Торговля через глобальные сети в России набирает обороты

Торговля через глобальные сети в России набирает обороты

Вы часто гуляете по городу? Я живу в Сочи, поэтому было бы грех не попользоваться тем, за что люди платят немалые деньги. Я сейчас про прогулки по нашему уютному и зеленому южному курорту. Так вот, я уже давно обратила внимание на огромное количество курьеров на сочинских улицах — я о доставщиках еды на дом. На общем фоне они весьма заметны: их одевают в специальную яркую одежду с логотипами интернет-сервисов, а за плечами у них специальные ящики с товаром.

Эти люди передвигаются по городу иногда пешком, но чаще на самокатах или мопедах. И кстати, всем мешают. На тротуарах они заставляют прохожих расступаться, а на дорогах — хвататься за сердце водителей авто, которым, конечно же, очень не хочется видеть на проезжей части этих подозрительных ездоков.

Но прочь эмоции. Факт остается фактом: покупка продуктов через Интернет в Сочи всё больше входит в моду.

Кстати, в чате жильцов у нас часто эту тему обсуждают. Многие уже давно отказались от посещений супермаркетов, предпочитая получать товары на дом. Цены почти такие же, но не надо тратить время и деньги на поездку. В общем, вполне выгодно.

А еще в нашем чате часто ругаются из-за домофона. Одни хотят, чтобы он открывался только чипом — электронным ключом. Другие требуют цифровой код. Их аргумент такой: курьеры часто приходят, приносят интернет-покупки — хочется, чтобы они без всяких лишних телодвижений максимально быстро попадали в подъезд и поднимались на этаж.

Каждый раз я, читая эти споры, удивляюсь: надо же, как некоторые люди обленились! Но суть сейчас в другом: доставщики интернет-товаров в нашем доме — гости очень частые.

Всё, что я пишу,— мои личные наблюдения, но они ничем не отличаются от официальных данных.

По заявлению Ассоциации компаний интернет-торговли, в нынешнем году количество покупок, совершенных россиянами через Всемирную паутину, выросло более чем на сорок процентов. Речь, естественно, идет не только о продуктах питания. Народ покупает в Интернете всё: от трусов до холодильников.

Правда, пока доля интернет-заказов в сфере розничной торговли составляет всего десятую часть, но специалисты уверены: если дело и дальше так пойдет, то уже через несколько лет ходить по магазинам станет немодно.

Пандемия и не только

Так что же стало причиной столь резкого роста интереса россиян к интернет-покупкам?

Конечно же, пандемия. Весной прошлого года всех нас усадили по домам и велели без нужды не высовываться. Именно тогда и случился резкий рост числа виртуальных покупок. Многие ретейлеры быстренько спохватились и взялись за организацию доставок своих товаров клиентам прямо на дом. В первую очередь это коснулось продуктов, лекарств и промышленных товаров.

Однако специалисты считают: пандемия хоть и дала резкий пинок нам всем, предпосылки для того, чтобы россияне отправились за покупками в Интернет, были давно.

Например, я уже года три не покупаю запчасти к телефонам в магазинах. Аккумуляторы, защитные стекла — всё это продается на специализированных сайтах, причем дешевле ровно в два раза. Да, надо подождать, пока товар доставят по почте. Ну и что? Если мне не срочно, это не проблема.

Или вот еще. До пандемии мы затеяли ремонт. Через Интернет заказывали электрику: встроенные светильники и сенсорные выключатели — модненькие такие, где нет клавиш включения, а всё срабатывает от легкого касания пальцев. Через Интернет товар оказался на тридцать процентов дешевле, чем в обычных магазинах Сочи и Краснодара.

Всё, кстати, пришло в срок, да еще и в каждой посылке оказалось по подарку: в одну нам розетку для подзарядки смартфона положили, в другую еще какую-то приятную мелочь. В общем, мы довольны.

Мы уже давно ходим в магазины электрики только пощупать товар, рассмотреть, а потом ищем аналог в Интернете и, если время терпит, заказываем его там.

С бытовой техникой то же самое. После ремонта мы много что покупали, и в основном в Интернете. В магазины ходили только вживую на холодильники и стиралки посмотреть, выбрать, а потом выходили за порог и тут же искали в смартфоне, где то же самое можно купить выгоднее.

Или вот еще пример. Моя приятельница увлекается рукоделием. Делает украшения ручной работы, броши, вышивает бисером картины. Все, что ей требуется для изготовления красоты, она тоже покупает только через Интернет: в розничных магазинах товары для рукоделия почему-то стоят гораздо дороже.

Резюмируя сказанное выше, делаю вывод: интернет-торговля в России начала набирать обороты еще до пандемии, но в те времена она интересовала в основном только молодые и прогрессивные умы. Люди среднего возраста и старше к этому сегменту рынка были равнодушны. Во-первых, русскому человеку всё же важно, прежде чем купить, потрогать и рассмотреть товар. Да плюс интернет-торговля дело, как многим казалось, рисковое. Ты не видишь товар, не видишь продавца, и нет никакой гарантии, что процесс купли-продажи пройдет нормально и без обмана.

Но времена меняются. Люди начинают всё лучше разбираться, что к чему, учатся навыкам виртуальной коммуникации. В общем, интернет-торговля постепенно развивалась бы в нашей стране и без пандемии, но пандемия дала процессу толчок, причем, я бы сказала, весьма полезный.

Рынок по-цифровому

Раз уж мы заговорили об интернет-торговле, хочется вкратце поделиться своими знаниями о том, какие бывают виртуальные площадки для заказа товаров.

Для начала давайте представим себе рынок. Некую такую площадь, на которой торговцы расставили палатки и каждый толкает свой товар. И вы ходите по рядам, выбираете, у кого дешевле и лучше. Вот по такому же принципу действуют некоторые торговые интернет-площадки. По сути, они аккумулируют у себя представителей разных торговых фирм, марок. Сами организаторы такого виртуального рынка, может, даже ничего ни не продают — они просто «сдают в аренду» свою виртуальную площадь и следят за порядком.

Цены на товары на таких интернет-площадках обычно достаточно лояльные, ведь здесь нет перекупщиков, посредников и вы приобретаете товар напрямую, из первых рук. Естественно, это положительно влияет на количество нулей на ценниках.

Совершать покупки через такие виртуальные площадки, на мой взгляд, особенно безопасно. Что бы там ни происходило, за всем наблюдает «хозяин рынка», который в случае чего тут же турнет недобросовестного продавца со своей территории. Более того, в некоторых случаях при заказе товара вы не оплачиваете его напрямую продавцу, а переводите деньги на некий общий счет. И продавец получает свое только после завершения сделки и подтверждения того, что вы остались довольны.

Пример приведу. Недавно у нас сломался ноутбук, и мы заказывали через такой виртуальный рынок деталь — новую видеокарту. Послушно ее оплатили, сели ждать — нам обещали доставить ее в течение двух месяцев. Доставили чуть раньше, но оказалось, что это был брак. Честно говоря, мы не ожидали: брали компьютерные детали и раньше, но всё было хорошо, а тут такая неприятность. Связались письменно с продавцом. Нам ответили: снимите видео, как вы устанавливаете видеокарту в ноутбук, а потом включаете его. Мы сняли, им показали. Нам предложили отправить бракованную деталь обратно в магазин, причем за счет продавца.

Сбегали на почту, отправили. Через неделю нам вернули деньги.

В общем, всё честно, без обмана. Наше личное время и нервные клетки не в счет.

Что ж, такое и в обычном магазине могло бы произойти. Только там нам — сужу по личному опыту — пришлось бы с продавцами еще и лично поругаться. Мы ж русские люди — какие разборки без скандала? А в Интернете всё цивилизованно произошло: без эмоций, четко, по делу.

Вирт плюс реал

Еще один вид виртуальных торговых площадок — интернет-магазины, действующие при самых обычных реальных магазинах.

У всех у нас на слуху крупные магазины бытовой техники в Краснодаре. Называть их не буду, все и так догадались. Можно, придя в эти магазины, что-то купить. А можно даже и не ходить, а то же самое выбрать на сайте. Причем на сайте тот же самый товар может быть дешевле. Почему? Как я понимаю, всё дело в том, что затраты на работу сайта ниже, чем затраты на содержание реального магазина, где за аренду торговой площади — плати, продавцам-консультантам — плати...

Вот по такому же принципу нынче работают и многие магазины одежды, обуви, детских игрушек, мебели. В целом удобно. Хочешь увидеть товар вживую — едешь в магазин. Нет времени — полистал виртуальный каталог и выбрал.

Есть виртуальные магазины, где оплату берут до доставки товара, но многие ретейлеры идут на уступки покупателям и оплату берут после доставки. С одеждой и обувью это особенно актуально: вы же должны вещь сначала примерить — вдруг не подойдет. И курьер будет послушно стоять и ждать, пока вы переоденетесь и повертитесь перед зеркалом. В случае вашего отказа от покупки он всё заберет и уйдет без всяких претензий.

Описанные выше интернет-магазины, как мне кажется, тоже вполне безопасны. В случае чего вы всегда знаете, куда прийти и потребовать своего.

Магазины-паразиты

Есть и такие. Я не шучу. Паразитами я их называю не потому, что они обманщики, а потому, что они фактически живут за счет ретейлеров, выставляющих товар в режиме реальности. Поясню.

Захотели вы себе новый холодильник, например. Походили по торговым центрам, посмотрели, пощупали, выбрали. А потом вернулись домой и зашли в Интернет выбирать то же самое, но по принципу «вдруг где-то дешевле». И нашли. Может быть, там выгода — всего сто рублей, а всё равно приятно. Вот и получается, что вы весь день мотали нервы реальным продавцам-консультантам, задавали им вопросы, а товар приобрели на каком-то сайте.

Ну что ж, это рынок, друзья. И борьба за покупателя идет серьезная, а на любой войне, как известно, все средства хороши.

Можно ли верить таким интернет-магазинам? Не обманут ли они? Тут как повезет. Поэтому, прежде чем сделать заказ, поузнавайте хорошенько, что за репутация у данного конкретного продавца. Порасспрашивайте знакомых, почитайте отзывы в Интернете. Часто за вывеской интернет-магазина скрываются мошенники, но в то же время добросовестных продавцов тоже много. Поэтому тут лучше опираться на чьи-то рекомендации.

И еще один важный момент. Если вы делаете покупку, уточните, где вы будете получать свою покупку. Лучше всего, если у интернет-магазина в вашем городе существует свой пункт выдачи товара. При таком раскладе мошенничества наверняка нет.

Но иногда товар предлагают выслать по почте или доставить его через курьера. И это вовсе не значит, что вас хотят обмануть, но при таком раскладе надо быть особенно осторожным и всё сто раз проверить прежде, чем сделать заказ.

Совместные покупки

«Предлагаем принять участие в совместных покупках. Цены ниже рыночных!» — современные соцсети просто пестрят подобными объявлениями. Хочу сказать, что это вполне интересная тема, которая имеет полное право на существование.

Суть явления: несколько человек собираются вместе, договариваются и делают одну большую покупку в каком-нибудь оптовом интернет-магазине. Большую покупку — это не значит слона. Это значит десять, например, платьев, восемь юбок и шесть пар сапог. Оптовые интернет-магазины отпускают товар только партиями — не ниже определенной суммы. Цены там обычно очень интересные, но одной среднестатистической семье целую партию товара, естественно, не потянуть. Люди объединяются, чтобы приобрести ее сообща.

Чаще всего так покупают именно одежду и обувь. Я встречала предложения, касающиеся продуктов. Считаю, что всё это здорово, но есть нюансы, которые следует учитывать.

Прежде всего надо понимать: лично вы никакого отношения к магазину иметь не будете. Товар там заказывает организатор, ему же всё привезут, и он же всё распределяет между участниками. Поэтому именно от этого человека зависит сохранность ваших денег и товаров. Нечист на руку — значит, вы останетесь с носом.

Но записывать в мошенники всех оптом нельзя. Я лично знаю несколько таких женских компаний, объединившихся ради совершения совместных покупок. Все счастливы, довольны, одевают семьи в недорогую, но качественную одежду.

Естественно, организаторы совместных покупок действуют не на голом энтузиазме, а берут за свои услуги какой-то процент. Делают эдакий свой «бизнес на диване». Ну а почему нет, если других участников действа всё это устраивает?

Сама я, кстати, в совместных покупках никогда не участвую. Я всё же люблю сначала померить, подумать и только потом купить. И не люблю, когда кто-то стоит над душой, торопит, ставит условия... Но это дело вкуса, конечно.

Подводя итоги

Итак, интернет-торговля из аферы, как это было еще лет пятнадцать назад, не просто превратилась в реальность. За ней, как утверждают эксперты, будущее. Сегодня на российском рынке интернет-торговли присутствуют как иностранные ретейлеры, так и наши, российские. Борьба за место под солнцем дает свои плоды: покупки через Интернет становятся всё более удобными, продавцы развивают логистику, строят склады в крупных городах, совершенствуют систему доставки товаров. В общем, всё идет к тому, чтобы приучить нас поменьше ходить по магазинам и совершать покупки, сидя на диване.

Напоследок немного статистики.

Что чаще всего россияне покупают в Интернете?

Самые высокие продажи сегодня наблюдаются в следующих категориях: «электроника и бытовая техника» — 24 процента сделок, «одежда и обувь» — 18 процентов сделок, «детские товары» — 17 процентов сделок. Далее идут товары для здоровья, продукты питания, спорттовары, покупки для дома и дачи, косметика.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2020 году за счет виртуальных покупок российский бюджет получил восемьдесят миллиардов рублей в виде налогов и около двух миллиардов рублей в виде таможенных платежей. А еще развитие онлайн-ретейла повысило спрос на рабочую силу: за последний год в стране появилось более ста тысяч новых рабочих мест. Не так уж много для всей России, но всё же...

А теперь прогнозы. Минпромторг рассчитывает, что к 2025 году доля электронной торговли в России достигнет двадцати процентов от общего объема. В ведомстве ожидают, что к указанной дате интернет-каналы для продаж будут использовать не менее семидесяти процентов розничных магазинов. Чиновники в правительстве даже цель поставили: так приучить население к виртуальным магазинам, чтобы к 2025 году этим пользовались восемьдесят процентов россиян старше двенадцати лет.

Ну что ж, планы вполне, я считаю, здравые.

А от себя лично хочу добавить: долой патриархат, долой стояния у плиты! Свободу женщинам от борщей! Сейчас точку поставлю и закажу доставку пиццы. Я в XXI веке живу — могу себе позволить.

Слава Интернету!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру