Есть женщины в русских селеньях

Наш автор, член Союза писателей России Владимир Нестеренко — о встречах с обычными труженицами кубанских станиц

В тот ненастный день, когда мы встретились, по разным улицам родной станицы Переясловской соцработница Людмила Васильевна Кидалошвили прошагала пешком и проехала на велосипеде более пяти километров. И так каждый рабочий день на протяжении четверти века. Для своих подопечных, одиноких престарелых людей, инвалидов, ветеранов труда, эта улыбчивая, необычайно добрая и чуткая женщина — словно свет в окошке

Наш автор, член Союза писателей России Владимир Нестеренко — о встречах с обычными труженицами кубанских станиц
Ольга Куркулина. Фото автора

Дорогами добра
В тот ненастный день, когда мы встретились, по разным улицам родной станицы Переясловской соцработница Людмила Васильевна Кидалошвили прошагала пешком и проехала на велосипеде более пяти километров. И так каждый рабочий день на протяжении четверти века. Для своих подопечных, одиноких престарелых людей, инвалидов, ветеранов труда, эта улыбчивая, необычайно добрая и чуткая женщина — словно свет в окошке. Земляки, которых она обслуживает, нередко называют ее Солнышком. Конечно же, чаще всего она слышит в свой адрес «Людочка, Людмилочка». 
— Одни ветераны называют меня нянечкой, другие — доченькой. И, наверное, это неслучайно. Хотя я не так давно сама стала бабушкой, но для многих моих подшефных по возрасту — все-таки дочь.

Людмила Кидалошвили. Фото автора

Первая специальность, которую получила Людмила еще в юности, — электрик, но как только появилась служба социальной защиты населения, доброй, общительной, участливой девушке предложили поработать в новой отрасли. Желание помогать, быть полезной пожилым людям всегда теплилось в душе станичницы. 
— Как все-таки быстро пролетели 25 лет — половина прожитой жизни, — размышляет вслух Людмила Васильевна, — я узнала немало интересных судеб людей, которые так много сделали для народа и страны. Многие из них не только свое мастерство, умение, но и здоровье отдали для общего дела. Жаль, некоторые уже ушли из жизни. 
Сейчас я шефствую над семерыми станичниками. Вера Петровна Бабенко раньше трудилась на кирпичном заводе. Горячий цех, к сожалению, подорвал ее здоровье. Живет сейчас одна. Как и Николай Федорович Рыдлев. Он — бывший пахарь, тракторист. Супруги Сахновские — инвалиды. Два их сына живут далеко от родителей, поэтому в настоящее время я уполномочена решать все проблемы ветеранов. Еще одна семейная пара — с Украины, где нежданные испытания обрушились на тысячи простых людей. По вполне понятным причинам не называю фамилии моих подопечных-новичков. А вот инвалида-колясочника Евгения Евгеньевича Рыднева поддерживаю с первых дней работы в системе социальной защиты населения. Он — творческий человек: и художник, и поэт. Кстати, не раз помогал мне и моим подругам по работе, когда отстаивали честь нашего  отделения на конкурсах профессионального мастерства. И в наших победах — его немалый вклад. 
Я узнал, что Людмила Васильевна любит историческую и познавательную литературу. Увлекается макраме и разведением цветов. А полевые ромашки обожает. Как и муж Юрий, художник-оформитель, она живет делами и заботами двоих детей. Радуется тому, как внучка Машенька открывает окружающий мир. 
…Когда наша беседа подошла к концу, соцработница вывела на сельскую грунтовую дорогу велосипед и сказала, что «дружочек» (так она называет своего стального спутника) должен доставить ее еще к двум подопечным. А я подумал о том, что каждую дорогу Людмилы Васильевны можно с полным правом считать дорогой добра.
Ст. Переясловская 
Брюховецкого района.

Мастер учит мастерству
Прежде чем стать мастером производственного обучения в краснодарском лицее № 24, Светлана Юрьевна Присяжная прошла на зависть коллегам отличную школу поварского искусства. Кстати, перед окончанием учебы в одном из лицеев в далекой и суровой Якутии педагоги настойчиво предлагали способной девушке остаться в учебном заведении и преподавать специальные дисциплины — был заметен наставнический дар Светланы. Не ошибались ее учителя! Но Присяжная, получив вместе с дипломом «корочки» повара-кондитера 4-го (довольно высокого) разряда, дала согласие работать поваром на ледоколе «Кулаковский».
— В молодости хотелось романтики, — признается Светлана Юрьевна, — тем более я, находясь на камбузе, считалась матросом второго класса. Ледокол ходил по реке Лене. Пятилетка на нем была и трудной, и увлекательной. Потом — работа на сухогрузах по маршрутам «река-море» на Крайнем Севере, в Заполярье. На этих судах я тоже была хозяйкой камбуза. Условия часто были экстремальными. Высота штормовой волны нередко достигала пяти-шести метров. И кормить команду сухогруза необходимо было пять-шесть раз в день. Причем, несмотря ни на что, нужно было доваривать и доносить матросам еду. Столы привинчены к полу, а скатерти на столах всегда лежали мокрые, чтобы тарелки с пищей не скользили. Таковы были предписания. На кораблях мы с коллегами кроме приготовления блюд выпекали хлеб и сдобу. Самая нелегкая задача — удержать тесто. Более десяти лет работы на судах подарили мне богатейший опыт. И, конечно, расширили кругозор: я изучила почти всю Якутию, узнала море Лаптевых, южный берег Северного Ледовитого океана, сибирские реки. Работа и закалила меня. 

Светлана Присяжная. Фото автора

Приехав на Кубань, заведовала большой столовой в Армавире, руководила горячим и холодным цехами в одном из ресторанов этого города. А потом поступило приглашение из 24-го лицея потрудиться мастером производственного обучения. Там как раз начинали готовить судовых поваров. По словам руководства лицея, я стала для них находкой. Думаю, мои навыки и рассказы о работе в море и на реках стали полезными для юношей и девушек, выбравших эту стихию... 
Рождение второго сына и переезд в Старовеличковскую прервали мой профессиональный путь. Но рада, что не так давно в станице был открыт филиал многопрофильного техникума, и я смогла продолжить любимую работу — готовить профессионалов, поваров и кондитеров. И, естественно, передавать молодежи свой накопленный опыт. Здесь же я выполняю и обязанности заведующей столовой.
Мастер высокого класса Светлана Юрьевна Присяжная сегодня учит своих питомцев мастерству. Учит любить и уважать Дело. Иметь чувство вкуса и меры, что так необходимо поварам. А еще постоянно импровизировать. 
— А какими блюдами вы потчуете своих домочадцев?
— Фирменными пельменями и бужениной. Солянкой и голубцами. Часто делаю песочное тесто. Готовлю пироги. Например, с творогом. Хорош бывает пирог из слоеного теста со свиным фаршем. Многие эти блюда умеет готовить и мой старший сын Валентин. Сейчас он учится в Ейске. Отличный кадет. Метко стреляет, профессионально играет на баяне. Рада, что тянется к моей работе и трехлетний Миша. Он с удовольствием возится с тестом. 
Я же постоянно говорю себе: «Все будет хорошо!»
Ст. Старовеличковская
Калининского района.

Радости доярочки
У этой приветливой обаятельной женщины твердый характер. Когда я традиционно спросил ее: «Какой ваш жизненный девиз?», Ольга Куркулина, не задумываясь, ответила: «Надеюсь только на себя!» Муж Дмитрий порою обижается: «Я же твоя опора. А ты все пытаешься делать сама…»
Ферма седьмой бригады сельхозпредприятия «Победа» находится на окраине хутора Средние Челбасы. Чтобы доярке Ольге Куркулиной добраться до работы, нужно преодолеть расстояние порядка километра. Около десяти лет в любое время года молодую женщину выручает велосипед. 
Мой вопрос насчет вахтового автобуса Ольга встретила веселым возгласом: «Какая вахта! Да я на ферму иногда и пешком ходила. А недавняя зима выдалась с сюрпризами: обильный снег, сильный мороз, а потом еще и пошел дождь. Все вокруг заледенело! Пришлось добираться до работы чуть ли не ползком. Шаг вперед — два назад. Тогда я единственный раз за всю свою трудовую биографию немножко опоздала. Но наш начальник — Иван Владимирович Сагун — человек понимающий, даже посочувствовал, ничуть не ругал. Кстати, приятно, что он чаще нас хвалит, а не журит».
На ферме распорядок рабочего дня напряженный: дойка — трехкратная. Первая — с четырех утра до девяти тридцати. Вторая — с одиннадцати до шестнадцати часов. А третья — с шести вечера до одиннадцати ночи. Следующий рабочий день такой же. Потом наступают два выходных.
— Отдыхая после напряженных рабочих дней, занимаясь домашними делами, я успеваю восстановиться, и снова зовет меня ферма к себе. Так втянулась, что на другой работе представить себя не могу.
В тот день, когда мы встретились с дояркой на ферме, она была грустной и даже слегка недовольной. Причину узнал позже.
— Я думала тогда о том, что если появится в газете статья, то мама опять расстроится. Будет плакать. Как и тогда, когда мою фотографию второй год подряд определили на районную Доску почета. Мама не могла сдержать слез. Утешает, что это же от радости и гордости за меня.
Гордится самой надежной и безотказной дояркой и заведующий МТФ Иван Сагун: «В любое время дня и ночи Оля придет на помощь. Куркулина у нас самая выдержанная, проверенная временем и делами доярка. Всех и всегда выручает. Радует надой по итогам прошлого года на каждую корову: у Ольги Алексеевны и ее напарниц он — свыше восьми тысяч килограммов молока».
…Когда наш разговор с Ольгой подходил к концу, я сказал ей: «Теперь мне нужно вас сфотографировать». К этому времени одна из лучших доярок хозяйства и района раскрепостилась, и пока мы шли с ней к любопытным буренкам, успела рассказать о своей фантазерке-дочери Софии, о делах мужа-строителя Дмитрия. О том, что она выращивает розы и хризантемы, о любимицах кошках с ласковыми кличками — Люся, Нюся и Масяня. О ручной Девоньке, которая не отойдет от доярки, пока почти всю не оближет. «Для меня коровы — не просто серая масса, точнее, черно-белая (такой окрас породы), а умные животные, которые ежедневно дарят людям полезный продукт». 
Еще я узнал, что Ольга Куркулина гордится родными местами, людьми, которые трудятся рядом с ней. Она в восторге от золотых пшеничных полей и ярко-желтых цветущих плантаций подсолнечника. От семейных поездок в Челбасский лес, что находится недалеко от хутора. Также сказала, что любит кино: «Самые любимые фильмы — «Москва слезам не верит» и «Офицеры». Мне нравятся и песни, под которые можно танцевать. Только без шума, без «бах-бум-бах». Под хорошие задорные песни мы с дочкой еще и весело отплясываем. А если продолжать говорить о песнях, то мне нравятся те, что со смыслом. Которые по-настоящему согревают душу».
Хут. Средние Челбасы
Каневского района.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: Есть женщины в русских селеньях

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру