Руководитель краевого парламента Юрий Бурлачко рассказал о приоритетных решениях важнейшего для экономики Кубани вопроса

Руководитель краевого парламента Юрий Бурлачко рассказал о приоритетных решениях важнейшего для экономики Кубани вопроса

Председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Юрий Александрович Бурлачко дал интервью еженедельнику «Московский комсомолец на Кубани». Главной темой разговора стали вопросы поддержки отрасли «Образование» в регионе, а также подготовки квалифицированных кадров для кубанской экономики.

— Юрий Александрович, в своей работе депутаты ЗСК много внимания уделяют вопросам, связанным с поддержкой сферы образования, подготовкой специалистов для экономики региона. Как вами было отмечено, не проходит ни одной сессии, в рамках которой не рассматривались бы вопросы, связанные с этой отраслью, ее финансированием из краевого бюджета.

— Вы правы, вопросы развития отрасли «Образование», ее законодательного обеспечения являются одними из приоритетных в работе кубанского парламента. Цифры бюджета, действительно, наглядно иллюстрируют, насколько серьезно команда губернатора относится к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Расходы на отрасль увеличиваются ежегодно. Так, инициированными главой региона Вениамином Ивановичем Кондратьевым поправками к бюджету края на сессии ЗСК финансирование сферы образования в 2024 году было увеличено до 142,6 миллиарда рублей. В 2023 году на эти цели было предусмотрено 128,6 миллиарда рублей.

Также выросли расходы на госпрограмму «Развитие образования» с 84,6 миллиарда рублей в прошлом году до 102,7 миллиарда рублей в текущем году за счет всех источников финансирования.

Все эти средства в том числе идут на строительство новых школ и детских садов, капитальный ремонт уже имеющихся. К слову, за 2023 год введено в эксплуатацию пятнадцать школ и двадцать шесть детских садов. В этом году ко Дню знаний открыли девять и к концу года будет достроено еще двенадцать школ, также планируется ввести в эксплуатацию двадцать три детских сада.

— В последнее время подготовка кадров — это актуальная тема для всей страны. Кубань здесь не исключение? Какие решения на краевом законодательном уровне за последние годы принимались в отношении профессионального образования в регионе?

— Конечно, мы здесь не исключение. Кубань — третий регион страны по численности населения с активным ростом промышленного производства, развитой строительной отраслью и агросектором. По этой теме можно говорить и писать много, но выделю основные, на мой взгляд, направления нашей работы. Профильные комитеты ЗСК в тесном сотрудничестве с отраслевыми министерствами занимаются этой проблематикой не первый год.

За это время, в том числе с выездами на места, проводились встречи и совещания с работодателями, руководителями профессиональных образовательных учреждений. На них поднимались имеющиеся вопросы по взаимодействию, корректировке учебных программ под конкретные запросы производственников.

К примеру, знаковым стало мероприятие, организованное профильными комитетами ЗСК и министерствами и прошедшее на базе Армавирского индустриально-строительного техникума, на котором шел серьезный разговор о подготовке специалистов в ближайших техникумах и колледжах для строящегося под Армавиром индустриального парка. В свое время подобная встреча, также организованная профильными комитетами, состоялась и на базе Краснодарского архитектурно-строительного техникума, готовящего архитекторов и специалистов-строителей для одной из ведущих наших отраслей. В краевом Центре опережающей профессиональной подготовки прошла встреча представителей сельхозпредприятий и руководителей профильных учебных учреждений, а комитет по вопросам здравоохранения также с этой целью посетил Краснодарский краевой базовый медицинский колледж.

Кстати, не так давно тема подготовки кадров для кубанского здравоохранения стала предметом отдельного разговора на парламентских слушаниях, по итогам которых была принята соответствующая резолюция. Также комитетом по образованию особое внимание уделяется вопросам обеспечения педагогическими кадрами самих учебных заведений. После посещения профессиональных образовательных организаций педагогической направленности профильным комитетом было подготовлено постановление с анализом текущей ситуации и рекомендациями по совершенствованию проводимой работы, одобренное депутатами на пленарном заседании краевого парламента.

— Каким образом на данном этапе реализуются принятые законодательные инициативы по обеспечению квалифицированными кадрами экономики края?

— В данное время в тридцать одной профессиональной образовательной организации организовано практико-ориентированное обучение, в том числе в двадцати четырех учреждениях обучение проводится на основе сетевой формы реализации образовательных программ, в семи учреждениях внедрены программы с элементами дуального обучения, то есть учащиеся имеют возможность применять полученные знания во время прохождения практики на профильных предприятиях. В сетевое взаимодействие вовлечено тридцать семь предприятий реального сектора экономики, из них тринадцать предприятий реализуют программы с элементами дуального обучения, из которых четыре предприятия — в сфере промышленности.

В 2024/25 учебном году в четырнадцати учреждениях запланирована организация дуального обучения по тридцати шести образовательным программам — двадцати семи специальностям и девяти профессиям, из них в семи учреждениях с восьмью промышленными предприятиями.

Хотел бы подчеркнуть, что проблему мы знаем не понаслышке. Краевой базовый закон об образовании оперативно корректируется с учетом запросов времени, не менее значимые здесь также наши постановления «О подготовке квалифицированных кадров по востребованным профессиям и специальностям на базе профессиональных образовательных организаций Краснодарского края» и «Об организации и обеспечении трудового воспитания и обучения в образовательных организациях». В них в том числе даются рекомендации всем заинтересованным сторонам по совершенствованию образовательного процесса при подготовке обучающихся по востребованным профессиям и специальностям с учетом потребности предприятий реального сектора экономики и социальной сферы региона.

— Именно поэтому на краевом педсовете в августе этого года вы подчеркнули, что в новом учебном году особое внимание нужно уделить трудовому воспитанию в учебных учреждениях края?

— Да, в том числе и поэтому, но не только. Эту тему в начале текущего года мы обсудили на парламентских слушаниях с привлечением экспертов, представителей педагогического и родительского сообщества.

Напомню, что принятыми изменениями в 2023 году в федеральном законе «Об образовании» труд был определен важной составляющей процесса воспитания. Это важнейший вопрос нашего будущего, поэтому на июльской сессии ЗСК в первом чтении мы приняли проект закона «Об основах организации трудового воспитания и обучения в Краснодарском крае». Этим документом закрепляются общие особенности организации трудового воспитания и обучения в семье и образовательном процессе, в том числе в системе дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, во внеурочной деятельности. Наряду с этим определяются особенности организации общественно полезного труда и профессиональной ориентации обучающихся, кадрового и материально-технического обеспечения образовательного процесса и учебных учреждений.

К рассмотрению во втором чтении законопроект пройдет общественное обсуждение с участниками образовательного процесса, чтобы учесть все конструктивные предложения и инициативы.

Считаю, что трудовое воспитание ребенка должно являться приоритетом нашей системы образования. Общественно полезный труд формирует нравственные и творческие начала в человеке.

— В Законодательном Собрании Краснодарского края каждый год проходят практику будущие управленцы, студенты ведущих вузов Кубани. Это уже многолетняя традиция. Какие результаты, благодаря следованию ей, уже получены?

— Как говорится, рекомендуя что-то другим, нужно начинать с себя. У нас проходят практику также будущие юристы и экономисты. Практика проходит как непосредственно в Законодательном Собрании края, так и организуются выезды в иные государственные органы и муниципальные образования. Так, за прошедшие пятнадцать лет наши практиканты побывали в двадцати девяти муниципалитетах, и со временем не только они вспоминают с благодарностью практику, делятся незабываемыми впечатлениями, благодарят за полученные знания, но и в городах и районах с теплотой отзываются о наших студентах.

По итогам практики ребятам выдаются свидетельства с рекомендацией участвовать в конкурсе на включение в кадровый резерв государственного органа или органа местного самоуправления в крае.

Сегодня наши практиканты работают как в органах власти, так и на различных предприятиях и в организациях социально-экономической сферы страны и края. В Законодательное Собрание ежегодно мы, конечно, тоже берем выпускников из числа прошедших практику и приближаемся уже к цифре тридцать человек.

Думаю, это неплохой результат нашей с вузами совместной работы по подготовке специалистов, в том числе управленческих кадров.

— Видно, что в рассмотрении вопросов подготовки кадров у депутатов Законодательного Собрания края комплексный подход. В последние месяцы вы посетили ряд кубанских вузов. Чему были посвящены эти визиты? О чем шла речь на встречах с профессорско-преподавательским составом учебных заведений и студентами?

— Да, это всё звенья одной цепи. Система подготовки специалистов у нас в стране многоступенчатая. Нельзя увидеть полной картины без высшей школы. Ознакомившись с деятельностью наших ведущих кубанских вузов, а побывал я в разное время в медицинском, аграрном, технологическом, кубанском государственном университетах, увидел их поступательное развитие. Везде ведется исследовательская работа, есть своя научная школа и разработки, а главное, имеется потенциал и перспективы дальнейшего роста. Также в поле зрения депутатов ЗСК и деятельность Кубанского научного фонда.

В принимаемых Законодательным Собранием края нормативно-правовых актах, касающихся подготовки кадров, мы не забываем и о возможностях высшей школы. Имеющиеся идеи и разработки необходимы нашим предприятиям и организациям.

Поэтому на встречах речь всегда идет о востребованности высококлассных специалистов на рынке труда Кубани. К примеру, инженерные профессии, на мой взгляд, востребованны сегодня как никогда. Да, длительное время этому направлению не уделяли внимания. Но всё меняется, и эти специальности возвращают свое доброе имя. Тем более в нашем регионе, где идет активное развитие, строятся многочисленные объекты. Но нужно проявлять особое усердие в учебе. В ином случае некомпетентный специалист не нужен никому. Об этом я и сказал студентам технологического университета.

На мой взгляд, вузам необходимо укреплять связку с бизнесом, наращивать профориентационную составляющую, шире используя возможности грантовой поддержки и новые форматы обучения. Уверен, что с таким подходом у нас получится насытить рынок труда необходимыми специалистами во всех отраслях экономики и социальной сферы.

— Не могу не воспользоваться случаем и не напомнить, что в этом году отмечается тридцать лет кубанскому парламенту. Как мы знаем, юбилейная дата — это повод подвести какие-то итоги, обозначить приоритеты ближайшего будущего...

— Да, для сравнения: тридцать лет — это возраст уже зрелого человека, который прошел определенный путь, имеет опыт, но в то же время еще многое у него впереди. Что касается итогов нашей деятельности, мы подведем их чуть позже — в конце года, а основные направления нашей работы останутся неизменными. Депутаты ЗСК в своем законотворчестве и общественной жизни будут так же оперативно реагировать на любые вызовы времени. В приоритете останутся выезды в муниципалитеты, встречи с населением, тесное взаимодействие комитетов ЗСК с профильными министерствами и ведомствами, представителями бизнеса и общественных организаций для выработки оптимальных и конструктивных решений, способствующих дальнейшему развитию края во всех направлениях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру