Евгений Кушпель: «Театр и кино — настоящая мужская работа»

Новороссийский режиссер и актер раскрывает секреты творчества

Евгений Кушпель снимался как актер более чем в 50 фильмах, в том числе «Горько!» и «Горько!-2», в телесериалах «Литейный», «Марш Турецкого», «Возвращение Турецкого». Был режиссером многих фестивалей и акций, таких, как «Морской узел», «Бескозырка».

Новороссийский режиссер и актер раскрывает секреты творчества
Евгений Кушпель. Фото: личный архив

— Евгений Леонидович, есть такая байка: актеры под Новый год отказываются даже от главных ролей в кино из-за елок… А как вы и ваша семья встречаете этот праздник?
— У меня вся семья театральная. Супруга Валентина — режиссер, дети Евгений и Ольга — актеры в нашем театре. Мы на Новый год всегда работаем. Уже несколько лет подряд — на главной елке у администрации Новороссийска. Иногда приглашают и в другие города края. Это традиция. Однажды решили ее нарушить: устали, захотели провести праздник «как люди», дома. Приехали в гости к нашему коллеге Владимиру Тебенко в станицу Раевскую. Его родственники узнали, что будут артисты, собрались и стали ждать праздника. А мы после трех утренников и сотни поздравлений в час ночи уснули… Периодически нас будили кумовья, мол, вставайте, будем веселиться. Но ничего не вышло. Наутро проснулись и дали друг другу клятву никогда больше не встречать Новый год дома. Пусть лучше Дедом Морозом, Матушкой Зимой, да хоть зайчиками-белочками, но только вместе с людьми. Вот где настоящий праздник!
— Вы с детства хотели стать актером, занимались в театральных кружках?
— Нет, один раз сыграл в спектакле в пионерском лагере. В детстве я хотел быть офицером, бредил армией. Переживал до слез, когда меня не взяли в военное училище. Приехал домой, отец говорит: «Твой друг едет в Астраханский технический институт рыбного хозяйства, и ты поезжай». Поехал. Товарищ не поступил, а меня взяли. До сих пор за него обидно. В этом техническом институте и началась моя творческая карьера. В 22 года назначили директором клуба. Собрал студенческую труппу, мы стали делать спектакли. Получалось неплохо — неоднократно становились лауреатами всевозможных всесоюзных конкурсов. Но в семье, которая у меня тогда появилась, сказали, что это не мужская работа. И я пошел «в моря» — зарабатывать деньги.
— А на самом деле театр и кино — мужское занятие?
— Конечно! Оно требует огромной концентрации умственных и физических сил, всех мужских начал. Здесь нужны и твердость характера, и сила духа, и уверенность. И, бесспорно, талант. В основном актеры — это настоящие мужики. Приведу пример. Октябрь, идут съемки фильма «Возвращение Турецкого», снимается сцена утопления главного героя вместе с его напарником. Нужно нырнуть в холодное море. Сначала эпизод играл каскадер. Но Саша Домогаров, исполнявший роль Турецкого, смотрит и говорит: «Это все неправда, видно, что в кадре кто-то другой, а я привык делать трюки сам». И прыгнул в воду. Мой самый любимый фильм — «Грозовые ворота», где я снимался в эпизоде вместе с Михаилом Пореченковым. Настоящее мужское достойное кино.
— А из недавнего что больше запомнилось? Какие новые фильмы с вашим участием можно будет увидеть в ближайшее время?
— Интересно было работать в комедии «Горько!». Очень своеобразный проект, самый кассовый фильм года, получивший огромное количество премий и наград. Я играл там следователя. Роль учил целых полтора месяца. Совсем недавно вернулся со съемок фильма «Семейные бесценности», пока не знаю точную дату его выхода. Кинокартины «Пропавший жених и золотая клетка» и «Ключи от прошлого», в которых я снимался, выйдут на экран накануне Нового года.
— Как и когда вы в первый раз появились в большом кино?
— Это было в 84 году. В Новороссийске снимался детектив «Бармен из «Золотого якоря», главную роль играл Андрюша Ростоцкий, там мы с ним и познакомились. А сначала из съемочной группы пришли в театр и попросили у главного режиссера Амербекяна актеров. Владимир Петрович отказал — был глубоко убежден, что нельзя смешивать сцену и экран. Но мы, молодые актеры, втихаря догнали «киношников» и сказали, что приедем на пробы. Какому актеру не хочется сняться в кино? Хоть раз, но попробовать надо. Некоторые пробуют и прекращают, не могут адаптироваться. Ведь театр и кино — на разных полюсах, их вообще нельзя сравнивать. На сцене нужно делать все «громко» — широкие жесты, большие глаза, громкая речь. А в кино надо говорить, двигаться как в жизни.
— У вас сразу получилось или долго пришлось учиться?
— Сразу. Мне с самого начала попался хороший режиссер, очень талантливый и требовательный человек. Потом в многосерийном фильме «Карусель» я работал ассистентом режиссера в группе, изнутри всю эту кухню изучил, прошел суровую школу жизни в кино. То у меня запутывался шнур, то заходил не с той стороны, то вращающаяся камера не вращалась. Никого не волновало, что просидел весь день на жаре и шел уже 15-й дубль. Но все выдержал: я парень морской. В молодости думал, что и так талантливый, учить меня не нужно. Но потом понял: чтобы профессионально заниматься режиссурой, нужно много знать, одним талантом не обойдешься. Окончил Краснодарский университет культуры и искусств. И сейчас постоянно учусь.
— И других учите. У вас же есть театральная студия? Вот и книга «Система Станиславского» лежит на самом видном месте…
— Большая книга актерского мастерства. Это то, что я сейчас преподаю своим студийцам. Набрали уже второй поток. Студией руководит Виктория Десятова, народная артистка Республики Северная Осетия-Алания. Мы набираем молодежь раз в два года, учим сценическому движению, актерскому мастерству и сценречи. Больше 20 человек занимаются у нас сегодня, отличные ребята. Жаль, что не сделали раньше. Но в «нулевых» было не до студии — нужно было научиться зарабатывать деньги и не потерять своего зрителя, сохранить лицо театра.
— А сейчас получается все это совмещать?
— Думаю, да. Хотя публика у нас самая разная и мы должны учитывать различные вкусы. Нельзя только классику ставить. Есть зритель, который любит современную драматургию. Для него работал наш режиссер и актер Сергей Блудов. К сожалению, он скоропостижно скончался. Для всех это было полной неожиданностью и стало огромной утратой. Он в этом театре родился как режиссер, состоялся как актер. Меня это очень радовало. Его работа давала мне возможность быть художественным руководителем, а не только режиссером. Конечно, всякое бывало — и спорили, и ругались. Знаете, как два медведя — один заснул, а второй ему мешает спать.
— Между вами была жесткая конкуренция?
— Нет. Считаю, что не было. Я всегда рад сотрудничать с другими режиссерами. Сейчас пытаемся перестраивать работу театра без Сергея. Я работаю за двоих. Это очень непросто — сохранять репертуар, показывать спектакли и при этом делать масштабные городские мероприятия…
— А это в принципе можно совмещать? Считается, что есть режиссеры сугубо театральные, а есть постановщики массовых мероприятий…
— Можно совмещать. Конечно, это непросто — и талантливо делать театральную работу, и проводить городские мероприятия так, чтобы завоевывать высокие награды. Но у нас, новороссийцев, это получается. В этом году Вахта памяти «Бескозырка», которую я делал как режиссер с целой армией талантливых людей, была признана лучшим патриотическим праздником, посвященным 70-летию Великой Победы. Мы получили всероссийскую театральную премию за достижения в организации массовых форм театрального искусства. Режиссер Олег Кузин отмечен значимой наградой за праздничную программу к Девятому Мая у Новороссийского морского вокзала. Два таких диплома на один город о многом говорят.
— Аудитория массовых мероприятий — это одно, а театральная публика — совсем другое. Вы отслеживаете, кто сегодня ходит на ваши спектакли?
— Когда не занят в постановке, обязательно иду в зал — посмотреть на нашу публику. И вижу, что зритель меняется, приходят новые поколения. Радует, что юные проявляют интерес к театру. Современный молодежный мир с его повальным увлечением гаджетами совершенно не похож на нас. И мы должны быть к этому готовы. Молодежь у нас нормальная. Сейчас надо воспитывать в первую очередь родителей. Самое сложное поколение, на мой взгляд, это те, кому сегодня около сорока. А вообще люди все разные, и со всеми нужно уметь разговаривать. Вот я однажды ехал в такси, а водитель начал, что называется, хаять наш театр. Я представился, спрашиваю: «А вы ходили хоть раз на спектакль?» Он говорит: «Нет». Дал ему пригласительный и взял честное слово, что после спектакля он мне позвонит и выскажет свое мнение. Он позвонил. С тех пор к нам в театр ходят и этот таксист, и его многочисленные друзья-коллеги.
— А как к народному театру относятся коллеги из профессиональных коллективов?
— По-разному. Бывает и так, что наш успех воспринимают как личное оскорбление: не может же народный театр быть лучших профессиональных! На фестивале «Комплимент» мы показали спектакль «Невеста из Имеретии». И он оказался лучшим. Жюри решило никому не давать гран-при, чтобы не было обиженных. Но наш театр давно вырос из любительского. Мы будем ездить на серьезные конкурсы и добиваться признания. Весной повезем спектакль «Завтра была война» на театральный фестиваль в Крыму.
— Чего ждать новороссийским театралам в будущем году?
— Сегодня мы постоянно играем 11-12 пьес. В работе новый спектакль «Венский стул» — история о том, как два человека наконец нашли друг друга. Это наша общая работа с Викторией Десятовой — и режиссерская, и актерская. Планируем поставить «Пять вечеров» Володина и «Слугу двух господ» Гольдони. К весне будем делать с известным московским актером Михаилом Полицеймако совместный спектакль — комедию положений «Три грустных мужа и один веселый». С этим проектом собираемся ездить на гастроли.
Из досье "МК"
Евгений Леонидович Кушпель родился в 1957 г. в Новороссийске. Художественный руководитель и главный режиссер Муниципального драматического театра им. В. П. Амербекяна. Заслуженный работник культуры Кубани, член Союза театральных деятелей России. Сыграл на сцене Эдмунда Кина в спектакле «Кин IV», Петруччо в «Укрощении строптивой», Тевье-молочника в «Играй, скрипач!» и др. Поставил «Укрощение строптивой» Шекспира, «Варшавскую мелодию» Зорина, «Прощай, конферансье!» Горина и др. — более 20 работ. Снимался как актер более чем в 50 фильмах, в том числе «Горько!» и «Горько!-2», в телесериалах «Литейный», «Марш Турецкого», «Возвращение Турецкого». Был режиссером многих фестивалей и акций, таких, как «Морской узел», «Бескозырка». Награжден медалями «Патриот России», «Патриот Новороссийска», медалью Министерства обороны «За участие в юбилейном Параде Победы».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 30 декабря 2015

Заголовок в газете: Евгений Кушпель: «Театр и кино — настоящая мужская работа»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру