К чему может привести недоинвестирование в технологическую модернизацию России: мнение экспертов

«Любой условный инвестор, если перед ним встает вопрос, строить ли производственную линию, первым делом спрашивает себя – зачем?»

«Любой условный инвестор, если перед ним встает вопрос, строить ли производственную линию, первым делом спрашивает себя – зачем?»
pixabay.com

Экономисты обращают внимание на перекосы инвестиций в России. Основной проблемой они считают отсутствие существенного прогресса в повышении уровня технологичности инвестиций в основной капитал. Одним из ключевых показателей, который определяет реальную интенсивность технологической модернизации экономики, является динамика инвестиций в машины и оборудование. За десятилетие с 2014 по 2024 год этот показатель был на 15% ниже уровня 2013 года – накоплено существенное недоинвестирование в реальной части технологической модернизации. К чему может привести низкий уровень инвестиций в технологии и оборудования, разбирались эксперты.

Олег Николаев, экономист, член генерального совета «Деловой России», генеральный директор петербургской группы компаний «Далпорт», винодел (марка «Остров»), член ФПС партии «Новые люди»:

Статистика последних лет показывает, что бум инвестиций в оборудование завершился в 2009 году, как раз с окончанием периода нефтяного ралли. С тех пор догоняем и восстанавливаем уровень. Причем какие именно машины и оборудование закупались в 2000-е? Нет сомнения, что лучшие из доступного импорта. Царствовало убеждение, что за нефтяные деньги мы купим любой из существующих в мире образцов. И нельзя сказать, что на ту пору это не было правдой.

Сейчас картина абсолютно другая. Прежние поставки недоступны или труднодоступны, новые поставщики, не стесняясь, выжимают по ценам все, что могут. Ускорить технологическую модернизацию насильно невозможно. Можно ее стимулировать, но у бюджета сейчас не слишком подходящий для этого период.

И самое главное. Большие инвестиции в оборудование всегда подразумевают ответ на вопрос – кто и в каких объемах будет покупать произведенный на этом оборудовании товар как минимум в ближайшие десять лет. Есть ли у нас сейчас твердые ответы на этот вопрос? Вряд ли. Некоторые проекты подразумевают определенный уровень международной технологической кооперации и определенный охват мирового рынка, без которого не стоит и вкладываться, все равно не окупится.

Президент совсем недавно сказал: «Исключительно импортозамещением и обратным инжинирингом мы технологического лидерства не добьёмся. Нам нужны собственные разработки и организация производства на собственных платформах». Рискну заметить, что и в обратном инжиниринге (то есть копировании иностранных разработок) мы пока что не сильно преуспели.

Подводя итог. Любой условный инвестор, если перед ним встает вопрос, строить ли производственную линию, первым делом спрашивает себя – зачем? Вот на него и надо давать ответы.

Сергей Васильковский, руководитель направления аналитики Института экономики роста им. П.А. Столыпина:

Инвестиционная картина в стране очень контрастная. Сейчас во многом активность вложений растет за счет бюджетных трат, а также логистических, цифровых расходов организаций, как частных, так и государственных. При этом отдача от таких инвестиций остается низкой и, что самое главное, зачастую не приводит к мультипликативному эффекту.

Что касательно инвестиций в машины и оборудование, то их отрицательная динамика может быть связана с экономической неопределенностью и санкционным давлением. Большинство такой продукции экспортируется, а это значит, что на ее поставки влияет курс рубля, торговые ограничения, логистические трудности. Возможно, бизнес предпочитает продлевать жизнь машин и оборудования, купленных еще у западных производителей. К тому же обновление основного капитала не носит обязательного, «вынужденного» характера, как, например, закупка цифровых продуктов отечественных вендоров.

Вкупе с внешними факторами играют роль ограниченное финансирование и высокая стоимость заёмных средств. Высокая ключевая ставка ограничивает возможности предприятий модернизировать парки оборудования, а также его лизинг.

Снижение темпов обновления технологической базы – долгосрочная проблема, которая ведёт к сокращению производительности труда, ухудшению конкурентоспособности российских товаров и риску технологического отставания. Без обновления оборудования российским компаниям сложнее выходить на экспортные рынки и выдерживать конкуренцию с импортом, что можно наблюдать, например, в автосекторе.

Тимофей Башлыков, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала Финансового университета при правительстве РФ:

Проблема низкого уровня инвестиций в оборудование в сфере промышленного производства обусловлена действием целого ряда факторов: отсутствием у предприятий собственных финансовых средств в достаточном объеме, высокой стоимостью кредитов, длительным сроком окупаемости инвестиционных вложений, сложной внешней и внутренней социально-экономической и политической ситуацией.

Как показывают результаты исследования 2023 года, проведенные Банком России, существенное изменение уровня инвестиционной активности, направленной на модернизацию производственной базы отечественной промышленности, возможно при достижении стабильности в международных отношениях, а также при снижении уровня инфляции и совершенствовании государственной политики по формированию благоприятного инвестиционного климата.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру