В Краснодаре прошли спектакли екатеринбургского Коляда-театра

30.05.2018 в 14:38, просмотров: 564

Чем запомнились эти гастроли

В Краснодаре прошли спектакли екатеринбургского Коляда-театра
Фото автора

В Одном театре в прошлые выходные с аншлагами прошли гастроли екатеринбургского частного театра: семь спектаклей и рок-концерт.
Один театр упрочивает свое положение ведущей альтернативной театральной площадки города, приняв гастроли екатеринбургского Коляда-театра (и Центра современной драматургии), а также известной уральской рок-группы «Курара». Трудно представить, где еще в Краснодаре мог бы пройти уикенд, настолько насыщенный современной драматургией и мощной театральной энергией.
Центр современной драматургии (ЦСД) привез спектакли разного жанра и формата. Объединяют их современность текстов, нетривиальность постановочных ходов и актерская самоотдача. Постановки нравились или не нравились, подкупали искренностью, а может быть, оскорбляли чьи-то чувства, но главное — не оставили никого равнодушным. 
По большей части спектакли следуют золотому правилу Николая Коляды: в начале зритель смеется, а в конце — плачет. Подкупая и раскрепощая аудиторию, энергичные, невероятные актеры с уральской харизмой сначала смешат зрителей, а затем сквозь потешное пробивается боль и одиночество, растерянность и заброшенность. 
Так «работает» «Иди ты на ***, Орфей, или Девушки в любви» Ирины Васьковской (постановка Рината Ташимова). Уморительные пластические этюды Варвары Брылиной и Гюльнары Гимадутдиновой, театральные шутки вроде разговоров с унитазом постепенно сменяются щемяще-пронзительной интонацией одиночества, проступает тема вечной женской зависимости от мужской любви. В ключевой сцене спектакля главная героиня тянется к свету движущегося перед ней торшера, как бабочка: «Хочешь, я весь мир подмету? Чтобы ты не дышал пылью…. Если хочешь, я не буду смеяться, раз у меня противный смех. … Если хочешь, я всегда буду ходить голая… Если хочешь, я буду жить на кухне и не высовываться». Словно Эвридика в загробном мире, женщина вечно ждет своего Орфея.
Так же построена и медитативная комедия «Мне мое солнышко больше не светит»: текст и постановка Алексея Забегина и Владимира Антипова. Через череду забавных разговоров и неожиданных встреч в жизни двух великовозрастных лентяев, двух новых Обломовых (Константин Итунин и Ринат Ташимов) щемяще проступает тема одиночества, маленького человека, тонкого и чуткого восприятия мира. 
Выбор жанров был представлен немаленький: и медитативный триллер о насильственном просвещении «Мизантроп» (с чудесным актёрским дуэтом Сергея Колесова и Константина Итунина), и брутальная комедия «Боюсь стать Колей», и исповедальный моноспектакль Алисы Кравцовой «Наташина мечта», и стендап на французские темы «Лолотта». Еще и показ интересных короткометражных фильмов мастерской «KinoLook».
Одним из ключевых гастрольных событий стал знаменитый спектакль «СашБаш. Свердловск-Ленинград и назад». Текст написали Ярослава Пулинович и Полина Бородина, поставил Семен Серзин. Рок-музыкант и ведущий актер Коляда-театра, Олег Ягодин идеально подошел для роли поэта-рокера. Он играет не только и не столько Башлачева, но любого поэта, судьба которого в России предсказуемо трагична. Ягодин поет песни — свои, не свои и даже Аллы Пугачевой, читает стихи, завораживает наложением образов и времен. Километры магнитной пленки покрывают сцену, становясь метафорой — времени, праздника, писем, новогодней елки, чего угодно. К сожалению, произошла гастрольная накладка: на спектакле был плохо выставлен звук, тихие сцены были мало слышны. И тем не менее образы поэта, его многоликой женщины (Ирина Плесняева) и исступлённого друга (Константин Итунин) останутся, пожалуй, ярчайшими образами этого уикенда. 
Концерт «Курары» логично продолжил действие. Шаманские танцы и низкий голос Ягодина, урбанистический звук заворожили и раскачали зал, и к концу концерта большая часть зрителей прыгала на импровизированном танцполе, хором скандируя: «Смерти нет, есть только ветер!» 
Краснодар посетил знаменитый театр рок-н-ролльной природы: родившийся из естественной энергии и эстетических поисков уральского народа, с изобретательной и в то же время грубоватой эстетикой, театр искренний, без ограничений, поражающий смелостью и способностью внезапно достучаться до зрительского сердца. 
И главное: даже в середине мая, месяца нетеатрального, почти на всех спектаклях был полный зал. А значит у экспериментального театра и современной драмы в Краснодаре есть своя аудитория. Есть и будущее. 
Кстати, о будущем и о современной драматургии: в Одном театре в конце июня состоится премьера по пьесе Андрея Иванова «С училища».