«Живые и мертвые» кубанской живописи

«Живые и мертвые» кубанской живописи
Юрий Самсонов. Фото автора

Юбилейная выставка, посвященная 85-летию Краснодарской краевой организации Союза художников России, раскинувшаяся на двух площадках – в художественном музее имени Ф.А. Коваленко и краевом выставочном зале изобразительных искусств, вызвала немало вопросов.

«Ковровая бомбардировка»

Казалось бы, у организации юбилей, праздник, и по этикету надо бы петь осанну и зажечь на торте свечи. Но все оказалось не так просто, на деле мы стали свидетелями банального парада амбиций, или, как остроумно выразился один из знатоков живописного искусства, «ковровой бомбардировки». И это касается исключительного выставочного зала, лишь любезно предоставившего юбиляру помещение и, я полагаю, никак не влиявшего на своих гостей.

Дмитрий Прокопович. Фото автора

В пресс-релизе внимательно читаем: «…выставка представляет широкий спектр произведений современного искусства» – и дальше больше: «…своими произведениями воспитывает и поддерживает нравственные устои общества». Кажется, все аспекты соблюдены, что вам еще? По факту же из почти 400 работ глаз можно остановить на мизерном количестве.  

Безусловно, нельзя пройти мимо Василия Монастырного, его «Античные сюжеты. Праздник урожая» и «Кубанские цирюльники» не отпускают тебя особой энергетикой и мыслью. Наш маринист Сергей Бровкин представлен полотном «Шторм» и умением прописывать свет, делая его незабываемым. Не могут оставить равнодушным и тончайшие офорты Владимира Егорова. Обыденный сюжет «Ростовские почтящики» Дмитрия Прокоповича вдруг из повседневности взлетает до метафоры. А вот и трамвай, следующий привычным маршрутом зимним морозным вечером, и в нем люди в масках эпохи ковида, – казалось бы, бытовое содержание, но Юрий Самсонов вкрапляет в городскую зарисовку «г. Краснодар, ул. Базовская» частичку лирики и умиротворенности. Интересна Лариса Блохина со своим вдумчивым и «бесконечным» триптихом «Дорога». Изящен и пластичен в прекрасном японском мотиве Сергей Яшин. Изысканны, прелестны и свежи «Первые цветы. Пролески» Артема Артищука. В другой завораживающей работе «Всех святых» Петра Трегуба мы лицезреем часть храма через проем колокольни.

Артем Артищук. Фото автора

Заслуженный художник России Сергей Воржев «появился» с кубанским видом двадцатилетней давности «Вечер над степью». А пейзаж нашего известного и единственного народного художника Виталия Коробейникова «Золотой лиман», вовсе скромно отправили, вернее, «поставили» в угол. И непонятно, зачем «кастрировали» классный триптих Павла (Паша) Бабенко «Адам и Ева». Теперь публика видит только левую часть «греховодников». Из гобеленов я бы отметил сложную монохромную сочную «Жатву». Из скульптуры – великолепного Анатолия Тахтамышева: его «Богиня плодородия» и «Грезы богини Лады» сочетают в себе удивительную гармонию, выразительность, настроение и индивидуальный почерк.

Сергей Яшин. Фото автора

«Пустое место»

И вот среди скромного ряда достойных работ ты видишь серьезную порцию Геннадия Квашуры и Валентина Папко. Складывается впечатление, что это их персональная выставка-бенефис. Да кто же против индивидуального гала-концерта – только почему все происходит за счет их товарищей, в ущерб другим?!

Воспетый и вознесенный до небес еще прошлой администрацией края, Геннадий Квашура пишет «исторические одиссеи». Все знают его знаменитое гигантское полотно «Переселение черноморских казаков на Кубань», которое потом никак не могли никуда пристроить, и какое-то время оно красовалось, к ужасу театра, вместо портрета труппы в фойе краснодарской драмы. Откровенно говоря, я никогда не понимал, в чем уникальность и шедевральность этого произведения, почему такой пляс устроили вокруг живописи, довольно-таки сомнительной и претенциозной.

Петр Трегуб. Фото автора

Не менее дутая история и вокруг Валентина Папко. Его полиптих «ХХ век», борьба, так сказать, святых и демонов, потрясающе неорганичный, нелогичный холст, с нарушениями всех законов живописи. И я понимаю художников, не пожелавших участвовать в подобном эстетическом «пиршестве» и предпочитающих другие территории.

Далеко ходить не надо, отправляйтесь в наш замечательный художественный музей, где краснодарское современное искусство представлено проектом «Анатомия живописи», кстати, другая часть «Анатомии» расположена в культпространстве «Пустое место». На самом же деле парадоксальное название содержательно наполнено. Здесь нет надрыва и слащавости, которыми пестрит бо́льшая часть юбилейной выставки, а если и есть напряжение, то внутреннее, без ложного, расфуфыренного пафоса.

Анатолий Тахтамышев. Фото автора

Но самое интересное, что музей Ф.А. Коваленко тоже расположил у себя юбилейную экспозицию Союза, однако сделал это более тонко и элегантно. Почти 60 работ взяты из фондов. Это картины тех художников, которые творили на родине, но уже ушли от нас. Мы видим живопись не просто на порядок выше, а иного полета и мастерства.

Вот и получился этакий юбилей «живых и мертвых» с явным перевесом не в сторону здравствующих.

Юлия Кудина. Фото автора
Николай Шариков. Фото автора

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру