном авто я углядела. Надеюсь, эта информация будет вам хоть немного полезна и, собираясь в турне, вы примете правильное решение, как и на чем отправляться в путь.