Именно этот регион вошел в летописи войны как экспериментальная площадка для гестаповских «машин смерти» — душегубок. Всего же на Кубани за несколько месяцев захватчиками было убито более 61 тыс. 500 мирных жителей.
Замысел врага по овладению Кубанью и всем Кавказом состоял в том, чтобы окружить и уничтожить советские войска южнее и юго-восточнее Ростова и овладеть Северным Кавказом.
В ходе упорных боев гитлеровцам удалось к началу сентября 1942 года занять почти всю территорию Краснодарского края, за исключением городов Сочи, Туапсе, Геленджик и прилегающих к ним районов.
Устанавливая так называемый новый порядок, оккупанты полагали, что им удастся без особого труда колонизировать богатую природными ресурсами Кубань. «Новый порядок» — это: за невыход на работу — расстрел, за не сдачу продовольствия — расстрел, за нарушение комендантского часа — тоже расстрел. Террор, преследование, глумление и унижение людей, тяжелые подати, налоги, различные поборы — вот что было нормой при оккупантах.
Той лояльности к оккупантам, на которую немцы рассчитывали, они не дождались. Сопротивление захватчикам нарастало. Чтобы сломить волю к сопротивлению, запугать население, фашисты очень быстро вернулись к проверенным бесчеловечным методам борьбы — безжалостно истребляли всех: женщин, детей, стариков, инвалидов.
В Краснодаре фашисты впервые в истории Второй мирой войны применили душегубки. Назначение этой автомашины вначале держалось в строжайшей тайне. Крытый 6—7-тонный грузовик с дизельным двигателем был обит внутри железом и снабжен герметически закрывающейся дверью. По специальной трубе через решетку в полу в кузов поступали отработанные газы, содержащие окись углеводорода высокой концентрации. Запертые в машине люди погибали от газа. При посадке в машину загружалось до 80 человек, которых предварительно раздевали. Трупы зарывали в противотанковом рву в районе завода измерительных приборов. Всего за несколько месяцев оккупации на территории Краснодарского края гитлеровцы расстреляли, повесили, удушили газами в машинах-душегубках и замучили в застенках гестапо более 61 тысячи человек. Кровь стынет при одном упоминании о технике истребления советских людей.
Факты применения душегубок в Краснодаре впоследствии рассматривались на Нюрнбергском процессе над нацистскими преступниками.
Когда корреспонденты «Красной звезды» подготовили материал об использовании в Краснодаре душегубок, его напечатали не сразу: никто не мог поверить, что такое возможно.
Беспощадно зверствовали палачи в городах Ейске, Армавире, Кропоткине, Новокубанске, Усть-Лабинске, Крымском, Мостовском районах и многих других городах, станицах и хуторах края.
Зверскую расправу учинили фашисты 13 ноября 1942 года над мирными жителями рабочего поселка Михизеева Поляна Ярославского (Мостовского) района. Они выгнали из поселка всех граждан с детьми, раздели и расстреляли их из пулеметов и автоматов. Раненых пристреливали из пистолетов, докалывали штыками, детей добивали ударами головой о деревья. Всего было убито 207 человек, из них 72 женщины и 105 детей.
В том же Мостовском районе оккупанты полностью уничтожили рабочий поселок Фарский, расстреляв 186 его жителей, главным образом женщин и детей. Люто зверствовали фашисты. В Армавире бандиты расстреляли 6680 граждан, в Кропоткине — 2000, в станице Лабинской (ныне город Лабинск) — более 25 тыс. человек…
Трудно назвать хутор, станицу, тем более город, где бы изверги не оставили своего кровавого следа. За малейшее подозрение в связях с партизанами расстреливали целые семьи, а дома сжигали. Многих граждан гитлеровские варвары погребли заживо в бывшем бомбоубежище-штольне на территории цементного завода.
Железным катком прошла оккупация по жизни многих кубанцев. Душегубки, виселицы, застенки гестапо — эти средневековые методы фашисты насаждали своим режимом.
В станице Славянской 12 августа фашисты арестовали около тысячи граждан, из которых 60 человек в возрасте от 15 до 65 лет на следующий день расстреляли.
Устанавливаемые повсюду виселицы должны были внушать страх и повиновение. Ямы, овраги, противотанковые рвы и другие подобные места массовых захоронений жертв фашистских захватчиков появились в это время во многих городах и районах Кубани. А потом их число умножилось… И именно в этом, а не в лакированной поверхности «нового порядка» была страшная суть оккупационного режима.
25 ноября в станице Гостагаевской фашисты арестовали 134 местных жителя, в том числе 27 детей. Три дня их держали в холодном сыром здании, не давая есть и пить, а 27 ноября с помощью подъехавшей душегубки все 134 человека были удушены.
Вершиной изуверств стало уничтожение в городе Ейске воспитанников детского дома крайсобеса. Подъехав к детдому на машинах, фашисты грубо забросали в них детей, говоря, что повезут их на работу. 214 девочек и мальчиков вывезли за город и живьем закопали.
Образованная в марте 1943 года краевая комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков Кубани действовала шесть лет, по 1949 год. По ее данным, подтвержденным документально, в Краснодарском крае было убито, замучено оккупантами и их пособниками 61 тыс. 540 человек. Их хоронили в братских могилах…
14—17 июля 1943 года в Краснодаре состоялся первый в стране судебный процесс по делу о зверствах фашистов и их пособников на территории города Краснодара и Краснодарского края. Представителем от общественности на процессе был, в том числе, и писатель Алексей Толстой.
К 70-летию этой даты «МК» на Кубани» готовит отдельный материал, следите за нашими выходами.