Четвертый сезон завершает независимый профессиональный актерский коллектив — единственный в Краснодаре

Насколько трудно выжить частному творческому учреждению в современных условиях и что для этого нужно — «МК» узнавал у двоих из основателей «Одного театра», Виталия Борисова и Алексея Мосолова

Театр с необычным названием «Один театр» за это время сформировал собственную аудиторию и ни на кого не похожий репертуарный профиль

Насколько трудно выжить частному творческому учреждению в современных условиях и что для этого нужно — «МК» узнавал у двоих из основателей «Одного театра», Виталия Борисова и Алексея Мосолова
Спектакль " Исповедь" Фото: Алексей Лишута

— С чего начинался «Один театр»? 
Алексей Мосолов (АМ): — Если говорить о творческой стороне, то нам хотелось делать что-то свое. В государственном театре ты лишь звено в цепочке от идеи к воплощению, только исполнитель. А хотелось сделать так, как ты видишь это правильным. 
Виталий Борисов (ВБ): — Мы хотели сделать театр, основанный на актерской игре. Где главное — не спецэффекты, не свет и не музыка, а именно актерское существование. А если говорить о материальной основе, то все началось с принтера. Мы купили его, чтобы распечатать пьесу «Невеста». Дороги назад уже не было — потраченные деньги надо было отработать. И начали делать театр. Мы познакомились с Андреем Дунаевым, владельцем лофт-пространства «АнгАРТ», и решили попробовать играть там. 
— Для открытия театра потребовался начальный капитал. Откуда он пришел?
АМ: — Мы собирали деньги: подрабатывали то там, то тут, пантомимой, на праздниках... И в итоге вложили в будущий театр. 
— На каких условиях вы работали?
ВБ: — По нашей договоренности мы отдавали «АнгАРТу» 20 процентов от продажи билетов. Эти условия были вполне приемлемы.
— А почему тогда ушли оттуда?
АМ: — Андрей Дунаев сам был в тисках аренды, ему нужно было зарабатывать, и он все время сдавал помещения, в том числе задействовал и наше. Однажды пришли на репетицию, а в нашем зале открылся бар: стоит длинная барная стойка. Мы кинулись ее как-то упаковывать, чтобы не отвлекала зрителей… Ему нужно было зарабатывать, а нам играть. Со временем эти векторы совсем разошлись. 

Спектакль "Затворник и Шестилапый" по В. Пелевину. Фото: Зинаида Буткова

— А как случилось, что переехали по соседству?
АМ: — Потом узнали, что та же организация, издательство, сдает другие помещения, и, посмотрев массу подвалов, остановились на пятом этаже. Требования у нас были самые простые: центр города — и достаточно большая площадь. Все пришлось переделывать: мы тянули трехфазный кабель, семьдесят метров канализации, делали шумоизоляцию, ставили мощные кондиционеры и профессиональный свет. Сегодня здесь есть и туалеты, и гардероб, реквизиторская, кухня, душ… Несмотря на то что на вид все очень просто, затраты были немалые. И многое потребует реставрации в ближайшее время, например, крыша — на ее ремонт у собственника денег нет, а протекать она будет прямо к нам. 
— А как театр оформлен юридически? 
АМ: — Сначала был ИП Дунаев, а сегодня ИП Мосолов. Оформление индивидуального предпринимательства необходимо, потому что это дает право вести коммерческую деятельность, арендовать помещения, продавать билеты. Конечно, наиболее подходящей для театра была бы форма некоммерческого партнерства: она бы дала нам возможность подавать заявки на гранты, стипендии и так далее. Но мы уже пять раз пытались получить заветный статус, и каждый раз нас «заворачивали» в юстиции: документы неправильно оформлены. Со временем эти попытки приостановились, хотя, наверное, надо еще пробовать. 
— Пытаетесь ли вы получить какую-то материальную поддержку от государства или от частных спонсоров? 
АМ: — Поддержка от властей есть, но главным образом информационная. Например, министерство культуры помогает нам справляться с различными ситуациями типа проверок: какие действия нужно предпринять, как ответить в официальных бумагах. Обсуждаем с ведомством идею фестиваля независимых театров на нашей базе. 
ВБ: — А что касается грантов или спонсоров, то этим, конечно, надо серьезно заниматься, но у нас пока нет времени или специалиста, который занимался бы этим направлением системно. Мы все получили тут новые профессии: художников по свету, костюмеров, монтировщиков — но все равно не хватает рук. 

Спектакль "Дама с собачкой" Фото: Татьяна Зубкова

— Чего сегодня особенно не хватает «Одному театру»? 
АМ: — Времени. В идеале нужна труппа, которая не занята в других театрах. 
— «Один театр» существует уже почти четыре года. Скажите, он оправдал те ожидания, которые были у вас в начале пути? 
АМ: — Спустя четыре года отследить, что хотелось, — гораздо сложнее. Наша первоначальная идея сохранилась, но эволюционировала, столкнувшись с реальностью. Чем больше театр, тем больше у него задач. В месяц мы даем 20-25 спектаклей: по сравнению с тем, что было вначале, это небо и земля! Хочется развивать много направлений, в первую очередь образовательное и гастрольное. 
— Несмотря на активные продажи и заполненную афишу, я знаю, что расходы частного театра весьма велики. Хозяин знаменитого частного театра драматург Николай Коляда пишет в соцсетях о том, что до сих пор вкладывает в дело собственные средства. А вам удалось выйти на самоокупаемость? 
АМ (улыбаясь): — В этом году мы уже начали справляться с арендой! Хотя летом, в пору отпусков, наверное, опять придется вкладывать собственные деньги. Но, тем не менее, все не так плохо, и частный театр может выжить. 

В фойе театра. Фото: Вера Сердечная

А вот что думают об этой инициативе коллеги по творческому цеху.
Станислав Слободянюк, актер Молодежного театра:
— То, что делает театр, — свежо, современно, у их спектаклей совершенно особая энергетика. Такой театр уже давно нужен был городу, краю, да и Югу России. Мне кажется, появление «Одного театра» — знак того, что Краснодар наконец становится театральным городом. 
Наталья Арсентьева, заслуженная артистка Кубани, актриса Театра драмы:
— Я очень рада за ребят, создавших «Один театр». Молодость — это время проявлять себя. Театр создавался подпольно, трудно — но это был смелый, верный шаг. Свобода, которую артисты обретают в «Одном театре», приносит им профессиональный рост, помогает по-новому проявить себя и в Театре драмы. 
Ольга Стороженко, режиссер:
— «Один театр» — первая и единственная независимая площадка в Краснодаре, которая уже несколько лет предлагает экспериментальные спектакли. Впервые на этой сцене краснодарскому зрителю были представлены Макдонах, Пелевин, Гришковец. 
С педагогической точки зрения ценно, что на сцене «Одного театра» проходит постоянная практика студентов-актеров и играются дипломные спектакли. Хочется, чтобы такие проекты, как «Один театр», не оставались на уровне инициатив и обретали поддержку свыше.
Станислав Гронский, заслуженный артист РФ:
— Появление на театральной орбите края «Одного театра» — важное событие последних лет. Возникнув практически на пустом месте, без какой-либо поддержки властных структур, этот театр, созданный тройкой молодых одаренных актеров, за короткий срок сумел завоевать горячие симпатии молодежной аудитории, а театральные старожилы отмечают его чрезвычайно разнообразную и интересную афишу. 
Алексей Суханов, актер Молодежного театра, режиссер:
— «Один театр» — редкое явление. Это открытая творческая площадка, у которой есть свое лицо. Здесь пересекаются актеры и коллективы абсолютно разных направлений. Если раньше основными зрителями были совсем молодые люди, то сейчас в «Один театр» ходят люди всех возрастов: репертуар театра пополняется и позволяет каждому выбрать интересный спектакль. 
Даниил Безносов, главный режиссер Молодежного театра: 
— «Один театр» — это замечательное затейничество. Любопытно и приятно все, что они изобрели; они отбирают весьма правильный материал. Хорошо, что такой театр есть в городе. 
Павел Руднев, театральный критик: 
— Находясь в заранее невыгодном положении и еле-еле сводя концы с концами, этот частный «Один театр» постепенно собирает вокруг себя потрясающую публику, которая ходит, любит такой свободный и открытый театр. …Спектакли ставят сами артисты, потому что в Краснодаре режиссерских школ нет, и им вообще неоткуда взяться в глубинке России (жуткая проблема образования). Но надо сказать, что театр ставит перед собой очень серьезные задачи, обращается к зоне непривычного, неизведанного, в том числе и в литературе — и поэтому есть надежда, что эти «самоделки» приведут кого-нибудь из них к серьезным проявлениям в режиссуре.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 22 июня 2016

Заголовок в газете: Театр начинается с… принтера

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру