Как казаки Масленицу отмечали

В казачьей Масленице главное — не пить-гулять, а соревноваться

Масленица относится к «переходящим» праздникам. Празднуют ее перед Великим постом, который длится 7 недель и заканчивается Пасхой. Праздник продолжается всю мясопустную неделю, когда уже не вкушают мяса, но в течение всей недели, не исключая среды и пятницы, употребляют в пищу рыбу, яйца, молочные продукты. В церковных книгах она называется Сырной неделей.

В казачьей Масленице главное — не пить-гулять, а соревноваться

 

Без козы да коня — и маслена не мила

На Кубани Масленица всегда справлялась широко и весело. Казачество гуляло неделю, и неделю эту называли масляной, сырной и изредка масныци.

Бытовали в казачьих станицах традиции праздника, которых более нигде не было. К примеру, в некоторых поселениях полагалось печь блины только в первый день, чтобы деньги водились. В других для той же цели «примазывали» глиной пол в хате. Исследователи описывают оригинальный обычай, по которому хозяйка верхом на кочерге «объезжала» вокруг хаты, читая молитву перед постом.

На Кубани на Масленицу «вязали колодки». То есть казаки и казачки ходили друг к другу в гости, носили угощение, сопровождая свой визит особыми игровыми элементами. Колодки вязались неженатым парням и незамужним девушкам, вдовам, вдовцам. «Колодкой» было полено, в котором проделывали отверстие для шнура. В разных станицах ее могли привязать к ноге, руке, на шею, спину, к волосам. От колодки можно было откупиться обильным угощением. Если угощение не было щедрым, колодку заставляли носить целую неделю, рассказывают старожилы.

Очень редко «колодку тягали»: старую деву сажали в запряженную лошадьми телегу, давали ей гребень, пряжу и так возили по хутору. Этот обряд в измененном виде дошел до наших дней — и сейчас на Кубани возят в тачке свекровь и тещу во второй день свадебных торжеств.

На Масленицу казаки и казачки обязательно катались на лошадях, причем юноши и девушки раздельно. Делали это те, у кого были выездные кони. Их украшали цветами, платочками. Иногда разрешалось прокатиться парой, если молодой казак был надежный. По станицам устраивались скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел, кулачные бои. Победителям дарились сукно на черкеску, материал на бешмет. Популярны были игры «В мячик или мечик», «В цурку», «Селезень», «Воробей», «Король», «В гилку». Устраивали катание на качелях, брали «Снежный городок», водили хороводы.

В бывших линейных станицах женщины водили от хаты к хате «козу» в шубе наизнанку, с колокольчиком, или «кобылу», голову которой делали из пня. «Козу» или «кобылу» в каждом дворе полагалось «накормить» — одарить пришедших съестным. Потом припасы собирались и устраивался коллективный пир.

По традиции на стол в Масленицу хозяева подавали вареники с творогом, яичницу, сваренные вкрутую яйца и, конечно, блины. Причем последние не всегда становились главным украшением праздничного застолья. В некоторых станицах предпочтение отдавали вареникам. А самый обильный ужин полагалось собрать на стол в заключительный день масленицы — Прощеный день.

Как правило, еды было так много, что ее не съедали. С остатками поступали по-разному: закапывали, отдавали курам, свиньям.

После застолья в Прощеный день станичники ходили к родне и каялись: «Кума-сваха, прости меня Христа ради!». «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает, и я тебя прощаю!» — говорили в ответ.

Первым проявлял инициативу тот, кто считал себя виноватым. Прося прощение, низко кланялись, трижды целовались или даже припадали на колени.

А за Прощеным воскресеньем следовал Жиловой или Жиляной понедельник, с которого начинался Великий пост.

Масленичные маневры

Любимым развлечением на Масленицу у казаков были кулачные бои. Проводились они по строгим правилам и с четким разделением на возрастные группы. Выделялись следующие страты: дети 5-6 лет, подростки, казаки приготовительного разряда, служилые казаки (неженатые и семейные) и старики. В ходе кулачного боя четко разделялись функции членов каждой страты. Дети 5-6 лет и подростки выполняли функции «затравщиков». После того, как участники боя выстраивались в позиции «стенка на стенку», вперед, в свободное пространство между линиями, выходили мальчишки и для «затравки» выкрикивали в адрес противоположной партии «обидные слова». В ход шли станичные клички, а в боях обменивались прозвищами.

Следующими в схватку вступали подростки. Они набегали друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями, с криками «ура». Своими действиями имитировали «взрослый бой», но полноправными участниками обряда не признавались.

После затравщиков на линию противостояния выходил «лидер-боец» — представитель взрослых казаков. Криком «Зачинать! Дай бойца!» он вызывал на индивидуальный бой бойца с противоположной стороны. После короткой схватки «лидеров» в бой включалась «стенка», писал историк Василий Сухоруков. При этом также соблюдалась очередность: сначала бились «малолетки» — казаки приготовительного разряда (юноши от 17-18 лет до 21 года). Вслед за малолетками в бой вступали служилые казаки. Казаки в отставке присоединялись к дерущимся по желанию: «выходили побаловаться, силой и удалью похвастать». Каждая партия выбирала из числа опытных бойцов своего «атамана», он расставлял бойцов в позиции и «следил, куда во время боя нужно помощь послать».

Функции стариков заключались в судействе, однако нередко старики также подключались к схватке на заключительных ее этапах. Женщины и дети были неизменными зрителями. Кроме того, за женщинами закреплялась обязанность «оттаскивать в сторону раненых».

Не блином единым жив праздник

В народном быту Масленица слывет честною, а по разгульности и раздолью широкой.

Масленица — это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины.

Для казаков проводы зимы — относительно молодой праздник, его начали отмечать его лишь в XVIII веке. В Масленицу на станичных улицах проводились скачки, а дети стреляли из маленьких пушек.

Казаки любили показывать свою доблесть и удаль. На Кубани и на Дону праздник не обходился без джигитовки, непременно проходили состязания по владению оружием, отмечал в 1892 году историк Василий Сухоруков в своем труде о жизни казаков в XVII и XVIII столетиях.

Масленица у предков наших, писал Сухоруков, праздновалась великолепным образом: целую неделю от малого до старого весь город веселился. Кроме приятельских бесед мужчин и женщин, которые в эту неделю почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни.

Главное отличие масленичного веселья составляли скачки и пальба. Приготовления начинались почти целым месяцем ранее; во все это время молодежь не выходила из конюшен, недосыпала ночей. С наступлением первого дня Масленицы вооруженные наездники со всего города собирались к назначенному месту на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством. А после, устав от скачек, отдавали должное казаки мастерству хозяек, готовивших к празднику всевозможные лакомства.

Масленица славится блинами, которые казачки пекут все неделю. На обильные застолья приглашают гостей. Блины с маслом, со сметаной, с маком и с медом, вареньем, с творогом, с икрой, с семгой, с мясом — не исчерпать всех возможностей праздничного стола. У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов, но они обязательно должны быть тонкие и легкие…

Первый блин комом

Первым блином на Масленице обычно поминали умерших, он был за упокой родительских душ. Этот блин оставляли на слуховом оконце и приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок!»

Утром в понедельник, называвшийся днем встреч, казаки шли в церковь на заутреню, а после отправлялись к родственникам, друзьям, поздравляли их с приходом Масленицы, угощались. Сами гости приносили с собой угощение и хозяева ставили на стол все, что было.

Вторник — день, в который начинаются веселые игры, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. По старинному обычаю поженившиеся зимой пары ездили по улицам «показать себя». В этот день происходили смотрины невест.

Во многих станицах на Масленицу собирались «гулебные компании». Казаки собирались группами, выбирали атамана, вручали ему насеку — знак власти и шли к атаманскому правлению, чтобы получить у станичного атамана знамя.

Выбирали также «праздничного есаула», которому вручали трость с привязанным к ней пучком сухих васильков. После этого начиналось «хождение со знаменем» — обходы дворов. Когда заходили к кому-нибудь в гости, знамя водружали рядом с домом, оставляя возле него часового, и отправлялись гулять с хозяином. Часто обходы продолжались до поздней ночи, в некоторых местах в них принимали участие и женщины.

Среда — «лакомки». В этот день зять приходил к теще на блины. В этот день накрывалось угощение во всех домах непременно блинами и прочими яствами.

Четверг — широкий разгул. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, кулачным боям, шумным пирушкам. В четверг продолжались уличные молодежные гулянья и игры.

В пятницу зятья приглашали в гости своих тещ, угощали их блинами. Званая теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов: сковороду, половник и прочее, а тесть посылал мешок гречневой крупы и коровье масло. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок — сестер мужа. Новобрачная невестка должна была вручить золовке какой-нибудь подарок. В этот день также ходят в гости ко всем родственникам и угощаются блинами.

Конец масленичной недели — Прощеное воскресенье — был днем, когда члены одной семьи просили друг у друга прощения, причем начинали всегда с самых старых членов семьи.

Знаком к окончанию веселья служил звон церковного колокола, зовущего к вечерней службе. После вечерней службы в церкви шли к родственникам, крестным родителям, знакомым: просили прощения за «вольные или невольные обиды», причиненные ими в течение года.

В своей семье, отмечает историк А. Н. Полякова, этот обряд совершался после вечерней трапезы, когда сыновья, дочери, снохи кланялись в ноги своим родителям, младшие просили прощения у старших, жена — у мужа. Молодежь поясно кланялась старикам в ноги и произносила формулу «прощения». Затем целовались. Казаки всегда очень серьезно относились к этой традиции, подчеркивая, что уважительное отношение к старости — особенность казачьей общинной жизни.

Прощение просили не только в семье, но и у родственников, к которым ходили или ездили в гости, у соседей, у встречных на улице. Кланялись в ноги со словами: «Простите Христа ради!» Случалось, что в такой день мирились многолетние враги.

Так заканчивалась веселая Масленица. Все кушанья, оставшиеся после праздника, либо выбрасывали, либо скармливали скоту: на следующий день доедать их нельзя, потому что наступал Великий пост…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 7 февраля 2018

Заголовок в газете: Эх, маслена ты моя!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру