Почему народный хор не поет народные песни?

Почему народный хор не поет народные песни?
tvkrasnodar.ru

Государственный академический Кубанский казачий хор – яркая визитная карточка Краснодарского края и даже России. В октябре этого года он будет отмечать 210 лет со дня основания. За это время сменились десятки поколений, рушились и строились новые системы государства, были пережиты мировые потрясения. Кубанский казачий хор, как истинно народный, прошел через все катаклизмы и, сохранив себя, сберег казачью культуру, завещанную основателями в народных песнях и традициях. Но вот уже несколько лет вокруг прославленного коллектива регулярно возникают недовольства зрителей. Эти волны совпадают с представлением каждой новой программы и раз от раза становятся все выше. Главный посыл: зрителям не хватает народной песни в гениальном исполнении Кубанского казачьего хора. Ситуация парадоксальная.

Виктор Гаврилович Захарченко безусловный авторитет, добившийся признания тяжким трудом и огромным талантом. Во многом, благодаря именно его титаническим усилиям, Кубанский казачий хор выжил в тяжелые времена переходного периода, сохранив и зрителя, и свой стиль. Будучи настоящим патриотом и поклонником народной песни, Виктор Гаврилович объездил самые отдаленные уголки Кубани, записывая эти самые песни с напева стариков, которые оставались единственными носителями бесценных шедевров. Потом эти произведения включались в программу и зрители могли в полной мере насладиться ими в исполнении одного из лучших хоровых коллективов России.

Но с течением времени ситуация менялась. Постепенно и неотвратимо народные песни стали уходить из репертуара, заменяясь на произведения, автором которых в большинстве случаев является Виктор Гаврилович Захарченко.

Первые недовольства таким положением вещей вышли в публичное пространство лет семь назад. Параллельно с этим как-то сразу заметили, что среди зрителей очень мало молодежи, хотя хор всегда отличался тем, что на его выступления ходили всей семьей. Однако эти моменты прошли мимо хора и его руководителя. Политика замещения народной песни авторской продолжалась. А потом пришла пандемия. 

На протяжение десяти месяцев творческие коллективы находились в изоляции. Однако в равных условиях все действовали по-разному. Одни с соблюдением всех мер предосторожности готовили новые программы и репетировали. Другие, по мере возможности, для поддержания собственного уровня и чтобы не потерять зрителя, организовывали концерты в режиме онлайн. Третьи просто сидели и ждали когда весь этот коронавирусный кошмар закончится. И вот, в конце января губернатор подписал послабления в режим повышенной готовности, согласно которым можно проводить концерты с заполняемостью залов на 15 процентов.

Естественно, счастливчики, которым удалось приобрести билеты на концерт Кубанского казачьего хора, рассчитывали на феерию народной песни. Однако этого не произошло. Непонятный для народного хора тренд сохранился. Основу репертуара составили духовные песнопения, в том числе на музыку Виктора Захарченко и песни его же авторства. Так и хочется спросить: где те народные песни, которые Вами же и собирались по хуторам и станицам?

Говоря о парадоксальности ситуации нельзя не затронуть и еще один аспект. Он четко обозначен в самом названии коллектива - Государственный академический Кубанский казачий хор. Проще говоря, хор является организацией, которая финансируется государством. Но получается, что не контролируется. То есть деньги, и очень большие, даются, а на что они тратятся спрашивать как-то не принято. Довольно странная ситуация, учитывая, что именно продвижение и популяризация народной песни является одним из ключевых составляющих государственной политики сохранения исторической памяти. Выглядит это так, что администрация края оплачивает организацию творческих встреч со зрителями руководителя хора, а не полноценные концерты народной песни.

Притом оплачивает щедро. Не пришло ли время посмотреть куда идут эти деньги. Ведь не надо глубоко копать, чтобы увидеть, что сегодня в руководстве хора находятся близкие родственники Виктора Гавриловича, получающие очень-очень хорошие зарплаты: две дочери, внук – в районе 150 тысяч рублей в месяц каждый. И даже зять на скромной должности водителя имеет очень приличный оклад. 

Это не попытка копаться в чужом кармане, а закономерный интерес зрителя, который также является и налогоплательщиком, то есть собственно и оплачивает семейное дело Захарченко.

Такой полемики никогда бы не возникло, оставайся хор по-настоящему казачьим. Но ведь это не так. Выше уже сказано о замещении народной песни авторской. Если же коснуться продвижения нашей культуры, то здесь тоже наблюдается странный процесс. Количество концертов, проводимых хором у себя на родине на стационарной сцене не дотягивает и до десяти процентов от их общего числа. Остальное время хор колесит по городам и весям России и других стран. За чей счет гастроли?

И третье, что уже стало визитной карточкой хора – лекции для зрителей, пришедших на концерт от Виктора Гавриловича про патриотизм, как он его видит: о необходимости каждому учить историю Кубанского казачьего хора и сетованию недостатка внимания со стороны власти к этому великому коллективу. Тут, кстати, не поспоришь: политика краевой власти действительно больше похожа на попытку откупиться, но не принимать участия в жизни хора для его развития.

В таланте Виктора Гавриловича никто не сомневается и у него есть тысячи поклонников, которые не согласятся с данной точной зрения. И я не имею ничего против композитора Захарченко. Но не надо путать «личную шерсть с государственной», как сказал киногерой «Кавказской пленницей». Авторское творчество не должно продвигаться за казенные деньги. А народное – должно. Так дайте те же народной песни! И желательно у нас дома – на Кубани!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру