Как в городах России и Кубани относятся к кремации

Прохладное отношение к огненному погребению постепенно теплеет. Крупные российские города и вовсе переживают бум на кремацию

08.08.2018 в 09:41, просмотров: 1021

В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60 процентов умерших. В Китае пошли дальше. Власти выступили с политикой «ноль похорон» и начали принимать меры по внедрению политики «только кремация» с целью сохранения земельных ресурсов, насильно конфискуя у местного населения готовые гробы и запрещая традиционные ритуалы погребения усопших

Как в городах России и Кубани относятся к кремации
Фото: dezinfo.net

Нехватка земель актуальна для всех стран. Но практика показывает, что кубанцам процедура кремации не очень-то близка. Ментальность не та.

Мертвые небо не коптят

Семья из кубанской глубинки отправилась в первое путешествие за границу. Там на берегу Средиземного моря глава семейства пошел на рыбалку и пропал. Спустя сутки его нашли мертвым. Оказалось, что у мужчины оторвался тромб, смерть наступила мгновенно. Убитая горем семья оказалась в полной растерянности. Ведь потеря родного человека, да еще вдали от дома, сопряжена с множеством трудностей. Главная из которых — транспортировка тела на родину. Стоимость таких услуг зашкаливает. Тогда на семейном совете было принято трудное решение: кремировать главу семейства на чужбине, а прах привезти и захоронить дома. Так и сделали. Но на этом трудности не кончились. Уже здесь, на родине, им пришлось столкнуться с осуждением и критикой от односельчан, которые считают, что с мужчиной поступили не «по-людски», так как сожжение умерших противоречит канонам православия.

Сила земли

Отношение к кремации чаще всего объясняется религиозными традициями. Категорически не приемлют кремирование ислам и иудаизм. Греческая православная церковь также упорно сопротивляется введению кремации. Против подобного погребения и подавляющее большинство русских православных священников. Этот вопрос неоднократно поднимали для обсуждения. В сентябре 2013 года был подготовлен документ «О христианском погребении усопших», который разослали на отзыв в епархии и опубликовали для проведения открытой дискуссии. На заседании Синода он был утвержден. В документе говорится, что кремацию РПЦ считает «явлением нежелательным» и не одобряет ее. Вместе с тем церковь «может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего», если захоронение в земле не предусмотрено местным светским законодательством, связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или невозможно по иным объективным причинам. Но после кремации прах должен быть предан земле.

Также в документе говорится, что «Русская Православная Церковь не лишает молитвенного поминовения христиан, по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции. И во многих кремационных комплексах проходят обряды отпевания покойного перед кремацией.

Положительно относятся к сожжению тела индуизм, буддизм, синтоизм и язычество. Некоторые ответвления христианства, лютеране и протестанты, одобрили кремацию. А ранее, в 1963 году, правда с оговорками, кремацию разрешила католическая церковь.

Загорелись идеей

Кремация существовала еще в эпоху античности до периода римской империи. На территории Европы обычай сжигать умерших зародился у этрусков, от которых этот ритуал перешел к грекам и римлянам. В Италии кремация просуществовала вплоть до 5 века. А урны устанавливались в «колумбарии», в переводе с латинского «ниши голубятни». Однако христианство не могло смириться с таким методом захоронения и объявило кремацию язычеством. Так, в 785 году Карл Великий запретил сжигание тел умерших, угрожая ослушавшимся смертной казнью. Ритуал был забыт примерно на тысячу лет. Актуальность кремации вернулась в связи с перенаселением городов. Участились случаи, когда покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые оставались открыты на протяжении долгих дней. Места захоронения располагались в среде обитания человека, поэтому стали распространяться смертельные эпидемии тифа, холеры, чумы и сибирской язвы. Эти факторы вновь возродили идею сжигания тел умерших и с XVI в. в Европе в санитарно-гигиенических целях стали использовать погребальные костры. Однако такой способ вскоре перестал удовлетворять требованиям, поскольку простые костры для таких целей не годились. Лишь в конце XIX века, а именно 9 октября 1874 года, немецким инженером Фридрихом Сименсом была создана регенеративная печь, которая позволяла совершать кремацию в струе раскаленного воздуха. Это послужило началом для популяризации такого способа захоронения, и уже в 1876 году в Милане был построен первый современный крематорий.

Революционное пламя

Кремация по санитарно-медицинским соображениям проводилась и в России до 1917 года. Крематорием был оборудован «чумной» Форт «Император Александр I». Там сжигали погибших от чумы лабораторных животных. В нем же были кремированы доктора, заразившиеся в процессе исследований легочной чумы.

Первый гражданский крематорий появился во Владивостоке, работал на печах японского производства и был предназначен для погребения граждан Страны восходящего солнца.

Появлению крематориев способствовала Октябрьская революция, которая отодвинула православные каноны захоронения. Вождь революции Ленин собственноручно подписал декрет, в котором говорилось, что большевистская власть не только допускает кремацию покойников, но даже объявляет эту процедуру предпочтительной.

Тогда же было решено открыть в столице первый крематорий. В 1920 году в здании бань на Васильевском острове в Петрограде с использованием печи «Металлург» состоялось первое сожжение. В архивах сохранился акт о первой в истории советской России кремации, подписанный всеми официальными лицами, присутствующими при проведении мероприятия. Документ гласит: «14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го государственного крематория — В.О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причем температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда».

Однако печь проработала чуть больше года, и 21 февраля 1921 года была остановлена по причине отсутствия дров. За это время было кремировано 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 — по желанию родных или согласно завещанию.

Горячая пора

В быт советских людей кремация вошла в 1927 году после создания в Донском монастыре в Москве «кафедры безбожия», как называла тогда этот крематорий атеистическая пропаганда. Советский архитектор

Д. Осипов предложил проект кремационного предприятия на месте церкви Серафима Саровского возле бывшего Донского монастыря. Под крематорий была переделана монастырская церковь преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской. Ритуальный зал был в верхнем храме, в честь Серафима Саровского, а в нижнем, в честь благоверной княгини Анны, стояли немецкие кремационные печи. Первыми кремируемыми стали «рыцари революции», что подтверждают надписи, размещенные на кремационных урнах: «большевик-чекист», «член ВКП(б),» «стойкий большевик», сам архитектор Осипов также был кремирован здесь. И только в 1996 году постановлением правительства Москвы здание вновь передали лютеранскому приходу св. Петра и Павла в Старосадском переулке. По словам пастора, от жирной копоти его очищали очень долго...

Горячая пора кремации началась во время массовых репрессий в 30-х годах. Конвейер смерти «врагов народа» коптил небо черным дымом ночи напролет. Пепел сваливался в братские могилы и обозначался табличкой: «могила невостребованных прахов». Эти тайные операции длились вплоть до 1953 года.

А что касается простых смертных, несмотря на усиленную пропаганду, советские граждане к этому виду погребения относились с недоверием и страхом. Свою лепту внесло отрицательное отношение традиционных религий. Но религиозные взгляды — не единственное, что останавливало граждан от огненного погребения. Это многочисленные байки «ужасов сожжения» не дают покоя и по сей день.

Развеять домыслы

Когда тело сжигают, человек может быть еще жив или что-то чувствовать. Некоторые видели, как труп корчился от боли. Порой покойник приподнимался, будто сжигают живого человека. Вокруг пахнет жареным мясом. Черный едкий дым валит из печи.

Все вышеперечисленные факты — не что иное, как вымысел впечатлительных натур, не имеющий ничего общего с действительностью. На самом деле кремация — это высокотехнологический процесс с соблюдением самых жестких экологических норм. Процесс подразумевает полное выжигание отводящих газов и вредных примесей. В итоге из печи выходит только теплый воздух без примесей, запаха и дыма. Что касается сжигания живого человека — это скорее эпизод из криминальной драмы.

Если при обычном захоронении тело «предают земле», то при кремации его «предают огню». При этом, если прах хоронят, в сущности это мало чем отличается от обычного погребения, поскольку также происходит процесс перехода в землю органических тканей в неорганические соединения. Разница лишь одна: минерализация тела и включение его в состав почвы занимает до 20 лет, а прах значительно сокращает этот срок.

Сгорание умерших вместе с гробом проходит при сверхвысокой температуре, около 1000 градусов и занимает от часа до двух с половиной часов, в зависимости от массы тела и его состояния. Раковые опухоли делают кремацию дольше, пожилые или хрупкие люди также сгорают медленнее. Жировая прослойка дает больше энергии огню.

Правда, лишний вес может стать причиной в отказе от кремации. Так, например, парламентарии хабаровской гордумы внесли изменения в документы, касающиеся правил кремации усопших. Теперь не допускается к процессу тело, чья масса превышает 180 килограммов. Данные ограничения связаны с техническими особенностями используемого оборудования.

Многие крематории вводят запрет на сжигание людей с силиконовыми имплантами, кардиостимуляторами и протезами, так как они могут привести к взрыву. По этой же причине без согласования с сотрудниками нельзя класть в гроб покойного различные вещи.

С любимыми

не расставайтесь

Фраза «с любимыми не расставайтесь» знакома и близка каждому. Действительно, многие люди, пережившие утрату близкого, не хотят принимать факт, что его нет рядом. Некоторые часто посещают кладбище, другие хранят урну с прахом у себя дома. Для тех, кому этого мало, индустрия похоронных услуг предлагает эксклюзивный продукт — ювелирные украшения. Внешне изделие может быть на любой вкус, внутри — прах усопшего. Если привязанность к усопшему крепче алмаза, можно подарить покойному преображение в драгоценность. К примеру, швейцарская компания всего за 5-22 тыс. долларов превратит прах усопшего в алмаз. Его размер пропорционален весу умершего, чем крупнее был человек, тем больше карат будет в алмазе. «Ежедневно обнимайте память своего любимого» — рекламный слоган компании.

Есть еще один искусный подход увековечить память — портрет из праха умершего. В краски добавляют прах и пишут портрет покойного на хосте. Такой портрет в прямом смысле будет как настоящий. В пражской галерее состоялась одна из самых скандальных экспозиций чешского художника Романа Тыц. Экспозицией галереи служила серия картин под названием Grave Robber (расхититель гробниц — прим редакции), написанных пеплом кремированных людей.

А как насчет того, чтобы покоиться с музыкой? Компания из Великобритании разработала технологию по превращению праха в виниловую пластинку с записью. В качестве звукового оформления можно выбрать любимую песню усопшего, его голос или последнее волеизъявление. Можно заказать одну или тысячу таких пластинок, которые потом раздать всем, кому дорог покойный.

Ну а для тех, кто хочет и вовсе «оживить» покойного, британская компания Biopresence предлагает вживить ДНК человека в ДНК дерева. И живительные яблочки с ДНК мертвого будут радовать долгие лета.

Вечное странствие

в космосе

Те, кто намерен отпустить душу и тело умершего во внеземное странствие, могут отправить бренные останки в путь по галактикам. Космическое путешествие по земной орбите обойдется едва ли не дешевле, чем похороны на московском кладбище: всего за 1000 долларов. Превратить родного в падающую звезду также возможно. Облетев землю, встретив восходы и закаты, капсула с прахом сгорит целиком, пылая как падающая звезда, выполняя последнюю миссию, чтобы кто-то на земле загадал сокровенное желание.

Тем, кто хочет обрести колыбель во внеземном пространстве, предлагают могилку на Луне. Эта услуга для богатых землян. На сегодняшний день стартовая цена места на холодной планете от 12500 долларов США. Как сообщается на сайте компании, организующей мемориальные космические полеты, бронирование на данный момент открыто. Ознакомиться с отзывами и биографиями тех, кто покинул землю, можно также на сайте компании. «Пока мы не встретимся на небесах, мы будем скучать по тебе. Твои мама и папа» — написано в мемориальном послании молодому человеку по имени Чад.

Бесконечный путь также доступен при желании. Компания запускает символическую часть останков или ДНК в глубокое пространство Вселенной, оставляя космическую систему за пределами путешествия.

Ну и, конечно, совершенно бесплатно можно развеять прах по ветру. Правда, здесь есть поправки…

Страшно красивое место

В настоящее время в мире действуют более 14,3 тыс. крематориев. А на северо-востоке Индии, вдоль западного берега Ганга, находится город Варанаси, который, по сути, является городом-крематорием. У индусов считается, что сжигание тела в этом месте избавляет душу от дальнейших перерождений, что позволяет достичь абсолютной свободы. Тысячи людей привозят сюда своих усопших родственников, чтобы придать огню тело, а прах и несгоревшие останки пустить по Гангу. Еще тысячи живых, но смертельно больных приезжают в Варанаси умереть.

В России самый большой крематорий — Николо-Архангельский в Москве, в 1998 году он вошел в Книгу рекордов Гиннеса. Его площадь занимает 210 га, сооружение оборудовано 7 двойными кремационными печами, в нем есть шесть нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах.

Один из самых страшно красивых крематориев в нашей стране находится в Новосибирске. Убедиться в этом может любой желающий. Дело в том, что в услугах комплекса числится экскурсия. Церемониймейстер проведет по всему кремационному комплексу, покажет все без исключения помещения, даже те, куда вход обычным людям строго-

настрого запрещен. И спрос на такую культурную программу есть. Например, во всемирную Ночь музеев новосибирский Музей смерти посетило огромное количество человек, кроме того, этот комплекс погребальной культуры вошел в число самых странных музеев.

Первый на Кубани

На Кубани достаточно долго обсуждали возможность создания крематория в краевом центре. Реализация проекта упиралась в проблему с выбором места под крематорий, а также в санитарные нормы, которые предъявляются к подобным проектам. Да и люди были настроены категорично, по их мнению, крематорий ухудшит экологическую обстановку.

Первый и пока единственный на территории края крематорий находится в Новороссийске. Он начал свою деятельность в 2016 году. По словам директора Сергея Новикова, количество запросов на оказание услуг кремации увеличилось в разы со дня открытия и продолжает расти.

Ежедневная работа с трупами и близость к смерти вредными факторами не считаются. Сотрудники крематория мало чем отличаются от работников современного завода или фабрики. Как говорит директор Новороссийского крематория, «кто-то оказывает услуги по рождению, а кто-то по погребению, и везде нужны люди, способные оказать квалифицированную помощь». Поэтому профессиональные качества — это главный параметр для отбора сотрудника. Ведь крематорий — это не просто печь, в которую кидают дрова, это высокотехнологичное оборудование, работать с которым могут только специалисты. Здесь нет места людям с дурными привычками. В свободное от работы время у сотрудников крематория кипит жизнь так же, как и у всех.

Моральная устойчивость на втором плане. Понимание того, что ты делаешь, и добросовестное отношение к работе помогают справляться со стрессом.

Прах особого значения

Тем, кто привык планировать неизбежное, предлагают составить прижизненный договор, в котором оставить свое волеизъявление о кремации, которое вступит в силу после смерти.

Последнюю волю быть кремированным оставили и многие известные люди.

Так, всемирно известный оперный певец, народный артист России Дмитрий Хворостовский перед смертью оставил завещание, в котором просил, чтобы его тело кремировали, а прах разделили на две части и захоронили в Москве и на его родине в Красноярске.

Также поступил Казимир Малевич. Согласно завещанию, его тело кремировали, а урна с прахом была захоронена в селе Немчиновка под любимым дубом художника.

Внезапная смерь русской актрисы Марины Голуб шокировала поклонников ее таланта. Актриса и телеведущая погибла в ДТП. Она была кремирована, а ее прах похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Всемирно известная балерина Майя Плисецкая, согласно завещанию, была кремирована, а ее прах был развеян над Россией.

Куда уходит жизнь — доподлинно неизвестно. Что делать с бренным телом — решать волеизъявителю, либо его родным и

близким.

Комментарий

психолога:

Осуждать — жестоко

Не исключено, что семья усопшего не надеялась получить достаточную материальную помощь от родных и сельчан для сопровождения тела, и решение принималось исходя из обстоятельств. Осуждать людей, которых постигло горе, по меньшей мере, жестоко. Многие люди верят, что захоронение намного более уважительнее к телу. Другие отдают предпочтение экологически чистому способу — кремации. Среди причин выбора — религиозные верования, семейные традиции и воля покойного в завещании. Для людей, переживших утрату, характерны временные интеллектуальные нарушения, иррациональное мышление. Скорбящие чаще всего отрицают необратимость потери. Принято, что в норме в первые две или три недели может присутствовать желание и надежда вновь воссоединиться с умершим. Если же эти мысли становятся устойчивыми на длительное время, человек обращается к спиритизму, пытается справиться с тоской и болью через особые ритуалы и манипуляции с телом покойного или прахом -это чаще патология.

Александр Фисун,

aleksandr-fisun.ru