Программа восстановления популяции переднеазиатского леопарда на российском Кавказе стала лидером в деле возрождения редких животных

Уникальная программа восстановления популяции переднеазиатского леопарда на российском Кавказе стала лидером в деле возрождения редких животных. Ее реализацией в горах Сочи занимаются уже более десяти лет. Как проходит «пятнистый» эксперимент, узнавала наш корреспондент.

Программа восстановления популяции переднеазиатского леопарда на российском Кавказе стала лидером в деле возрождения редких животных
Фото: http://www.leopard-kavkaz.ru/

Печальная история

Когда-то леопардов на Кавказе было много. Встретить их можно было на огромной территории между Каспийским и Черным морями. На леопардов была разрешена охота, убивать их было можно в любое время года, любыми средствами, включая петли и отравленные приманки. После революции 1917 года было разрушено последнее убежище переднеазиатского леопарда — надежно охраняемая горно-лесная территория «Великокняжеская кубанская охота». Массовое браконьерство продолжалось, и в итоге к середине прошлого века вид был полностью истреблен в дикой природе Северного Кавказа.

Печальная история. Исправить ее и вернуть переднеазиатских леопардов в российские горы ученые решились лишь в 2007 году. Тогда идею защитников природы активно поддержал президент России Владимир Путин.

— Одна из глобальных проблем, которую решает программа по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда на российском Кавказе,— сокращение биоразнообразия в мире. Без этой инициативы стали бы исчезать особи, которые еще обитают в Иране, Армении. Другая задача программы — восстановление экологического равновесия. Сейчас природная ниша леопардов занята волками и шакалами. Такой диссонанс приводит к деградации популяций серн и оленей,— рассказал руководитель Центра восстановления леопарда на Кавказе Николай Воронин.

Для реализации необычной инициативы в Сочи, на западном склоне Кепшинского хребта, для зверей построили целый комплекс вольеров. Узнав о программе, глава Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов подарил нашей стране двух молодых леопардов-самцов, отловленных в горах Копетдага. Затем в Сочи прибыли две самочки из Ирана, из Лиссабонского зоопарка была привезена пара леопардов. Так, в 2013 году в центре родились котята Ахун, Виктория и Килли. Они стали первыми, кто оказался в дикой природе. Леопарды смогли прожить на воле сезонный цикл — больше года. Они охотились, добывали себе пищу. Это подтвердило, что методики подготовки животных к жизни в дикой природе были подобраны верные.

Конечно, не обошлось без потерь. Так, на охоте погибла самка Виктория, а спустя три года в капкан браконьеров в Абхазии попал Килли. А вот следы Ахуна по-прежнему регистрируются на территории Кавказского заповедника. В 2018 году к первопроходцу присоединились котята из второго выпуска. Для них даже была расширена территория обитания: двух леопардов выпустили на территории Северной Осетии, в заповеднике «Алания».

— За минувшие пять лет леопарды центра восемь раз принесли потомство, при этом четыре выводка были из трех котят, а их общее число составило двадцать особей. Самое большое количество — три котенка у одной самки. Это очень высокий показатель, он говорит о хорошем состоянии зверей,— отметил Николай Воронин.

Помимо выпуска в дикую природу, леопардов передают и в зоопарки. Из сочинского питомника дикие кошки уже отправились в Новосибирск, Чехию, Польшу и Францию. Сделано это для поддержания и улучшения генофонда уникальных зверей.

— Переднеазиатские леопарды считаются редким видом и находятся на контроле у международной организации СИТЕС. У них есть собственный куратор, который определяет зоопарки и места, куда могут быть переданы леопарды. Леопардов очень мало, поэтому учитываются родственные связи, чтобы сохранить хороший генофонд,— пояснили в Центре восстановления леопарда на Кавказе.

Выпускной для дикой кошки

Сейчас к выпуску в дикую природу из сочинского центра готовится еще шесть диких кошек. Этому событию предшествует серьезная подготовка, которая длится два года. Всё это время ученые внимательно наблюдают за поведением леопардов. Работу не останавливали даже в условиях пандемии. Перед выпуском на волю совместно с коллегами из Российской академии наук проводится оценка поведения зверей, анализируется реакция животных, способность адаптироваться, проводятся тесты охотничьего поведения. Главный принцип подготовки хищников для выпуска в дикую природу — искусственная стимуляция естественных инстинктов. Этого удается достигать за счет созданной в центре инфраструктуры. Все процессы здесь организованы без контакта с человеком.

— Создана специальная система вольеров и коридоров. Например, есть небольшие вольеры, где до четырнадцати месяцев детеныши леопардов обитают с мамой. Есть шесть вольеров по одному гектару, где леопарды взрослеют, учатся охотиться. Несколько раз в месяц в вольер к леопарду запускают диких животных. Это и крупные рогатые особи, и кабаны, и дичь. При составлении рациона мы ориентировались на данные Московского зоопарка и натурные исследования,— объяснил руководитель центра.

Но главный экзамен, который леопарды должны пройти перед тем, как отправиться в дикую природу,— тест «на человека». Животное должно иметь устойчивый инстинкт и избегать двуногих. Такой страх заложен природой.

— Все леопарды проходят вакцинацию, им ставят чипы, они имеют ветеринарный паспорт. Для этой процедуры их надо обездвижить. В леопарда стреляют дротиком со снотворным. Эта процедура неприятна, но так мы лишний раз учим животное не приближаться к человеку,— отметил Николай Воронин.

Периодически леопардам устраивают проверки. К вольеру подходят люди, которые ведут себя как туристы. Разговоры, смех, яркая одежда. В этот момент ученые оценивают реакцию зверя — он должен уйти в самый дальний угол огромного вольера. Также леопарды проходят тест на домашних животных, к которым они не должны приближаться. Возле вольера сотрудники центра оставляют, например, козу, рядом вешают колокольчик или какой-то предмет одежды, чтобы обозначить, что это домашнее животное.

Сегодня в дикой природе Кавказа уже обитают четыре переднеазиатских леопарда. За ними следят по спутниковым ошейникам. Благодаря им ученые определяют зоны обитания зверей, а позже устанавливают на этой территории фотоловушки. Так можно получить информацию о леопардах даже тогда, когда рассчитанные на год спутниковые ошейники перестают работать.

— Мы постоянно оцениваем новые места для выпуска леопарда — Чечню, Карачаево-Черкесию, Дагестан. Для устойчивой популяции необходимо, чтобы в дикой природе обитало пятьдесят особей. При этом в центре ведется и научная работа, собирается методическая база. Уже есть инициативы по строительству подобного центра на Дальнем Востоке для возрождения популяции тигра. Как показал опыт, наша программа успешна. Нам удалось добиться появления у леопардов потомства в неволе. Мы провели удачные выпуски зверей в природу. До этого в мире были подобные попытки с крупными хищниками, но они не увенчались успехом. Сейчас работаем над тем, чтобы первые котята леопардов появились в дикой природе. Такие результаты дают право назвать нашу программу по возрождению популяции леопардов на Кавказе уникальной,— подчеркнул руководитель Центра восстановления леопарда на Кавказе Николай Воронин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру