Ювелир из Краснодара создает украшения и спасает людей

Накануне международного Дня ювелира, который отмечают 31 января, корреспондент " МК на Кубани" побывала в мастерской Андрея Счастьева

30.01.2018 в 09:58, просмотров: 1141

Идея этой статьи возникла спонтанно. В соцсети я увидела фото двух обручальных колец. Нестандартных: широких и с виду тяжелых. Женское — с маленьким бриллиантиком. Загадочных — по таким никогда не скажешь, для людей какого возраста предназначены

Ювелир из Краснодара  создает украшения и спасает людей
Ювелир из Краснодара Андрей Счастьев. Фото: Елена Орловская

 И с историей — на обоих гравировка: 22.12.2017. Получается, он и она расписались недавно… Стало интересно, что за люди выбрали такие кольца. Выхожу на мастера и с удивлением обнаруживаю, что свадебные атрибуты создал человек с фамилией Счастьев. «Обручалки должен делать ювелир только с такой фамилией», — первое, что говорю по телефону. Краснодарец Андрей Счастьев смеется и рассказывает семейное предание. Оказывается прапрадед ювелира носил фамилию Иванов. Мужчина прошел несколько войн без единого ранения и был так несказанно этому рад, что решил сменить данные. С той поры пошел отсчет роду Счастьевых… 

Приветственно машет перчатка

Открываю дверь и вижу крошечную комнату без окна. Тесное пространство поделено на две части шкафом. Перед ним — стол, за которым ювелир принимает посетителей. Здесь ждет человек. За шкафом — тоже стол и голос мастера: «Я ж говорил, все очень скромно». Андрей чинит сломавшуюся цепочку ожидающему мужчине. Оглядываюсь — с пола мне машет… синяя перчатка (то ли медицинская, то ли хозяйственная). Она натянута на бензиновый насос.

— Она так приветственно машет, — смеемся мы вместе с посетителем.

— Вообще там должна быть другая штука. Не знал, что присобачить. У одного мастера подсмотрел. Давлю на педаль, и из сопла паяльника вырывается огонь, — поясняет смущенно Андрей.

Ювелир — 34-летний мужчина невысокого роста. А посетитель — вот совпадение! — один из молодоженов, чьи обручальные кольца мне так понравились. Александр протягивает золотую цепочку — на ней крестик и то самое кольцо.

Кольца краснодарцев Александра и Елены. Фото: личный архив

— Мы с Леной хотели, чтобы было нестандартно. Она нашла фотку в Интернете, ткнула пальцем: «Такое…» Ну хочешь — сделаем… Я принес золото, бриллиантик, указал размеры… Необычно получилось и быстро. Это в процессе подготовки к свадьбе очень важно, — рассказал краснодарец.

— А что ж вы, только женились, а уже кольцо с пальца сняли? — спрашиваю.

— Работа у меня техническая. Есть колюще-режущие элементы. Пришлось снять, — смеется в ответ мужчина.

Андрей Счастьев добавил, что кольца получились массивными: вес обоих — 25 граммов. Сначала украшения пришлось смоделировать в 3D, на компьютере. Потом модель была вырезана из воска, который залили специальной пастой. Чтобы создать форму под золото... В итоге толщина женского кольца получилась больше, чем мужского. «В противном случае камень бы выпирал снизу и царапал палец», — объяснил Андрей. Кстати, крошечный камень он крепил шесть часов! «Пришлось попотеть. Зато какой драгоценный опыт», — говорит мастер.

«Есть свои страхи»

Андрей переехал в Краснодар всего два года назад. Из Сибири, куда махнул из Донецка (до всех печальных событий на Украине). Говорит, жена замерзла на севере и попросила перевезти ее туда, где теплее. Выбрали Краснодарский край. Признается: о профессии ювелира никогда не мечтал. Все вышло само собой.

— У меня есть друг. А у него брат — ювелир. Однажды, еще в Донецке, он и предложил мне подзаработать — отполировать звенья для цепочки. Несложная работа. Я согласился. На тот момент занимался ремонтом и продажей компьютеров. И вот как-то засосало… Ушел с основной работы в мастерскую. А по образованию я инженер-электроник.

Андрей добавил: у него есть опыт работы на крупном ювелирном заводе. Со временем массовое производство разочаровало. Упор шел на количество и скорость, все это ударяло по качеству.

— Конкретно я не чувствовал, что развиваюсь как ювелир. На заводе каждый работник выполнял свою функцию. Один человек отливал кольца и серьги, второй, ювелир, обрабатывал и передавал закрепщику камней и полировщику. В общем, как роботы. А в мастерской ты все сам — пробуешь себя в различных видах работ. Насколько здесь важно образование? Не знаю, у каждого свой путь. Мой вот такой — через опыт (смеется).

Не могла не спросить, сколько мастер сделал браслетов, сережек и колец за все время работы. Оказалось, больше трех тысяч.

— Наверное, многие движения инструментами уже отточены?

— Да уж прям… У меня есть свои страхи. Каждый раз думаю, что не получается. Вдруг лопнет бриллиант, кривое будет, человеку не понравится… Но на удивление пока всем нравится, — смеется Андрей.

"Рабочая зона" мастерской... Фото: Елена Орловская

Идем спасать

Кольца, сережки, браслеты рождаются за небольшим стареньким столом, который мужчина привез из Донецка. Что называется, по ту сторону шкафа. Стол, лампа и стул — вот все убранство рабочей зоны. «Теснота, бардак, пыль», — сокрушается Андрей… Я же вижу обычный творческий беспорядок, в котором можно найти массу интересных вещей. Здесь лобзики, приспособления для зажима украшений, бура (используется при сварке металла, чтобы не пропускал воздух). Конечно, есть и увеличительное стекло.

— Во всех фильмах у ювелиров имеется гигантский глаз — лупа на пол-лица, — отмечаю я.

— Мне и самого маленького пока хватает, молодой… — отвечает мастер.

Одна из работ Андрея Счастьева. Фото: личный архив

Андрей признался: 80 процентов времени проводит за этим столом. Работа сидячая. Мол, ему не в тягость. «С детства любил собирать карточные домики. А это дело не одного часа», — объяснил мужчина. Хотя все время сидеть Андрею не удается — я тому свидетель. За полтора часа в мастерскую заглянули больше 10 раз. И это не только посетители — люди, что работают рядом. Все с одним и тем же: «Можешь помочь?» Например, под конец разговора заглянули работницы швейной мастерской, расположившейся по соседству.

— Ребята, у нас ключ застрял в двери. Не получается открыть.

«Идем спасать?» — спрашиваю. Андрей кивает. — Ну вот так. Тот зашел, этот… Толком и не пообщались, — сокрушается мастер.

— Это значит вы — хороший человек, никому не отказываете в помощи, — отвечаю я, щелкая затвором фотоаппарата.

Мой герой улыбается и наконец-то расслабляется в кадре. Снимки перестают быть как на паспорт.

— Стараюсь не отказывать…

P. S: Когда готовился этот материал, Андрей Счастьев прислал мне трогательное письмо в социальной сети.

«Цель моей жизни — саморазвитие. Во время разговора с вами я боролся со своими страхами. Боялся показать настоящего себя, мучился сомнениями. У меня такая невзрачная мастерская, мало инструмента, какая-то перчатка под столом надувается. А еще я не тот ювелир, про которого можно писать в газете, журналист подумает, что теряет свое время… Но через силу открылся и показал настоящего себя. В первую очередь себе самому. Цель моей жизни - убрать стереотипы, навязанные обществом, о том, какой я должен быть, каким меня хотят видеть… Спасибо вам огромное!»

Такие письма — лучшая награда для журналиста. А герои — удача. Потому что они настоящие.

Справка «МК»

Родиной праздника День ювелира считается Россия. По данным разных источников, идея отмечать его возникла в 2002 году, на фестивале, который проходил в Костроме. С конкретным днем месяца определились, в свою очередь, в 2008 году — в Ташкенте, во время слета молодых мастеров. Родиной ювелирного искусства называют Древнюю Грецию. В России же традиции дела начали складываться в IX-XII веке. Тогда же определились основные центры – Ярославль, Новгород, Санкт-Петербург, Псков и другие. Поначалу самоцветы везли в эти центры из разных концов мира. В XVII веке их стали добывать в Сибири и на Урале. При Петре I появились гранильные производства, шлифовальные фабрики…

Считается, что первыми носить ювелирные украшения стали мужчины, жители Древнего Египта. Золотые серьги свидетельствовали о высоком статусе человека. Серьгу можно было в прошлом встретить и в ухе пирата. Матросы имели обычно медное или бронзовое украшение, могли продать его, чтобы выручить деньги и купить еду. Пираты, что состояли на должности пальщиков из пушек, носили серьги с восковой затычкой. Чтобы сберечь слух.

В России не так много учебных заведений, где готовят ювелиров: в Белгороде, Брянске, Санкт-Петербурге, Москве, Тольятти.

Считается, что дело лучше постигается на практике. Слово «ювелир» пришло в русский язык из тюркского. Переводится оно как «умеющий гравировать».

Покровителями православных ювелиров являются святые Косьма и Домиан. Дни памяти отмечаются 14 июля и 14 ноября.

Самым знаменитым ювелиром является Карл Фаберже Первое яйцо «с сюрпризом» (всего в ювелирной серии было больше 70 штук) мастер создал в 1885 году для жены царя Александра III. Это был пасхальный подарок: имитация яйца в белой эмали, желток и курочка, в которой были спрятаны уменьшенная копия императорской короны и кулон с рубином. Фаберже стал придворным ювелиром. Ему приказали каждый год делать одно яйцо с сюрпризом.