Ситуация в Новороссии глазами кубанского журналиста

Из множества сюжетов Новороссии самый острый для ее жителей, для иностранцев, для кубанцев и вообще россиян — отчего после объявленного 21 июля перемирия по-прежнему гибнут мирные люди. Почему в ДНР, ЛНР обстрелы укров продолжают рушить жилые дома, детсады, поликлиники, иные гражданские здания? Причем вне какого бы то ни было соседства со штабами вооруженных сил, народной милиции.

Ситуация в Новороссии глазами кубанского журналиста
Комбат Евгений Андреев

Ответ внешне прост, и простоту эту еще отметим. Но внутри глубинная реальная жестокая сложность.

О ней — вначале. Все лето на позициях укров высокие гости. К примеру, посол Франции Изабель Дюмон. Она приезжает на линию соприкосновения мариупольского направления и оценивает эффективность применения украинской артиллерией огня по объектам гражданской инфраструктуры (То есть гадит не только англичанка, к примеру отставная Т. Мэй,— до позора догадилась, и догадалась бы вовремя остановиться французиха; красивое слово «француженка», пардон, не о ней). О такой дипломатической регулировке сообщают даже зарубежные СМИ, да и без них видно почти невооруженным глазом. Это нацеливание еще циничнее от того, что совпадает с возвратом президента Франции Э. Макрона «к стратегическому диалогу с Россией».

То есть, чуть упрощая, пораженный жилой дом — отчетный показатель; ущерб «живой силе сепаратистов» вроде трехлетней девчушки — подъем рейтинга. Понятно, что укры отрабатывают такое внимание: удары по мирным жителям Новороссии будут наносить независимо от перемирия. «Недомирие» окажется формой угрозы миру.

И ситуацию развертывают во многом именно глубинные связи: от поддержки, которую здравым силам оказывают всё больше «групп влияния», до особой тактики отпора и перспектив возвращения в экономику «белых схем». Но об этом позже.

А пока — еще одна форма укродавления, которая с перемирием может усилиться. При переходе границы «зеленчуки» заставляют дончан подписывать так называемое добровольное согласие на сотрудничество (в пределе — вербовка в шпионы). Об этом рассказал майор Даниил Безсонов, руководитель пресс-службы ВС ДНР, боевой офицер, замечательный аналитик (о нем еще — отдельно, ибо его взгляд на события без претензий на прогноз оказывается предельно точным, глубоким, прозорливым).

Удалось пообщаться с одной доброволкой (не доброволчицей):

— Вы, Алла (имя изменено. — А. Ф.), не могли отказаться?

— Могла. Тем более я ведь вообще русская, и притом в четырех поколениях донецкая. Но отказ — риск жизнью близких… Правда, другие от «сотрудничества» с украми отказываются, может, и мне не стоило,— на вопрос корреспондента коренная русская дончанка Алла отвечает уклончиво, в рифму с реальностью!

Вернемся к самому кровавому в эти дни…

В Первомайске, в ЛНР, самый канун перемирия и, конечно, обстрел мирного населения, гибель мирной жительницы. Укры обстреливали многоквартирный дом. И раненые, в том числе трехлетняя малышка тяжело, в голову.

Это не случайность. И не просто закономерность. А генеральная линия Киева — ее стали звать «зеленчуковская».

Любой, кто общался с ключевыми «майданутыми», от гопников до профессоров (по сути единых, притом рекорд людоедства у вторых), скажет с горечью одно. Да, им надо, чтоб погиб ребенок. От смерти беспомощных стариков их «стратегия» крепче…

Но пока уже вторая неделя перемирия — а «зеленчуковских» нарушений все больше. Сразу после его объявления — обстрел села Новая Таврия в ЛНР. В начале новой недели, с 29 июля, за несколько часов — до тридцати нарушений, в том числе смертоносных. В последние дни относительное затишье. За прошедшую неделю ВСУ выпустили в зоне перемирия 26 боеприпасов. Основной объект — населенный пункт Саханка.

Отдельные признают и сами киевские власти, как было неделю назад. Трех пьяных с недозволенным оружием из ВСУ задержала СБУ, у-у, как грозно — цирк, игра.

Наши, ополченцы — иные. Отпор идет, но нет беспредела.

В чем-то верны слова одного из ветеранов уникального батальона, в зоне которого водоснабжение территорий обеих противоборствующих сторон. Воин точен — почему так должно быть: они стреляют, а мы больше наблюдаем?

Может, для Новороссии перемирие — плохо? Если обольщаться, то да.

Если же искусно соединить задачи обороны и «новую реальность», киевской клоунаде можно дать укорот. Как?

Видно по опыту Евгения Андреева, командира вышеназванного уникального батальона, подобного «Пятнашке» Ахры Авидзбы, подразделениям незабвенных Михаила Толстых (Гиви), Арсена Павлова (Моторолы). Капитан Евгений Андреев — комбат, полный сил, мозговой штурм в одном лице, мощная пружина, непредсказуемая для врага. О батальоне и нем бы лично — фильм, но никакой режиссер не дотянет по зрелищности; а если книгу, так даже энциклопедист отстанет в глубине, широте профессиональных решений; и композитор — не уловит бешено-точный ритм действий. Впрочем, обо всём этом через неделю.

Реальность в киевской стратегии цинична.

— В Киеве,— рассказывал выдающийся аналитик и публицист Олег Измайлов, автор уникальной книги «Донбасс для „чайников”»,— готовятся снова бомбить, стрелять, терзать на части людей с такими же, как и у них, украинскими паспортами… Эта установка 2017 года только подтверждается сегодня, в летнюю пору 2019-го.

В единую цепь выстраиваются события последних пяти лет, от майдана и одесской трагедии. И общая картина позволяет реальнее действовать в условиях сегодняшних рисков.

— Я вообще,— рассказывает немногословная украинка (назовем ее Лина), знакомая около пяти лет,— из Одессы. Здесь работаю почти двадцать лет, языки преподаю, перевожу: английский и немецкий. И дома бывала в свое время: все-таки жемчужина у моря, сестра там… В Одессе была и в начале мая 14-го, в вечер того самого зверского «костра» в Доме профсоюзов… Нет, из близких никто не пострадал. Уехала я насовсем потому, что атмосфера фашистская.

— Жемчужины бывают и ядовитыми.

— Людей жгут ни за что, а почти вся Украина радуется.

— Случай нереально жуткий, конечно, но всё ж настолько страшный — один. А если б, Лина, его не было?

— Да вы меня не поняли. Не в случае дело, хотя атмосфера такая, обязательно бы что-то другое устроили.

Главное — реакция: люди горят, а вокруг довольны. Тяжело.

Здесь — иначе. Уж лучше тут тяготы эти потерпим… Нет, переживем.

В пользу такой логики — ряд событий. Быстро стала известной новая инициатива «Выбор Донбасса», собравшая уже больше миллиона сторонников. Ее по искренности и силе можно в чем-то уподобить нешаблонному «Бессмертному полку».

Выручает и в целом мощная информработа. Точнейшие оценки дает майор, упоминавшийся уже Даниил Безсонов, начальник пресс-службы ВС ДНР (народной милиции). Этот вроде молодой суперспец — с уникальным опытом, равноценным десяткам лет: обеспечивал безопасность митингов, был инструктором по боевой подготовке… В его позывном «Гудвин» — образ победоносного волшебника и смысл позитива. Как властитель медиамира — успешный парадоксалист. Он убеждает, что порой и от страха есть польза: лучше рассчитываешь силы. И суждения просятся в учебник: «На практике, если выживаешь, очень хорошо и быстро учишься»; «Журналист, хочет или нет, всё равно хоть немного на чьей-то стороне». При его стремительном энциклопедизме прогнозы не нужны, ибо прогностичен опыт…

И кадры в этой системе под стать шефу. Дмитрий Астрахань — аналитик с широчайшим кругозором, у которого боевой журналистский опыт вместе с научно-производственным и с редкостной зоркостью дает поразительную точность. (Вспоминается «богомерзкая находка»: это он около двух месяцев назад выявил на позициях укров… флаг вермахта.) И каждый текст — как мастер-класс.

Чья поддержка эффективнее

Если на карте мира раскрасить территории хоть какой-либо поддержки Новороссии, то география участия парадоксально удивит. И разнообразием, и бедностью.

Скажем, в военных действиях против укрофашистов отметились представители чуть ли не всех стран Европы: от Норвегии до Греции и Португалии, от Ирландии до Македонии. (Кстати, о зарубежных добровольцах Новороссии разговор особый: отвага, драйв, опыт присутствуют, но повседневная воинская дисциплина, без которой всё теряет смысл,— часто проблема...)

А в целом сферы взаимодействия ограничены: скажем, в Западной Европе даже в косвенные хозяйственные контакты с обеими НР вовлечено не более десяти стран. Вообще, впечатление пестроты усилится, если карту дополнить направлениями поддержки: информационной, экономической, научной…

Начнем с информационной сферы. Тем более что она оказывается источником иных. Емкий, яркий пример — последовательная деятельность известного чешского журналиста Яромира Вашека, сотрудника пражской Halo Noviny. Он регулярно ездит в Донбасс на основании выданной в России визы, то есть пересекая неконтролируемый Украиной участок границы. Так, около года назад началась серия организованных им и обществом друзей ДНР и ЛНР разнообразных акций. В выступлении у украинского посольства в Праге Вашек рассказал о том, что занимается сбором пожертвований для школ и детей Донбасса. Позитивный резонанс имели призывы «Нет фашизму на Украине!», «За свободный Донбасс!». С этими и другими лозунгами участники демонстрации пришли к Посольству Украины в Праге. Некоторые держали в руках портреты убитого во время взрыва в Донецке лидера непризнанной ДНР Александра Захарченко. Участники сначала призывали у посольства остановить войну, а затем переместились к зданию Генштаба чешской армии, чтобы заявить о несогласии с решениями парламента и правительства страны, по словам участников, «поддержать войну в Донбассе» и «поставлять оружие Украине».

В Луганске и Ровеньках создан Чешский культурный центр имени Ю. Фучика — «для поддержания культурных связей» и изучения чешского языка.

Ситуация в Новороссии освещается разносторонне. Как пишет чешский коллега, в отличие от Украины луганское правительство считает социальное обеспечение населения одним из своих приоритетов. Поэтому в ЛНР, в отличие от территорий, подконтрольных Киеву, не произошло дерегулирования и резкого роста цен на услуги, электричество и топливо. Стоимость газа и угля в ЛНР в несколько раз ниже, чем на Украине. На улицах почти нет бомжей и попрошаек. Интересен рассказ Я. Вашека о недавней поездке в ЛНР: «В программу нашего визита входило участие в Четвертой международной антифашистской конференции в Луганске, организованной Федерацией профсоюзов ЛНР. В конференции приняло участие более восьмидесяти представителей двадцати стран мира, в том числе Германии, Финляндии, Италии, России, Польши, Испании (Каталонии), а также США, Колумбии, Израиля и Турции».

Неудивительно, что деятельность чешского медиарыцаря — пример для журналистов ряда стран. В Донбассе успешно трудятся публицисты, репортеры с многих территорий: от США до Италии и Португалии.

Чехия же и в целом привлекает внимание разнонаправленностью контактов. Известно: именно ряд чешских инвесторов сыграл роль в невероятном успехе С. Вакарчука, содействуя прорыву в киевскую Раду его свежевылупившегося «Голоса», при фиаско партий таких тяжеловесов, как экс-премьер Гройсман и под.

Но и в Новороссии чешские компании специфически активны. Причем характерен некоторый рост этой активности в контексте нынешнего перемирия. То же показательно для контактов Новороссии с Италией.

Когда вернутся белые схемы

Мощные слова для Донбасса — белые схемы. Ведь в свое время именно они обеспечили мировое лидерство здешних предприятий, центров в ряде новационных областей: от металлургических до приборостроительных.

Экономическую значимость этих моделей надо рассматривать в целых информационных циклах. Возможно, такие схемы — самый верный ключ к успеху, им подвластна особая емкость. Вернется сила конкуренции, будут задействованы и люди, и традиции — в совершенно новых масштабах.

— Новороссия не была б собой,— рассказывает О. Измайлов,— если б в годину страшных испытаний не думала о том, как жить после войны.

Лирический контрапункт: в Новоазовске, Безыменном слышны звуки боев, но и они не мешают отдыху у моря — туда едут из самых разных мест. Люди просто осторожнее, насколько это возможно. Так символично проходит 170-летие Новоазовска, курортного центра и южного форпоста великой державы.

Экономическая перспектива должна быть закономерна в такой обстановке. «Донецкий человек, Мастер, Творец, пошел воевать не только за Русь, но и за то, чтобы на его земле никогда больше не было воинствующих олигархов».

А что на их место?

В начале 2010-х Донецкая область давала около четверти валютной выручки Украины (23 процента). Белые схемы преобладали безраздельно, ими определялось уникальное разностороннее международное партнерство, крепкие корни которого были заложены в советское время. Могучий ресурс может быть возобновлен. Сейчас подъем связывают с инвестициями. Как сообщил А. Кофман, председатель Общественной палаты ДНР, в недавнем прошлом успешный министр иностранных дел, предполагается создать республиканскую Рабочую группу по инвестиционной политике. Символ недавних белых схем — Харцызск с его суперпрошлым. Предполагается возрождение предприятий с технологиями, которые занимали в мире вторые позиции (после японских) и даже первые.

К белой схеме обращает и международная ситуация. Европейцы ждут более объективных оценок событий от ОБСЕ. Причем оценки эти должны стать системой. Право, в нынешней ситуации иное, «работа на Киев»,— несовременно, ОБСЕ отстает даже от многих европейских и заокеанских журналистов.

По-прежнему «Венско-Брюссельский обком» нередко реализует черные и серые модели П. Порошенко при полном крахе его политики, важнейшей причиной которого стала усталость людей от войны, бесконечной воинственной риторики. Вот «Порох», при явном своем нежелании, с третьего раза всё же является на допрос в ГБР в качестве свидетеля и готовится к другому статусу. В этой цепи и судьба его прежних сподвижников. Чудовищный провал на выборах в Раду Рината Ахметова — закономерное следствие предательства, которое самый богатый укр (укротатарин) совершил по отношению к «родному» Донбассу.

В одном ряду с этими фиаско — иные, с уголовным оттенком, с международным эхом. Только в Италии два резонансных события. В. Маркив, «нацгвардеец» укров, убийца итальянского журналиста А. Ронкелли и его русского коллеги А. Миронова, сел на 24 года по окончательному решению суда в Болонье, принятому ровно месяц назад. В Европе ряд СМИ определил это точно: шаг укров к Нюрнбергу. А в шести итальянских городах в результате спецоперации изъята рекордная партия оружия и боеприпасов, включая ракеты «воздух — воздух»,— она предназначена для наемников в Донбассе, среди фигурантов — бывшие участники агрессии против ДНР и ЛНР. Так что наблюдателям от ОБСЕ пора предоставлять в штаб-квартиру объективную оценку деятельности украинских силовиков, правду об их многочисленных преступлениях против местного населения (убийствах, похищениях и пытках людей, ограблениях, изнасилованиях и т. д.). Киевская власть словно так прощается с Донбассом — вредя сколь можно.

Тем более что битым неймется порой. Так, пресс-офицер 24-й отдельной механизированной бригады ВСУ Назар Ильницкий открыто заявил: с начала лета военнослужащие его подразделения заметно продвигаются (в «серой зоне», разделяющей противоборствующие стороны), вплотную подошли к Донецку и готовы к дальнейшим боевым действиям. Это форма перемирия? А со стороны ОБСЕ — поощрение агрессии? Как полагает политолог из США Д. Лифшульц, он же глава многопрофильной компании, цель — втянуть Россию в партизанскую или гибридную войну. Югославия, Ливия, Ирак, Сирия, ряд латиноамериканских стран запредельно пострадали в такой ситуации. И Донбасс — в этом ряду?

Ответы, равно как и подробности донбасской обороны и контактов Новороссии с Кубанью и Адыгеей, в следующем выпуске «МК на Кубани».

Продолжение в следующем номере

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру