Рассказывалось в новостях и о том, что мероприятие было публичным, ведь присутствовали представители общественности, ученые, местные экологи, студенты Туапсинского метеотехникума и просто жители города. В общем, информация об успешном "запуске" терминала и готовности его руководства работать "в открытую" проходила красной нитью через каждое сообщение. Многочисленные же пикеты и акции протеста, которые в течение последних лет проводились по инициативе как экологов, так и самих жители Туапсе, на этом фоне выглядели вопиющей глупостью. Однако, несмотря на столь хорошие новости, есть причины полагать, что в светлой истории ТБТ есть и темные пятна.
И невозможное возможно
Итак, обратимся к некоторым фактам из новейшей истории Туапсе. В 2005 году компания ООО "ТБТ", созданная годом раньше минерально-химической компанией "Еврохим" для реализации проекта строительства и эксплуатации терминала по перевалке сухих гранулированных минеральных удобрений, приобрела в центре города земельный участок с прилегающей акваторией порта. Вопрос, каким образом право распоряжаться федеральной землей со статусом особо охраняемой территории перешло к коммерческой организации, пожалуй, нужно задать прокуратуре. Но тем не менее на вышеупомянутом участке началось строительство химического предприятия. В целом можно только удивляться, как в центре города с плотной жилой застройкой всего лишь в нескольких сотнях метров от моря было построено химическое предприятие. Ведь, согласно российскому законодательству и различным санитарным правилам и нормативам, строительство терминала в принципе было невозможно.
Взять, например, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". На территории с показателями фона выше гигиенических нормативов размещение промышленных объектов и производств, которые являются источником загрязнения среды обитания и воздействия на здоровье человека, не допускается. Как сообщала газета "Совершенно секретно", в конце 2007 года территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю деятельность терминала была запрещена. На тот момент "в зоне строительства и предполагаемой санитарно-защитной зоне систематически фиксировались превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ. Так, по взвешенным веществам максимально разовое превышение ПДК в 10,8 раза, а среднесуточное – в 14,8 раза (с учетом угольной пыли). По углеводородам максимально разовое превышение ПДК в 12,3 раза, а среднесуточное – до 8 раз. По оксиду азота – в 4,4 раза; по оксиду углерода – в 4 раза; по сероводороду – в 9,8 раза" (см. "Совершенно секретно" от 1.10.2010 г.). А вот СанПиН 2.1.5.2582-10. Согласно документу, в черте населенных пунктов и за их пределами устанавливаются обязательные санитарно-эпидемиологические требования к охране прибрежных морских вод и прилегающей полосы суши шириной два километра от водной линии. Причем в этой двухкилометровой полосе охранных районов запрещается "строительство складов для хранения химических веществ, включая ядохимикаты и минеральные удобрения, а также других объектов и сооружений, оказывающих влияние на качество прибрежных вод". Кстати, в том же СанПиН указано, что "зона санитарной охраны района водопользования ограничена в обе стороны от района водопользования по линии уреза воды на десять километров". Это означает, что в зону неблагоприятного воздействия Туапсинского балкерного терминала попадают многочисленные пляжи курортного Туапсинского района.
С другой стороны, если в центре города в жилом районе построено здание для хранения и перевалки химической продукции, терминал вообще подпадает под определение "самострой". В черте города строительство подобных балкерному терминалу предприятий запрещено. Но, оказывается, и эта "неприятность" легко устранима. Так, в июле 2008 года Туапсе был лишен статуса города и преобразован в Туапсинское городское поселение. Обстоятельства сложились невероятно удачно. На референдуме, который провела администрация города, столь чудесное превращение было якобы одобрено туапсинцами.
Чуждое мнение
Тревогу в Туапсе забили еще тогда, когда по городу только начали ходить слухи о строительстве терминала. Когда же информация подтвердилась, массовое недовольство стало набирать обороты. Город и без того перегружен опасными предприятиями. На сравнительно небольшой территории расположен нефтепирс, порт, нефтеперерабатывающий завод. Даже не учитывая деятельность ТБТ, экологическая обстановка является очень неблагополучной. По некоторым данным, Туапсе находится в числе лидеров Краснодарского края по онкологическим заболеваниям. Вполне понятно, почему строительство еще одного "экономически выгодного проекта" не вызвало никакой радости.
Впрочем, по мнению некоторых экспертов, в числе которых и профессор Туапсинского филиала Российского государственного гидрометеорологического университета Сергей Сергин, сложная экологическая обстановка в городе с вводом в эксплуатацию ТБТ радикально не ухудшится. "Такое крупное промышленное предприятие, как Туапсинский балкерный терминал, не стоит столь пристального внимания общественности. Максимум, что атмосферный воздух города получит от его работы, – это пять тонн в год. По сравнению со всеми остальными загрязнителями эта цифра – просто нулевая, она сразу же затеряется на общем атмосферном фоне", – считает профессор. С таким же успехом можно оправдать, например, продажу сигарет подросткам, мотивируя это тем, что в мире и так неблагоприятная экологическая обстановка. И раннее курение на этом фоне особой роли не сыграет.
Но вернемся к нашей теме. Беспокойство вызывал и тот факт, что предприятие строилось в непосредственной близости от жилых домов, что по закону также невозможно. По слухам, два-три года назад предполагалась пятисотметровая зона отчуждения, а жителей домов, в нее попадающих, планировалось расселить в благоустроенные квартиры. Однако в настоящее время расселены только жильцы двух домов по улице Гагарина, попадающих в стометровую зону. В той же зоне расположен пятиэтажный дом по улице Жукова. По неизвестной причине расселение его жильцов в проектной документации ТБТ не отражено. По информации местных жителей из числа инициативной группы, осенью прошлого года санитарная зона была уменьшена до нескольких десятков метров. Причины этого неизвестны, но зато теперь становится понятно, почему компания не торопится расселять жителей пятиэтажки.
Многочисленные акции протеста привели к тому, что два месяца назад Дмитрий Медведев на заседании президиума Госсовета поручил премьер-министру и губернатору Краснодарского края провести консультации с экологическими организациями, а также публичные слушания по оценке экологических рисков проекта строительства терминала. Нужно было уложиться в срок до 1 октября 2011 года. В прошлом номере "МК" на Кубани" уже касался темы консультации с общественностью, проведенной в Краснодаре 18 июля. Не будем повторяться. Стоит лишь упомянуть, что в списки официально приглашенных на мероприятие почему-то не были включены ни Экологическая вахта по Северному Кавказу, ни Комитет защиты Туапсе, ни инициативная группа по проведению в этом городе экологического референдума. И потом, удивляет, что публичные слушания по строительству Туапсинского балкерного терминала проводились в Краснодаре, а не в самом Туапсе. Активисты Экологической вахты по Северному Кавказу со ссылкой на сайт компании "Еврохим" сообщают, что в августе в Туапсе состоится погрузка удобрений на судно. Получается, что "консультации с экологами" были проведены лишь формально. А мнение многих тысяч жителей Туапсе и вовсе было проигнорировано?
Инициатива наказуема
Возвращаясь к началу публикации, нельзя не отметить, что одновременно с информацией о благополучной загрузке складов ТБТ как по команде в адрес "зеленых" обрушился поток негатива. А интернет-комментарии, изобилующие орфографическими ошибками, сильно напоминали школьные сочинения на заданную тему. Приведем лишь некоторые, наиболее интересные цитаты.
"Терминал не принесет никакого вреда окружающей среды. Он построен с соблюдением всех норм!"
"Еврохим – российская химическая компания. Крупнейший в стране производитель минеральных удобрений, входит в тройку европейских и десятку мировых лидеров отрасли. Я ей полностью доверяю. Просто лжеэкологам нечем заняться, и они решили себя развеселить, нагнав страх на людей, говоря всякие глупости и собираю митинги!"
"Терминал прошел все проверки и соответствует всем международным стандартам и нормам! А эти экологи, которые кричат на каждом углу, будто терминал опасен для жизни, пытаются себя распиарить. Какой нормальный человек стал бы строить терминал, зная, что он может плохо повлиять на здоровье и жизнь людей? Такого предпринимателя в тюрьму бы посадили, если бы кто-то пострадал".
"Это же предприятие и консультации проводит, и экологов приглашает на замеры, т. е. придерживается политики полной открытости, а псевдоэкологи лишь ищат повод для саморекламы".
Мы не будем перечислять всего, в чем обвиняли "зеленых", которые одними из первых узнают о незаконной вырубке реликтовых деревьев в крае или пикетируют незаконное строительство в заповеднике. Просто отметим, что желание дышать чистым воздухом, умение ценить красоту природы и стремление сохранить ее для потомков не финансируется "деньгами сами знаете кого" и даже не зависит от наличия высшего образования.
P. S. Пикеты общественности продолжались и после запуска Туапсинского балкерного терминала. По мнению "зеленых", терминал построен без учета мнения местных жителей в нарушение поручения Президента России, а также статьи 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды".