В Краснодаре состоялась премьера спектакля по роману Федора Достоевского

В Краснодаре состоялась премьера спектакля по роману Федора Достоевского
Фото: Марина Светлова

В краснодарском «Одном театре» прошла премьера спектакля «Преступление и наказание». Режиссер, заслуженный артист Краснодарского края Арсений Фогелев, представляя свою новую работу зрителям, заинтриговал всех заявлением о том, что они увидят на этот раз только «первую часть». На самом же деле «Преступление и наказание» задумано как «спектакль-сериал».

За более чем три с половиной часа, что идет спектакль, сказано и показано по мотивам романа Достоевского очень многое. Семь актеров, занятых в постановке, названы Арсением Фогелевым «сорежиссерами». Только у Карима Армадова одна заданная роль — Родиона Раскольникова. Остальные — Даша Женихова, Мария Ступченко, Ксения Мальцева, Денис Пиксаев, Аркадий Фанян, Богдан Галась — перевоплощаются из персонажа в персонаж. Такая «размытость» образов кажется нарочитой, и ты иногда не понимаешь, например, в какой момент актриса, изображающая мать Родиона Раскольникова, становится старухой-процентщицей. Или же почему Даша Женихова, отклеив усы и перестав быть советником Мармеладовым, является вдруг перед зрителями то сестрой Раскольникова Дуней, то кухаркой Настасьей. Нет ответа и на вопрос, почему та же кухарка фигурирует в намного большем количестве сцен, чем один из центральных образов романа — Соня Мармеладова. Но, если поверить режиссеру, что зрителям представлена только первая часть, возможно, в следующей этому персонажу отдано будет гораздо больше внимания.

При исследовании природы такого тяжкого преступления, как убийство, кажется, в спектакле выводятся иные мотивы и причины его совершения студентом Раскольниковым, чем в романе. Почему-то в спектакле показывается фатальность, неизбежность этого деяния: в самом начале зрители видят топор висящим на стене. А все же знают слова нашего классика Антона Павловича Чехова о том, что если в начале пьесы на стене висит ружье, то к концу оно должно обязательно выстрелить. И в ходе действия то один, то другой персонаж так и норовит всунуть в руки Раскольникова орудие преступления, а он долго от него отнекивается и его отталкивает. Почему же он идет на преступление? В спектакле не звучит «самый проклятый» вопрос, который задает себе главный герой романа: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Но возможно, эта широко известная цитата тоже прозвучит во второй части — при объяснении Раскольникова с Соней Мармеладовой?

Черный юмор, буффонада, игра света и теней, утрирование сценических образов — всё это очень усложняет спектакль, делает его многомерным. При этом используется минимум декораций. Шкаф — как метафора «крошечной клетушки шагов в шесть длиной», которую снимал Раскольников, в него то и дело норовят залезть все персонажи. Огромная дверь, которую актеры перекатывают по сцене,— за ней скрывается ненавистная старуха, кому суждено умереть от руки Раскольникова, это же прообраз «последней черты», которую преступает «убивец». Большой стол, за которым собираются все персонажи,— здесь звучит многоголосие героев «Преступления и наказания» — их монологи иногда узнаваемы и понятны, местами затянуты и кажутся придуманными, временами от них веет давно повторяемыми кем-то кошмарными историями или же, наоборот, целые тирады звучат уж очень осовремененными. Полотно спектакля сплетено так, что до конца мы так и не понимаем, что является плодом воображения главного героя, а что могло быть в той реальности, где он живет. Сон и явь — всё в черных и серых тонах. Немного музыки, в том числе живой, извлекаемой, как было сказано в спектакле, из расстроенного пианино «Кубань». Рефреном звучащая нетленка лидера группы «Кино» — «Если есть в кармане пачка сигарет, то, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день…». Но у главного героя как раз всё очень и очень плохо. Нам показали только, как произошло преступление, но не было ничего сказано по поводу того, какое убийцу ждет наказание. И темнота к концу спектакля только сгущается: для героя нет никакой надежды, абсурдность и ненужность всех звучащих слов и всех действий становятся практически невыносимыми. Режиссер и зрителям не дает ощутить никакой надежды. А ведь она есть у Достоевского. Надежда на раскаяние, на прощение и возможность любви. Но всё же, может, мы увидим всё это во второй части?

Последний раз до сегодняшнего дня спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в Краснодаре был поставлен в Молодежном театре в июне 2001 года. Режиссер спектакля «Убивец» Владимир Рогульченко заставил говорить об этой своей работе всё театральное сообщество.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру