Стоит ли брать кредит в кооперативе?

Участники круглого стола «Кредитная кооперация на Кубани: от теории к практике» обсудили меры реагирования на проблемы, связанные с оказанием финансовых услуг потребителям неблагонадежными кредитными потребительскими кооперативами.

Стоит ли брать кредит в кооперативе?
Фото: Игорь Чураков

В администрации Краснодара состоялся круглый стол на тему «Кредитная кооперация на Кубани: от теории к практике». Организатором обсуждения выступила Ассоциация «Южный региональный центр Финансового просвещения населения». Участие в разговоре приняли начальник отдела по взаимодействию с некредитными финансовыми организациями в Министерстве экономики Краснодарского края Алексей Белый, начальник отдела противодействия нелегальной деятельности Южного ГУ Банка России Виктория Олейник, главный редактор «Кубани сегодня» Андрей Арендаренко, сотрудники администрации города, банковские специалисты, представители средств массовой информации.

Алексей Белый подчеркнул значимость проблемы. С каждым годом количество кредитных потребительских кооперативов растет. Сейчас в крае около 52 местных организаций и свыше 240 инорегиональных. Решать проблемы с последними крайне затруднительно, потому что их головные офисы находятся за пределами края. При этом деятельность КПК активно рекламируется в СМИ, а реклама не всегда отвечает действующему законодательству. Граждане клюют на заманчивые предложения мошенников и становятся их жертвами. Несмотря на штрафные санкции, эта реклама продолжает существовать. Помимо денежных вложений под баснословные проценты организации нередко выставляют себя брокерами, оказывают консультационные услуги, выстраивают такие запутанные цепочки, что бывает невозможно установить, клиентом какой организации является гражданин. Министерство экономики плотно работает по этой тематике, и практика показывает, что КПК нередко мимикрируют в финансовые пирамиды. При этом деятельность таких организаций может в течение 1—2 лет существования не вызывать никаких подозрений у надзорных органов. Таков пример КПК «Содружество», который десять лет работал в рамках закона, а потом превратился в пирамиду. Зачастую проблемы связаны со СМИ и информированием граждан. Потребители убеждены, что, раз обещания высокой прибыли от вложений опубликованы в газетах, значит, являются достоверными и это едва ли не гарантирует доходность организации. При этом граждане подписывают сомнительные договоры, не ознакомившись с их содержанием, и впоследствии теряют свои сбережения.

Участники круглого стола уточнили, что нужно понимать потребителю под кредитными потребительскими кооперативами. Это добровольное объединение граждан с целью финансового сотрудничества, своеобразная касса взаимопомощи. При этом каждый член кооператива обязан участвовать в собраниях, принимать решения, выбирать исполнительный орган организации. Если этого не предполагается, значит, есть вероятность того, что клиента обманывают. Собрание членов кооператива принимает решение, выдает деньги, и на этом организация зарабатывает. Больше у кооператива нет никаких инструментов. Это очень удобная форма, особенно в отдаленных регионах, где нет банков.

В зону ответственности отдела, которым руководит Виктория Олейник, входит отслеживание рекламы финансовых и нефинансовых компаний. При выявлении нарушений отдел передает информацию в правоохранительные органы, а также в Роспотребнадзор и УФАС. По словам Виктории Олейник, за счет деятельности недобросовестных участников финансового рынка в целом повышается стоимость услуг финансового сектора, создаются неравные конкурентные условия, со стороны потребителя проявляется недоверие ко всем кредитным организациям, бюджет недополучает налоги, ухудшается благосостояние граждан.

Представитель Банка России отметила, что по статье 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за распространение информации несут и рекламодатель, и рекламораспространитель. Штраф за размещение «мошеннических» материалов для СМИ — до пятисот тысяч рублей.

Виктория Олейник привела признаки ненадлежащей рекламы, характерной для Кубани. Интерес со стороны антимонопольной службы вызовет информация об организации, которая привлекает деньги населения под большой процент, но не состоит в реестре Банка России (проверить это можно на сайте Банка России); если реклама о предоставлении займов не содержит полные сведения о стоимости займа и условиях, которые влияют на эту стоимость; если эта реклама содержит гарантии или обещания в будущем эффективной деятельности и доходности вложений; если организация объявляет акции типа «Приведи друга», «Получи бонус», «Вентилятор в подарок».

Участники дискуссии обсудили вопросы ответственности СМИ за публикацию недостоверной информации, меры по воспитанию финансовой грамотности, способы решения проблем, связанных с кредитными потребительскими кооперативами, как воздействовать на данные проблемы законодательно.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру