Краснодарские зрители на прошлой неделе вновь увидели спектакль «Записки сумасшедшего» по произведению Николая Гоголя. Пронзительная история о хрупкости мира человеческой души считается одним из самых трагических произведений классика. Яркая постановка уникальна: в Муниципальном концертном зале мистическая история Гоголя звучит одновременно на языке драматического искусства и прекрасной органной музыки.
Создатель спектакля и исполнитель главной роли — заслуженный артист Краснодарского края Виктор Плужников — очень тонко и достоверно передает на сцене глубинную трансформацию человека — мелкого чиновника Аксентия Ивановича Поприщина, вначале наполненного большими надеждами, но в финале оказавшегося в бездне несчастия и безумия.
Спектакль, уже полюбившийся зрителям, вновь сыгран после пятилетнего перерыва.
После того как первый спектакль подошел к концу и его исполнители были встречены овациями, Виктор Плужников признался, что волнение перед началом и ощущения от игры были как во время премьеры. Сложный психологически и очень глубокий, философский драматический материал нужно раскрыть так, чтобы он давал пищу для ума и задевал сердца искушенных зрителей. Создателю спектакля это удается в полной мере.
Партнер Виктора Плужникова — заслуженная артистка Краснодарского края Юлия Макарова. В ее воплощении становятся зримыми несколько образов: мечты, романтического увлечения главного героя, а в конце — его кошмара и матери, которая только одна и может его пожалеть. Эти роли практически без слов. И все-таки голос Юлии Макаровой звучит пронзительно дважды: когда она напевает «Аве Марию» Каччини и в самый кульминационный момент — народную казачью песню «Туман яром», любимое произведение Гоголя.
Звучание органа (солист — заслуженный артист Краснодарского края Михаил Павалий) создает непередаваемую атмосферу соучастия и сопереживания главному герою и его трагической судьбе.
— Я стараюсь максимально поддерживать необходимое настроение, чтобы повествование о судьбе человека вызывало душевный отклик у зрителей,— говорит Михаил Павалий,— и самое главное мое стремление — создать атмосферу творческой свободы, чтобы максимально точно передать замысел спектакля.
В спектакле мы слышим музыку Баха, Франка, Брунса и других классиков. И их произведения дают дополнительные краски и эмоции, помогают лучше понять душевные метания персонажа «Записок сумасшедшего».
— Мне очень жалко моего героя. Но знаете, я пришел к парадоксальной мысли о том, что он полностью человек XXI века, потому что живет в выдуманном мире, он инфантилен. Современная молодежь постоянно погружена в свои мобильные телефоны, компьютеры, а мой персонаж просто находится в своих мечтах. При этом он очень добрый и ранимый,— говорит Виктор Плужников.
В спектакле много символов — отсылок к понятиям чистоты, главного смысла человеческой жизни, непрерывной связи людей разных эпох и поколений.