Православные кубанцы отметят светлый праздник Пасхи

Православные верующие станут приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и услышат в ответ: «Воистину воскресе!»

Благодатный огонь, доставленный спецбортом из Иерусалима, из Екатерининского кафедрального собора отправится во все храмы Кубани. От святого огня зажгутся миллионы свечей. 

Православные верующие станут приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и услышат в ответ: «Воистину воскресе!»
Фото: pixabay

Огнище под Пасху Иисусу посвящается

Готовиться к встрече светлого праздника Пасхи казаки начинали с Чистого четверга. Хозяйки дочиста выметали и отмывали дом, украшали его лентами и расшитыми рушниками. В Чистый четверг станичники всей семьей ходили в баню, а вернувшись, пекли куличи, делали пасхи и красили куриные яйца.

Пасхальное воскресенье начиналось со службы, на которую казаки тоже отправлялись семьями.

Был обычай по хуторам и станицам — когда в церкви шла служба, те, кто не поместился в храме, рядом, на открытом пространстве, разжигали костер. Чистый огонь помогал устраивать так называемые «гонения смерти». «Огнище под Пасху Иисусу посвящаем, когда Он должен был воскреснуть», — так объясняли смысл ритуала наши прадеды.

Считалось хорошей приметой позаимствовать где-нибудь кадку или колесо от старой телеги — «чтобы было чем разжечь костер». Также для этого огня резали сухие (непременно сухие, неживые) ветки вербы или дуба. Считалось, что в сухом дереве нечистая сила прячется. Огонь в костре, «прогоняющем смерть», поддерживали всю ночь в течение службы в церкви, и такой высокий, чтобы был виден на всю станицу.

Действо не прекращалось до тех пор, пока священник не станет перед царскими вратами лицом к народу и не скажет: «Христос Воскресе!», а люди в ответ ему: «Воистину Воскресе!»

Бытовал по станицам еще один хороший обычай — на Пасху каждый старался несколько раз дернуть за веревку и ударить в церковные колокола. Верили наши предки, что это приносило семье счастье и достаток. И стар, и млад пытались подняться на колокольню и позвонить в церковные колокола. Не были редкостью по хуторам и станицам и самобытные мастера колокольного звона. Колокола в Светлое Христово Воскресение не смолкали и славили Христа над городами, хуторами да станицами целый день.

Светлый праздник — щедрый стол

На Пасху проявлялось истинное кубанское хлебосольство. Современники событий, видевшие, как празднуют Пасху наши предки-казаки, отмечали: вокруг церкви стоят телеги, на которых привезли съедобное для освящения. Собравшиеся возле них казаки шутят насчет «физиономий жареных поросят» и нерасторопности некоторых хозяек, не сумевших как следует напечь пасок. Нет в пасхальный день хозяина, даже бедного, который бы к этому светлому дню не припас жареного поросенка, колбасы и по крайней мере нескольких крашеных яиц.

А пасхальный стол зажиточного казака и вовсе поражал воображение. Хозяйки, тщательно придерживаясь обычаев старины, ставили на стол два, три даже четыре огромных сладких кулича из отборной крупичатой муки на коровьем масле, яйцах, сахаре и меде. Обязательно были тут одна или две кислых пасхи, непременно — творожная пасха. А еще — пара-тройка запеченных поросят, один из них без начинки, остальные — начиненные гречкой с печенью, два запеченных ягненка — также с начинкой и без (одного из ягнят начиняли миндалем да изюмом с рисом). Тут же, на праздничном столе, красовалось бедро вудженины (буженины). Это блюдо оформляли сеточкой из бумаги. Были также брюхо (зельц), жареный кабан в натуральную его величину с глазами из маслин, лук зеленый, ростки салата зеленого, миска пшена — а на нем в солонке соль «крымка».

Не мог праздничный стол обойтись без сала. Немалым кускам душистого сала с прорезью находилось место на столе зажиточного казака. А вместе с салом были на столе несколько видов колбас: кровянка, колбаса простая домашняя, колбаса по-барски, печеночная и другие. Подавали хозяйки коровье масло, сыр, сметану, венки лука.

Все это праздничное великолепие на столе было обложено крашенными в синюю, желтую, мраморную, но больше в красную краску яйцами. Яйца красили к празднику как гусиные, так и куриные.

А к щедрой закуске в штофах и кувшинах подавали на стол и питье. Стояли тут в сосудах разных несколько сортов водки и наливок. Здесь были и хреновуха, и перчакивка, и калгановка, и кардамонивка, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка, и медовуха.

Что и говорить, съестное не корзинами, а возами везли на освящение в церкви наши прапрадеды-казаки в Светлый праздник Пасхи.

На Пасху казаки с родителями христосовались

Многочисленные и шумные увеселения по казачьим хуторам и станицам устраивались в пасхальные дни. В подготовке к празднику, а потом в играх да гуляниях принимала участие вся станица. Обязательно пекли куличи (сдобный хлеб из лучшей муки, на дрожжах, с изюмом или миндалем) и готовили сырную Пасху — особое обрядовое блюдо, которое съедалось в знак окончания Великого поста. На Пасху дарили друг другу писанки — красиво расписанные натуральные или сделанные из сахара яйца. Часто были писанки, изукрашенные умелыми руками хозяек, настоящими произведениями искусства. На второй день Пасхи играли казаки «в катанки», спуская яйца «с горки» по специально устроенному желобу. Чье яичко дальше прокатится, тот и выиграл.

Большинство жителей станицы участвовали во Всенощной — церковной службе, начинавшейся после захода солнца. Всенощная завершалась крестным ходом и обрядом освящения куличей и иной пасхальной пищи.

До наших дней сохранился в некоторых станицах обычай в праздник Пасхи ходить к родителям на кладбище. «Родителями» при этом считались не только отец с матерью, но и другие умершие родственники. Исключались только те, кто умер молодым, не достигнув «родительского статуса». Среди казаков считалось, что в субботу перед Пасхой предки приходят к своим потомкам в гости и присутствуют до «проводов». В церковных канонах традиция посещения кладбища в сам Великий день не поддерживается, так как Пасха есть прославление жизни, и посещение могил не соответствует общему жизнеутверждающему духу великого праздника. Для пасхального приветствия усопших церковный календарь выделяет особый день — Радоницу (вторник на второй пасхальной неделе). Однако традиция посещения родных могил именно в Великий день, в Светлый праздник Пасхи, была прочной и крайне устойчивой у казаков.

Старожилы казачьих станиц и хуторов повсеместно подчеркивали правильность этого обряда. «Зря говорят, нельзя на Пасху на кладбище ходить, испокон веков на Пасху ходят христосоваться с родителями…» — говаривали наши предки-казаки. Помянуть дорогих усопших, читаем в записках атамана Великого братства казачьих войск В. Ф. Никитина, подавляющее большинство населения казачьих станиц отправлялось на кладбище именно в пасхальные дни.

Весьма показательно также, что и празднование Пасхи продолжается сорок дней — ровно столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения. И нет на земле слов радостнее, чем те, что говорят друг другу люди в Светлое воскресенье и последующие сорок дней: «Христос воскресе! Воистину воскресе!» С этим пасхальным приветствием обращались казаки и казачки друг к другу в стародавние времена. С этими словами и пожеланием Божьего благословения казачеству и благоденствия всем живущим в нем обращаемся друг к другу и мы, ныне живущие продолжатели казачьего роду-племени.

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Пасхальная палитра

«Чем краше яйца на Пасху, тем счастливее и успешнее будет жизнь!» — так гласит старинное поверье.

В наше время, когда под рукой многоцветная палитра пищевых красителей и всевозможные декоративные термонаклейки, следовать поверью совсем несложно. Однако большая часть хозяек продолжает украшать пасхальные яйца по старинке, используя проверенные десятилетиями природные красители и способы их применения.

Самый известный краситель — луковая шелуха. С ее помощью яйца могут быть окрашены в разные тона — от светло-бежевого до темно-коричневого. Все зависит от количества сухого сырья. А если для окрашивания взять шелуху красного лука, можно получить яйца багрово-красного цвета. Шелуху наталкивают в широкую посуду — сколько поместится, заливают водой. Кипятят на слабом огне около часа. Добавляют немного соли. После в горячий, но уже не кипящий отвар осторожно, по одному, опускают сырые яйца и варят в шелухе около получаса. Вынимают, дают остыть, протирают для блеска растительным маслом.

Чтобы получить яйца с рисунком на скорлупе, нужно перед варкой обвалять яйцо в зернах риса, а затем плотно обмотать марлей, закрепив свободные концы лоскута ниткой. Вместо риса можно использовать резные листики растений, например, петрушки. Листочки помещают на скорлупу, плотно прижимают и завязывают в марлю (или — в современном варианте — в капроновые колготки). Упакованные таким образом яйца варят в луковой шелухе обычным способом.

Если оттенки коричневого вам не по душе, можно поэкспериментировать с другими цветами. Чтобы окрасить скорлупу в синий цвет, понадобится краснокочанная капуста. Нужен фиолетовый — добавьте в горячую воду цветы фиалок и замочите в этой воде вареные яйца на ночь. Если влить эту воду немного лимонного сока, скорлупа приобретет лавандовый оттенок, а если добавить чайную ложку соды, яйца станут зелеными. Молодые тополиные веточки окрасят скорлупу яиц в желтовато-серый цвет (веточки можно заготовить с осени либо нарезать прямо перед использованием). Отвар для окрашивания готовят так же, как и из луковой шелухи. В нем можно окрашивать уже сваренные яйца, оставляя погруженными в краситель на несколько часов, или варить сырые яйца вместе с веточками).

Натуральные красители для пасхальных яиц и способы их приготовления

«Красная охра»: 4 чашки шелухи красного лука. Варить яйца от 10 до 60 минут. В зависимости от времени варки яйца станут от ярко-алых до темно-красных.

«Позолота»: добавить в горячую воду 2-3 столовые ложки куркумы, вскипятить, чтобы цвет был интенсивнее. Для получения желтого цвета можно использовать и настой шафрана.

«Благородный розовый»: замочить вареные яйца в клюквенном, клубничном или свекольном соке.

«Солнечный оранжевый»: оттенок получится, если окрашивать яйца морковным соком.

«Изумрудная зелень»: отварить яйца с измельченным шпинатом.

«Глубокий синий»: два кочана мелко нарезанной краснокочанной капусты, 500 мл воды и 6 ст. ложек 9-процентного столового уксуса. Яйца оставить в красителе на ночь, чтобы получился более насыщенный цвет.

«Лавандовый микс»: замочить яйца в виноградном соке.

«Пастельные тона»: для нежно-розового и синего — натереть скорлупу горстью черники или клюквы. «Горький шоколад»: отварить яйца в 250 мл кофе. Можно использовать и крепкую чайную заварку.

Также можно воспользоваться сушеной крапивой (из ближайшей аптеки, если нет в наличии). Сваренные с ней яйца будут иметь зеленый цвет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру