Прошлый и нынешний годы оказались для актрисы Молодежного театра заслуженной артистки Краснодарского края Оксаны Трегубовой очень богатыми на события. Она признаётся, что за это время произошло в ее профессиональной жизни много важного, в том числе появились новые значимые для нее роли. Именно в этом году Оксана Трегубова удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Краснодарского края». Это своего рода признание того, что сделано актрисой более чем за двадцать лет службы в театре немало.
— Оксана, давайте, начнем разговор сразу с одной из последних ваших работ в спектакле «Любовь и голуби» В. Гуркина. Ваш персонаж — разлучница Раиса Захаровна. Мы все помним, как сыграла ее в кино Людмила Марковна Гурченко. Вам удалось создать совершенно другой образ.
— Я прекрасно понимала, что будут сравнивать все образы этого произведения: как в кино и как у нас в театре. Этот фильм любим всем миром. Каждый из нас и в жизни пользуется цитатами из него...
Когда узнала, что у нас будет «Любовь и голуби», почему-то четко себе представила, как бы я сыграла Раису Захаровну. Очень хотела показать ее такой, какой я ее вижу. И я максимально уходила от того образа, что есть в кино.
— Но прежде всего режиссер увидел вас в этом образе...
— С режиссером Александром Кладько нам очень повезло. Он отталкивался от индивидуальности каждого актера. То есть на второй, на третьей репетиции мы уже понимали друг друга абсолютно. Он ни в коем случае не шел по пути копирования и какой-нибудь пародийности. Важно было опираться на моменты, которые придуманы были именно нами. Потому что взяться за такое произведение — это очень рискованно. Поставить идентичный фильму спектакль, кажется, просто. А вот сделать свою постановку — своего Васю Кузякина, свою Надю, свою Раису Захаровну — это для артиста очень большой вызов и замечательный опыт.
— Но в отличие от героини Гурченко вашей Раисе Захаровне хочется сопереживать...
— А ее персонажу разве нет? Мне казалось, что ей тоже. Но может быть, в киноработе больше эта роль комедийно сыграна... И поэтому мы не задумываемся, что же в душе у Раисы Захаровны...
— Героиню Гурченко хотелось даже как-то критиковать. А ваша героиня, кажется, очень ранимая женщина...
— Я вот так и хотела, чтобы зрители увидели в ней женщину, которая тоже, как и все, хочет любви. Хочет любить и быть принятой, понятой. И она в кои-то веки наконец нашла своего человека. Я так понимаю, она каждый год ездит на курорт. И так наконец совпало, что она встретила Васю Кузякина. Конечно, она всячески борется за свое счастье, за этот кусочек любви, который судьба подарила ей, уже немолодой женщине.
— Но всё равно в конце концов она остается несчастной...
— Да, в принципе, когда происходят такие события, страдают все. И мне кажется, это и нужно было показать. Что, когда жизнь идет своим чередом, всё нормально, всё прекрасно. А вот когда такая встряска получается, важно, как каждый человек пройдет этот путь. Поймет ли, почему это произошло, для чего и как дальше с этим жить. Этот спектакль о том, что каждый имеет право на ошибку, важно научиться признавать эти ошибки. И о том, что каждый имеет право на второй шанс!
— И отпустить всё равно придется человека.
— Да. Потому что, как бы странным ей ни казалось, что этот человек возвращается туда, в несвойственный ей мир, с этим придется смириться. Моя героиня сначала задается вопросом: как можно отказаться от того мира, который она для него создавала так долго и кропотливо? Почему для него так просто было уйти? Но потом она понимает, какие они разные и насколько важна для него семья. И в данном случае она отказывается от своего счастья, отпуская другого человека туда, где ему лучше! Думаю, на это способны по-настоящему сильные и любящие люди.
— У вас есть роль в новом спектакле «Идиот»?
— В «Идиоте» мне досталась небольшая роль — Нины Александровны Иволгиной. Но тем увлекательнее работать, когда из минимума нужно и можно достать максимум. Интересно что-то раскопать, найти... Чтобы стало интересно и мне, и зрителю. Ну и потом это Достоевский. И одно из величайших его произведений. Работать с таким материалом всегда счастье!
Материала, задумок было очень много — не укладывались даже в пять часов. Мы понимали: каждая сцена, каждый момент безумно интересны, очень важны. Но режиссеру Александру Гостюхину пришлось решать, как сократить хронометраж.
— А вы раньше работали с этим режиссером?
— Мы работали с ним в прошлом году, в сентябре, в рамках творческой лаборатории в Анапе. Репетировали отрывок из романа «Бесы» Федора Михайловича Достоевского. И когда режиссер приехал к нам ставить полноценный спектакль, у нас уже было какое-то взаимопонимание.
— Давайте перенесемся в начало вашей актерской карьеры: в 2002 году вы окончили Краснодарский государственный университет культуры и искусств (сейчас КГИК)... Какими были ваши первые роли в Молодежке?
— Первые роли были вводные. Главный режиссер Владимир Дмитриевич Рогульченко пригласил меня на роль Салли Хейс в спектакле «Над пропастью во ржи». Параллельно я ввелась в «Датскую историю» на роль сестры Гадкого утенка. И чуть позже — в «Кьоджинские перепалки» на роль Орсетты. Последняя уже была более или менее значимая работа. И с этой роли, думаю, по-настоящему началась моя творческая карьера. Потому что она у меня получилась. Потом мне говорили коллеги: «Ты очень хорошо попала». Ведь всегда очень сложно, когда начинаются вводы, после того как режиссером были простроены персонажи спектакля, попасть в точку. Потому что я же не работала лично с режиссером, не знала его каких-то задумок и пожеланий. Всё, чем я руководствовалась,— это то, что передали мне актрисы, которые создавали этот образ до меня. И конечно, мне было приятно осознавать, что коллектив меня принял.
— Но знаю, что у вас хорошие отношения со многими вашими коллегами.
— Ну да, мы, например, гримеркой все дружим. За эти годы в коллективе, можно сказать, породнились все, в том числе стали крестными мамами и отцами для детей своих коллег. То есть у нас такая большая творческая семья. А жизнь же, вообще, так быстро несется! Мне кажется, что вот только вчера пришла в театр. А сейчас приходит молодежь, которая родилась, когда я начала служить в театре. У меня пазлы не сходятся: мне кажется, что вот только недавно я оказалась в театре. А уже раз — и звание.
— Кстати, звание когда вам дали?
— Вот получается, в этом году ко Дню театра. Как мне сказал один коллега, теперь я не просто под стеклом — теперь меня через лупу будут рассматривать. И нужно соответствовать званию, нужно быть очень ответственной... (Смеется. — Авт.) Но если серьезно, со званием или без хуже или лучше делать свою работу не станем. Потому что на самом деле любим ее.
Хочу сказать: очень приятно, когда ты работаешь, работаешь, работаешь, отдаешься целиком профессии — и тебя наконец отмечают наградой. И это произошло, получается, как раз к юбилею.
— У вас есть опыт работы в других театрах.
— У меня теперь три театральные семьи. Это, конечно, мой родной Молодежный театр, в котором я служу. Это театр «Мой», с которым мы уже шесть лет с мужем (Андрей Трегубов, известный артист, ведущий, шоумен. — Авт.) сотрудничаем. И вот в прошлом году в моей жизни снова появился театр-студия «Гелиос» — я в нем начинала, перед тем как поступить в вуз.
Это замечательный театр, где свои силы пробуют молодые дарования. У них в репертуаре шесть или семь спектаклей. Мне предложили сыграть главную роль в спектакле «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки. И я не смогла отказаться. И это был тот случай, когда мне дали полную свободу. Я очень благодарна, что режиссер Екатерина Витальевна Константинова оказала такое доверие: найти самое важное в этом персонаже самостоятельно, исходя из того, что я чувствовала.
— Оксана, как вы относитесь к экспериментам? Например, в Молодежном театре реализуется проект «Хорошая пьеса». Вы в нем участвуете?
— Да, участвую по мере возможности. Мы читаем какую-то пьесу современного автора, а потом со зрителями ее обсуждаем. Кстати, такой формат становится всё более и более популярным. Участвую, потому что считаю, что это опыт, который, несомненно, пригодится в профессии. Когда режиссер спектакля «Любовь и голуби» Александр Кладько попросил нас всех ответить на вопрос о том, что самое главное для артиста, не знаю, что ответили другие мои коллеги, а я сказала, что самое важное, чтобы была работа. Когда артист в работе, он живет, иначе начинается черт знает что такое.
— А сейчас с мужем встречаетесь где-то на одной сцене?
— Ладно, открою секрет. Сейчас мы репетируем пьесу современного драматурга. Если получится спектакль, будем играть в нем вместе с Андреем.
— У вашего мужа такая загруженность...
— Но он всегда соглашается, если что-то предлагают в театре.
— Часто участвуете в каких-то киносъемках?
— Не получается. Бывают интересные предложения. И пробы, которые записываю, вроде бы подходят создателям кинолент. Но когда начинаются съемки, у меня в рабочем графике спектакли и репетиции — приходится отказываться от работы в кино.
— Оксана, по каким спектаклям, которые раньше были в репертуаре Молодежного театра, вы сейчас скучаете?
— Мы недавно обсуждали «Датскую историю» Адольфа Шапиро, говорили, как было бы здорово восстановить этот спектакль с нынешней труппой... Потому что он был на самом деле визитной карточкой Молодежного театра.
Вспоминаю также замечательный спектакль «Куколка» по произведению Аркадия Аверченко. Мне повезло поработать с Ларисой Малеванной, режиссером этой постановки,— получила колоссальное удовольствие.
— Есть ли у вас потребность передавать свой опыт молодежи? Преподавать, например?
— Вы знаете, я себя чувствую в каких-то моментах как в студенческие годы. Мне кажется, что я столько еще всего не знаю. Когда участвую в каких-то лабораториях, мастер-классах, мне всегда интересно. Даже если что-то из того, что предлагают попробовать, и делала раньше, для меня всё это как в первый раз. Возможность похулиганить, окунуться в атмосферу какой-то студенческой жизни — для меня всегда счастье.
— Расскажите, пожалуйста, о сыновьях.
— Старшему сыну, Макару, в этом году будет пятнадцать лет. Он фанат футбола. Он не играет, но знает о нем всё. Можно задать ему любой вопрос — и он подробно на него ответит. У нас даже был разговор о том, что, возможно, ему стоит поступать на факультет журналистики, чтобы стать спортивным комментатором.
Но недавно он сказал, что хочет попробовать себя на сцене «Гелиоса». Дело в том, что этой весной он очень достойно выступил на концерте, посвященном Дню Победы, в Краснодарской филармонии. И признался мне, что ему очень понравилось то ощущение, которое он испытал, когда находился на сцене.
Младший сын Мирон очень творческий. Фактически каждые полгода вектор его интересов меняется. Он хорошо рисует. Его увлекает музыка, вокал, театр, и от всего он получает удовольствие. Пока непонятно, чему он в конце концов отдаст предпочтение.
— Как вы любите отдыхать?
— Люблю максимально абстрагироваться от всего. Люблю путешествовать. Вот недавно исполнила свою мечту: побывали с мужем в первом для нас морском круизе. Очень понравилось!
— Как отпраздновали свой день рождения?
— Очень скромно. В кругу семьи. Поняла недавно, что стала меньше уделять им внимания. И мне хочется как-то исправлять эту ситуацию. Чаще бывать в гостях у мамы.
Желаю всем быть как можно чаще со своими родными и близкими! Беречь друг друга и дорожить каждым днем! Пусть будут все здоровы! Мирного неба нам всем над головой!