«Киношок» раздал награды

На прошлой неделе в Анапе завершился XXVIII Открытый кинофестиваль «Киношок», созданный когда-то как единственная площадка, объединяющая кинематографистов постсоветского пространства, которой он по сей день остаётся.

«Киношок» раздал награды
Умид Хамдамов. Фото: пресс-службы администрации Анапы

«Тяжёлая работа»

- Быть в жюри - совершенно чудовищная работа. Ненавижу слово «судить» - тебе доверяют выразить своё мнение и мнение группы людей, которые волей случая оказались в жюри: был бы другой состав - был бы другой результат, но нас так укомплектовали. Всегда говорю тем, кто остался без призов, что на этом не завершается судьба вашей картины. Как говорил Махтумкули, классик туркменской литературы, побывал в в Петербурге: как вы тут не теряетесь, если все дома похожи, то ли дело - наши барханы, - заметил в начале фестиваля председатель жюри конкурса полнометражных фильмов режиссёр Юсуп Разыков.

Разыков, один из самых ярких режиссёров, «Гастарбайтера» и «Турецкое седло» которого в равной степени можно отнести к отечественному и постсоветскому кинематографам, выбирал лучших в компании киноведа Сергея Анашкина, актрисы Натальи Егоровой, режиссёра и продюсера Таалайбека Кулмендеева и оператора Сергея Ландо. Приз им. А. Княжинского за лучшую операторскую работу в полнометражном кино Разыков сотоварищи совершенно справедливо отдали Мартину Сечанову и казахской картине «Шыракшы/Хранитель» с невероятной Ниной Усатовой в крохотной роли - фильму о том, как привезённый с войны кинопроектор меняет сразу несколько жизней. Приз за лучший сценарий увезли авторы «Оппозиционера» Александр Адабашьян и Себастьян Аларкон. Для долго жившего в СССР чилийского режиссёра Аларкона эта картина о скульпторе в кризисе, мечтающем выразить протест против несправедливости общества монументом «Степан Разин в кандалах», стала последней - он ушёл из жизни 30 июня.

Приз за лучшую режиссуру получила россиянка Лена Ланских - выпускница Московской школы нового кино, ученица Дмитрия Мамулии. Её «Игры до 14+» - киноальманах из трёх новелл о детских травмах и проблемах «сложных» девочек отмечены дипломом кинопрессы. Приз за лучшую мужскую роль - у Асанали Ашимова, сыгравшего в казахской ленте «Аруах» одиного старика, для которого сбежавший из детдома парнишка становится смыслом жизни. И, наконец, сразу три награды - за лучшие женскую роль Ферузы Саидовой, музыку Таира Кузиева и гран-пи «Золотая лоза» - уехали в Казахстан: на родину ленту «Горячая лепёшка» Умида Хамдамова. Картина рассказывает о девочке-подростке, которая живет с бабушкой в кишлаке, а мечтает быть рядом с матерью, вынужденной зарабатывать в городе.

Снято краснодарцами

В конкурсе документального фильма «Киношока», победителей в котором выбирало жюри под председательством классика Вадима Цаликова, режиссёра, сценариста и художника, участвовали сразу две ленты выпускниц Краснодарского госинститута культуры. «Выход из матрицы» выпускницы специальности «режиссура кино и телевидения» Александры Приходько - попытка рассказать о бегстве к себе через автомотрису - узкоколейку, ведущую в Мезмай. «Мир. Балет-война» режиссёра телепрограмм Яны Горюн - портрет главного режиссёра и балетмейстера Музыкального театра Александра Мацко.

Обе короткометражки остались без наград, что в некотором роде объяснимо. Если в «Выходе…» есть фантастическая операторская работа Захара Рыбакова и - даже при недочетах! - читается идея, то «Мир…» представляется крайне спорным, в первую очередь, с точки зрения личности героя. Ну, и наконец дебютантам сложно конкурировать с титулованным всеми отечественными кинонаградами Андреем Осиповым, чьё поэтическое киноэссе о трех кинохудожниках «Параджанов. Тарковский. Антипенко. Светотени» получил гран-при документального конкурса.

Председателем жюри конкурса короткометражных фильмов была еще одна выпускница «кулька» и когда-то - режиссёр «Нового телевидения Кубани», а ныне просто режиссёр «Комбината «Надежда» и «Сердца мира», сценарист «Аритмии» и «Шторма» Наталия Мещанинова. Лучших она выбирала вместе с супругом -актёром и сценаристом Степаном Девониным и Владимиром Битоковым - учеником кабардино-балкарской мастерской Александра Сокурова, режиссёром превосходных «Глубоких рек» со счастливой фестивальной судьбой. Главный приз получила российская картина «Холодная комната» Анастасии Клюевой о двух сиротах, а спецпризы - белорусский «Пляж/Лес/Тамбур» Кирилла Галицкого и Светы Козловской и отечественный «Красиво жить» Ярослава Лебедева.

Кино в Год театра

В этом году «Киношок» как никогда оказался обласкан вниманием на самом высоком уровне. На открытие фестиваля в свой день рождения приехал губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и региональный министр культуры Виктория Лапина, а на закрытии глава курорта Юрий Поляков и председатель совета муниципалитета Леонид Кочетов вручили председателю оргкомитета «Киношока» Сергею Новожилову медаль «За вклад в развитие города-курорта Анапа». В честь Года театра на старте фестиваля танцевали солисты Краснодарского театра балета Юрия Григоровича Алексей Шлыков и Мария Томилова и был вручен почетный приз «Госпожа удача» им. П. Луспекаева за мужество и достоинство в профессии - 91-летней Татьяне Пилецкой, несравненной и манкой: она до сих пор играет четыре спектакля в петербургском театре «Балтийский дом». Году театра была посвящена и программа бесплатных показов в центре Анапы «Кино на площади», в которую вошли экранизации пьес: от «Валентины» Глеба Панфилова по «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова до «Русских денег» Игоря Масленникова по Островскому.

Открытый зрительский показ второго фильма «Троица» (первый, «Ню», получил «Серебряного Георгия» ММКФ) актрисы «Гоголь-центра», ученицы Сергея

Соловьева во ВГИКе и финалистки шестого сезона шоу «Голос» Ян Гэ тоже сопровождался массовыми фотосессиями. Что, впрочем, не умаляет достоинств этой ленты с безупречной картинкой из основного конкурса 30-го «Кинотавра»: преподаватель китайского языка Марго (ее играет Ян Гэ) изменяет мужу Джорджу с темнокожим студентом Антоном, а затем долго мечется между двумя мужчинами - прототипы персонажей даже появляются в массовке в кадре.

Не меньше публики собрала и презентация фильма «Обычные парадоксы небытия (Альманахер)», где режиссёрами выступили Гоша Куценко, Михаил и Ирина Поляковы. Закулисье большого кино, «попадающий» на штраф ДПС-ника и другие забавные истории представлял сам Куценко в рабочей версии - прямо с экрана ноутбука, поскольку оба диска оказались с браком. А вот уже строго для фестивальной публики прошли два замечательных внеконкурсных показа. Председатель жюри основного конкурса Юсуп Разыков представил свой «Керосин» - драматичную сказку о наших матерях, а председатель конкурса документального кино Сергей Ландо - документального же «Небесного тапёра» о гениальном петербургском композиторе Олеге Каравайчуке.

Кстати

Кого ещё наградил «Киношок»?

В конкурсе детских фильмов «КиномалыШок» ленты оценивали юные зрители во главе с артистом театра и кино Александром Кольцовым, отдав предпочтение отечественному кино. Приз за лучший фильм получила «Водяная» Алексея Барыкина, лучшим актёром стал Андрей Андреев из «Солдатика», а актрисой - Ариана Вадигер из «Eins, Zwei, Drei». В конкурсе телефильма «ТВ-Шок» ленты-победители определялись зрительским голосованием: ими стали отечественные «Медное солнце» Карена Оганесяна, «На краю» Евгения Лаврентьев и белорусский «Держись за облака» Александра Анисимова.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру