Профессии победителей. Регулировщик

Чтобы ни случилось, девчонки-регулировщицы на судьбу не жаловались…

(Продолжение. Начало в №51 (1171))

К юбилею Великой Победы «МК на Кубани» открыл новую рубрику, в которой идет речь не только о героях, которые с оружием в руках противостояли немецко-фашистским захватчикам. Мы расскажем читателям о героях-земляках, которые приближали общую победу своим профессионализмом. Расскажем о кубанцах-связистах, метеорологах, регулировщиках, поварах, механиках, железнодорожниках, которые с риском для жизни выполняли самую разную работу для сражающейся армии. Их вклад в Победу исчислялся не количеством сбитых фашистских самолетов или уничтоженных танков, но без них разгром армии захватчиков был невозможен…

Чтобы ни случилось, девчонки-регулировщицы на судьбу не жаловались…
Фото: 64.fair.ru

Направо поедешь — в воронку угодишь, налево повернешь — под огонь попадешь…

Дороги, по которым доставлялось вооружение и продовольствие на передовую, сами водители то ли в шутку, то ли всерьез называли «фронтовыми артиллериями». Каждый день груженные боеприпасами и обмундированием, топливом и питьевой водой, медикаментами и запчастями полуторки выезжали на ухабистые проселки, на асфальтовые дороги с наспех заделанными воронками, на лед рек и озер… Есть немало свидетельств тому, что в боевой обстановке автомобили зачастую становились узлами связи, командными пунктами, походными типографиями. Кроме того, на машинах перебрасывали в район боевых действий части и соединения, буксировали орудия. Но все же снабжение фронта всеми необходимыми грузами было задачей номер один для военных водителей. В выполнении этой задачи кроме шоферов участвовали тысячи совсем юных девушек — регулировщиц движения. Многим из них дожить до Победы не удалось…

Фото: Etoretro.ru

Инспектора фронтового дорожного движения

Государственная автоинспекция была создана незадолго до войны — в 1936 году. И до рокового 1941-го задачи перед ее сотрудниками и сотрудницами стояли те же, что и у современных инспекторов. В ведении ГАИ с самого начала была работа по снижению аварийности на дорогах, а также профилактика угонов автотранспорта и борьба с ними. Помимо этого госавтоинспектора занимались разработкой технических норм эксплуатации транспорта, вели учет автопарка и даже мониторинг подготовки водителей. Стоит отметить, что до войны и непосредственно в годы Великой Отечественной параллельно с ГАИ существовала еще одна структура — аналог нынешней ДПС. Называлась она ОРУД (отдел регулирования уличного движения), функционировала отдельно и ГАИ не подчинялась. С Госавтоинспекцией эта служба была объединена только в 1961 году. Девушки-регулировщицы, «хозяйки» фронтовых дорог, были частью этой службы, а их работа во время войны была такой же тяжелой и опасной, как и у солдат на передовой.

Совсем юным инспекторам фронтового дорожного движения приходилось выполнять свои обязанности в любую погоду — под дождем и снегом, на лютом морозе, работать в буквальном смысле на пределе сил, до изнеможения. Примеров тому в документах времен Великой Отечественной находится масса. Вот лишь один из них. В Ростовской области, в поселке Матвеев Курган, есть не совсем обычный монумент — памятник, посвященный всем военным регулировщицам. Стоит он на развилке дороги Ростов — Донецк. Старожилы рассказывают, что в войну именно на этом месте девушка-регулировщица двое суток без перерыва направляла на фронт наши войска. Не выдержав напряжения, регулировщица упала без сознания, так и не покинув свой пост… Люди не запомнили, как звали эту девушку, но память о ее подвиге осталась. И в наши дни безымянная регулировщица на развилке дорог по-прежнему разрешает проезд автомобилям…

Фото: Mamm-mdf.ru

Девушка с флажками из кинохроники

Наши с вами современники чаще всего представляют военных регулировщиц по фильмам о Великой Отечественной. При слове «регулировщица» память услужливо показывает примерно такую картинку. Май 1945-го, Берлин, полуторка, в кузове которой около десятка солдат. И девушка на перекрестке — в форме с иголочки, с флажками. Она, улыбаясь, разрешает проезд солдатам-победителям…

Реальный образ регулировщицы военных времен, конечно же, далек от лубочно-киношного. Совпадают разве что флажки, с помощью которых инспектор фронтового дорожного движения подает сигналы проезжающему транспорту. Кстати, флажки в качестве средств сигнализации регулировщицы применяли днем. Были они двух цветов: желтого и красного. Желтый флажок — в правой руке, красный — в левой. В темное время суток флажки заменялись фонариками с лампами разного цвета: зеленого и красного. А что касается формы, то военные регулировщицы надевали на левую руку специальный знак: красную повязку с буквой «Р».

Фото: podvig_naroda

Какие сигналы подавали водителям девушки-регулировщицы? Все они начинались с исходного положения: обе руки с флажками (или с фонариками) опущены вниз. Поднятый вверх желтый флажок при опущенном красном означал «Внимание». Этот сигнал применялся с целью привлечь внимание водителей в местах, опасных для движения, и обязывал снизить скорость.

Желтый флажок, поднятый на уровень груди согнутой в локте рукой, разрешал движение прямо и поворот направо транспорту, к которому регулировщица стояла боком.

Желтый флажок в вытянутой перед собой руке (при опущенном вниз красном флажке) разрешал беспрепятственный поворот налево, направо и движение прямо транспорту, к которому регулировщица обращена левым плечом.

Поднятый вверх красный флажок означал «Стой» — этот сигнал останавливал движение во всех направлениях. Стоит отметить, что все сигналы регулировщиков, касающиеся организации и направления движения, водители должны были исполнять немедленно и беспрекословно. Но на фронтовых дорогах случалось всякое…

Фото: Waralbum.ru

Регулировщиц сбивали свои же водители

Регулировщицы на посту погибали не только от мин и снарядов противника. В архивных документах, с которых в наши дни снят гриф секретности, нашлись подтверждения тому, что девушки нередко становились жертвами наших же водителей, которые намеренно или по неопытности выбивались из общего ритма движения.

Девушки попадали под колеса водителей-лихачей или неопытных шоферов. Бывали случаи, когда регулировщиц сбивали дезертиры — разъезжали по фронтовым дорогам и они. Как девушки-регулировщицы могли защитить себя в таких условиях? Практически никак. Постигать азы техники безопасности им приходилось, что называется, без отрыва от производства.

На фронте регулировщицы быстро учились различать шоферов и относить их к различным категориям. К примеру, опытный водитель вел машину иначе, чем только севший за руль шофер-новичок. Новички, разумеется, требовали от регулировщиц большего напряжения. Как правило, они старались поскорее преодолеть дистанцию и шли на обгон, не обращая внимания на других участников движения, порой даже не реагируя на знаки регулировщиц. Такие водители создавали опасные ситуации на и без того опасных фронтовых дорогах. Нередко случалось, что регулировщицы с риском для себя лично преграждали путь таким водителям...

Впрочем, в работе с опытными водителями тоже были некоторые трудности. Регулировщицам приходилось учитывать детали, о которых современные участники движения попросту не имеют представления. Например, такую: привычными поворотниками машины на фронтовых дорогах оборудованы не были, и сигналы шофер показывал левой рукой из окна кабины. Кстати, кабина не отапливалась, и в морозы переднее стекло водитель поднимал, чтобы оно не запотевало и не ухудшало обзор. Разумеется, никакой речи об обогреве кабины зимой и быть не могло, потому шоферы спасались от холода как могли. Кроме теплой одежды, дополненной рукавицами (крагами) с большими манжетами, доходящими до локтей, фронтовые шоферы частенько «согревались» крепкими напитками. Среди них даже ходила поговорка о том, каким должен быть водитель: тщательно одетым, чисто выбритым... и слегка пьяным. Последнее обстоятельство доставляло регулировщицам массу неудобств, как ожидаемых, так и не совсем типичных.

К примеру, девушкам-регулировщицам досаждала нецензурная брань, которую позволяли себе «согретые» спиртным водители. А те ругали регулировщиц за всё подряд: за задержку движения, за практически непроезжие дороги…

Бывало, регулировщицы останавливали проезжающие машины, чтобы подсадить на попутку раненых. Порцию брани в свой адрес они получали и за это…

«Вместо отдыха нас ставили на другие посты…»

О тяготах службы военной регулировщицы Анастасия Михайловна Пряхина из Павловского района Кубани знает не понаслышке. В ряды Красной Армии она была призвана в 1941 году, в самом начале войны. Было ей в ту пору девятнадцать лет.

С 1941-го служила Анастасия Михайловна регулировщиком на Осетинской военно-автомобильной дороге. Воевала на Закавказском, Северо-Кавказском, Воронежском фронтах. Война для нее закончилась в мае 1945 года. Победу Анастасия Михайловна встретила в Берлине.

За службу награждена военная регулировщица Анастасия Пряхина орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа». О том, что пришлось испытать на фронтовых дорогах, ветеран говорила просто: вот такая работа…

— Военный постовой должен был внимательно наблюдать за порядком и передвижением транспорта на вверенных участках,— вспоминала ветеран. — Мы, совсем девчушки, старались выполнять свои обязанности как можно лучше, ведь от нас зависело, как и когда получит фронт и технику, и оружие…

По словам Анастасии Михайловны, в награду за службу девушкам-регулировщицам частенько приходилось выслушивать ругательства.

— Дежурили мы обычно по двое, чтобы одна могла прийти на помощь другой. Особенно трудно было дежурить ночью. Часто приходилось стоять на посту и под артобстрелами, и под налетами фашистской авиации,— рассказала ветеран.

Она признается, что частые дежурства так изматывали регулировщиц, что единственным желанием девушек было просто поспать часок-другой. Но случалось, что вместо отдыха инспекторов фронтового дорожного движения ставили на другие посты, потому что регулировщиц катастрофически не хватало.

— Что бы ни случалось, мы, девчонки-регулировщицы, на судьбу никогда не жаловались. Унывать мы просто не умели, за что нас и ценило руководство,— поделилась воспоминаниями военная регулировщица Анастасия Пряхина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру