Балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок» пополнил репертуар Краснодарского театра балета Юрия Григоровича двадцать с половиной лет назад. В свое время этой работой прославленный хореограф вернул на сцену тогда еще советского балетного театра настоящий танец, сделав его главным выразительным средством хореографического спектакля. Об этом много написано и сказано, так как именно в 50-е годы прошлого столетия и состоялось погребение так называемого «драмбалета» со всей его недансантностью и пафосом.
Спустя 67 лет со дня первой премьеры (мы говорим о театре оперы и балета С.М. Кирова) «Каменный цветок» уже не производит былого взрывного эффекта, но в балете есть места, которые и ныне смотрятся на одном дыхании. Безусловно, партия Хозяйки Медной горы, заслуживает особого внимания, особенно когда ее исполняют балерины-индивидуальности.
Первая исполнительница Хозяйки, гениальная Алла Осипенко, кстати, одна из последних живущих легенд, стала явлением, когда появилась в малахитово-черном трико (художник Симон Вирсаладзе). Даже по студийной знаменитой фотографии виден масштаб роли и исполнительницы.
Правда, тогда случился еще один революционный момент, Григорович привнес на подмостки, к ужасу блюстителей нравственности, своего рода эротизм. Сегодня таким уже никого не удивишь, но все же подобные тонкости надо уметь подавать, и когда я увидел Юлию Чепик, то она меня поразила именно чувственностью и сексапильностью.
27 октября на сцене Краснодарского Музыкального театра состоялся не совсем рядовой прокофьевский спектакль, где мы смогли оценить первые выступления Евгения Ланцуты и Юлии Чепик. Катерину танцевала тонкая, лиричная Екатерина Конобеева. Евгений Ланцута потихоньку меняет амплуа, и роль Данилы, наивного обаятельного русского мастерового, ложится на его фактуру осторожно и аккуратно, ведь мы привыкли к иному темпераменту и иной стати танцовщика-актера. Но здесь его камнерез местами даже трогателен и нежен.
Однако событием нашего спектакля стала Хозяйка Медной горы Юлии Чепик. Ее отточенные, графически острые позы, изощренные изгибы тела, стремительность пробежек не сравнимы ни с чьими. А сцена погони – поистине завораживающая, их дуэт с ярким Северьяном Дмитрием Горловым ни больше ни меньше маленький шедевр. Балерина, возможно, для кого-то и открылась по-новому, для меня нет, так как я изначально видел потенциал, раскрывшийся здесь в полной мере. Ее умение выстраивать внутренний образ, актерски точно его схватить, особая пластика, притом режущая, дерзкая и в то же время изумительно мягкая, обольстительная, женственная, удивительны. Ее героиня изменчива и решительна, пугающе красива и притягательна. Сказать, что артистка кого-то копировала, нельзя, у Юлии свой достаточный природный и интеллектуальный ресурс, чтобы вылепить портрет, исходя из собственного «я». Самое поразительное: у меня не было ощущения, что предо мной дебютантка, – первый выход оказался работой серьезной и цельной. Меня вообще в этой молодой танцовщице всегда поражает какая-то взрослость и зрелость.
Балерина сейчас в той поре, когда ей под силу любая партия, а роль Махменэ Бану из «Легенды о любви» А. Меликова так просто для нее идеальна. Написал я эти строки и вздохнул тяжело, подумав, боюсь, не дадут: слишком, может быть, хороша восточная царица. Если же ошибусь, то легко выдохну обратно. Можно, как говорится, выиграть карьеру, но проиграть искусству, а можно и наоборот.