Спектакль Московского театра сатиры будет показан в рамках «Больших гастролей»

Спектакль Московского театра сатиры будет показан в рамках «Больших гастролей»
Фото: А. Беланов

Московский академический театр сатиры впервые даст премьеру в Сочи. В рамках программы «Большие гастроли» при поддержке Министерства культуры России 26 марта на сцене Зимнего театра будет показан спектакль «Лес» по пьесе Александра Островского.

В постановке режиссера Антона Яковлева история, написанная более сотни лет назад, по-прежнему звучит современно. В ней трагик Несчастливцев и комик Счастливцев словно попадают в непроходимый лес с хищными зверями, где «очень богатая помещица» собирается замуж за юнца, сосед выгадывает, как подешевле скупить ее лес, племянница-бесприданница, которая не может рассчитывать на счастливое замужество, собирается топиться, а гимназист-недоучка готов жениться, чтобы обеспечить свое будущее. Комедия оборачивается трагедией: каждый герой показывает свою сущность. Чужие оказываются ближе родных, а бедные щедрее сердцем и кошельком, чем богачи и ханжи. Главные роли в спектакле исполняют народная артистка России Алена Яковлева и заслуженный артист России Максим Аверин. О том, почему классика остается по-прежнему актуальной, почему Сочи — это ад и какая роль является самой сложной, узнавала у актеров наш корреспондент.

Роль как кубик Рубика

— Алена Юрьевна, к классике режиссеры обращаются часто, но в чем успех именно вашего «Леса»? Восторженные отзывы можно услышать от зрителей разных возрастов — значит, постановка не оставляет никого равнодушным и попадает не только в голову, но и в сердце?

— Во-первых, «Лес» — это такой трагифарс, полностью совпадающий с направленностью Театра сатиры. В нашем театре и трагедия, и комедия всегда рядом — обратите внимание на маски на фасаде здания в Москве: они подразумевают разнообразие и слияние разных жанров в наших стенах. Мы не делали спектакль в абсолютно традиционном его понимании: всё равно это адаптация к современности. А сам автор пьесы — Александр Островский — невероятно современен: всё те же проблемы, всё те же взаимоотношения между людьми. Режиссеру удалось найти точку приложения пьесы, которая написана более ста лет назад, в современности в хорошем смысле — с точки зрения оформления, музыки, декораций и, конечно, характеров, и это вовсе не нафталиновый Островский, но и не экспериментальная постановка с наличием голых тел, как сейчас любят...

Антону Яковлеву удалось не просто переложить из авторского текста то, что интересно сейчас, но при этом еще и сохранить авторское мировоззрение, восприятие жизни, ничего не перекореживая. Я искренне рада, что сейчас мы играем при полных залах: спектакль был выпущен в постковидное время и премьеру играли при 25-процентной наполненности зала. Это было непривычно и сложно. А потом «Лес», как Несчастливцев, поднялся и полетел — зажил полноценной театральной жизнью.

— Вы с блеском и азартом играете роль помещицы Гурмыжской. В вашем исполнении она безостановочно меняет обличия: из наивной и, кажется, непрактичной дамы превращается в благодетельницу, вдруг радеющую о сироте, из женщины строгих правил — в обольстительницу. Чем интересна эта роль?

— Образ Гурмыжской получился крайне емким: Раиса Павловна — неоднозначный персонаж, такой конгломерат разных качеств, что только работай и работай... Жесткая и при этом легковерная; закрытая для окружающих, но при этом эмоциональная. Для меня Гурмыжская — «кубик Рубика», который складывается из проявления тех или иных черт характера и эмоций в разных сценах и дает возможность мне как актрисе проявиться во многих ипостасях. Со всем, что есть в ней внешнего и наносного, внутри нее живет женщина, которая хочет любить и мечтает быть любимой. Она так искренне хочет поверить в это чувство, хочет своего счастья и борется за него жестко, любыми способами. И пускай это очередная иллюзия, но это ее собственная правда. Она, конечно же, тоже актриса и режиссер своего театра, своего собственного мира. В этом и была задумка режиссера — в таком противопоставлении идеалисту Несчастливцеву.

Я театральная артистка, люблю копание в роли, долгий процесс репетиций. Театр для меня — это больше про лицедейство. В то время как режиссер спектакля, Антон Юрьевич, приверженец игры «от внутреннего к внешнему», я, будучи выпускницей Щукинской театральной школы, решаю сценическую задачу «от внешнего к внутреннему». Тем не менее мы нашли для меня правильный способ существования, и мне в этом спектакле очень комфортно.

— Чему вы хотите, может быть, научить зрителя? Что хотите ему сказать?

— Ничему! У меня вообще нет ни в жизни, ни на сцене задачи назидательной: я хочу дать возможность понаблюдать за персонажем, историей, сделать собственные выводы.

Самый сложный образ — сегодняшний спектакль

Именно за роль актера Несчастливцева в спектакле «Лес» Максим Аверин получил премию «Звезда театрала».

— Максим, в «Лесе» вы играете роль актера, который столь трогательно и одновременно непримиримо выступает в защиту высоких идеалов, как будто с книжными представлениями о высоком встречается с реальной жизнью. В чем для вас зерно роли в этом спектакле?

— На самом деле роль Несчастливцева абсолютно совпадает с моим отношением к жизни, профессии, с моим способом актерского существования на сцене. Режиссер спектакля, Антон Яковлев, сказал мне: «Знаешь, это будет русский Мюнхгаузен! Такие, как он, пытаются изменить этот мир, зная, что он не хочет и не будет меняться. И это абсолютное донкихотство. Это как служение, как крест. Вахтангов говорил: «Надо подняться хоть на пол-аршина от земли». Вот актер Несчастливцев и пытается подниматься. Над бытом, над предсказуемостью, вульгарностью человеческого существования. Я сам во многом в жизни идеалист, и эта тема мне очень близка, здесь мы совпали все: режиссер, роль, я как актер. Это счастье — играть Несчастливцева. И вообще, я очень люблю Островского, его хрестоматийные истории актуальны во все времена.

Мы же действительно возвели дремучие леса в своей жизни, в которых нет места искренности: такое выгороженное благополучие, забота о ближних, а на самом деле всё это ширма. Островский и его герои еще раз напоминают о том, что нужно жить по-настоящему, чувствовать людей, время.

Для Счастливцева и Несчастливцева в «Лесе» театр — это их настоящая жизнь, где живы идеалы и благородство, где деньги — это всего лишь ничтожная плата за счастье, а вдохновение оплачено страданием.

— Театр вам всё же ближе, чем кино? Ведь именно роль Сергея Глухарева в телесериале когда-то принесла широкую известность?

— Это две абсолютно разные профессии. В кино ты снимаешься — и тебе это уже больше не принадлежит, снятое не исправишь. А театр совсем другое: это возможность исправления ошибок. Театр — живое искусство. Но я не преувеличиваю и не кокетничаю, когда говорю о том, что всякий раз волнуюсь, перед тем как зайти в кадр или выйти на сцену. Мне часто задают вопрос про самую сложную роль. И я всегда отвечаю: это сегодняшний спектакль. Никогда не бывает двух одинаковых спектаклей. Вроде те же слова, движения, музыка, а он каждый раз получается другим. И всегда волнуешься, и сомневаешься: ты же не знаешь, какая публика за занавесом.

— Перед премьерой в Сочи нельзя не спросить о фильме «Море. Солнце. «Склифосовский», съемки которого проходили в разгар лета именно в этом городе. Говорят, что идея отправить кинобригаду «Склифа» на море принадлежала вам? А потом вы об этом пожалели...

— Да, я действительно давно уговаривал продюсера отправить героев проекта как бы в отпуск, к Черному морю. Мы действительно «прокляли всё»: это был август, адская жара... Случалось множество курьезных ситуаций. Например, мы снимали на вокзале, где за время стоянки поезда — семнадцать минут — надо сыграть огромную сцену — приезд главных героев. И когда открылись двери вагона, вбежала народная артистка Елена Яковлева и народный артист Андрей Ильин и начали помогать людям чемоданы выгружать... Но это всё актерская жизнь, конечно же, и ничто по сравнению с тем, когда ты видишь результат этой огромной командной работы.

Вы наверняка знаете, что я очень люблю Сочи, у меня здесь много друзей и теперь еще большой коллектив Сочинского концертно-филармонического объединения, где я художественный руководитель уже больше года. Я безмерно рад каждому своему приезду сюда и рад, что сочинские зрители и гости города будут иметь возможность увидеть столь масштабный «Лес» двадцать шестого марта. С нетерпением жду даты спектакля! Искренне люблю наш Зимний театр и его «стены», мне хочется наполнять его качественными и нужными постановками. И конечно, хочется еще раз поблагодарить за эту возможность Министерство культуры России, Департамент культуры Москвы, Росконцерт, программу «Большие гастроли» и всех людей, причастных к этому событию.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру