В пятнадцать лет он стал самым знаменитым кадетом страны. В двадцать девять — маньяком. Был танкистом, студентом, Борзым и сапером. Это актер театра и кино Артур Сопельник. Сегодня звезда сериала «Кадетство», которая имеет в своей копилке более сорока проектов, пробует роль режиссера.
Корреспондент «МК на Кубани» встретился с актером в горах Сочи, на курорте «Роза Хутор», и узнал, что выбирает Артур Сопельник — лыжи или сноуборд, чего боится, где черпает силы в профессии, как быть, если партнер — собака, тяжело ли кататься с чемпионкой мира и что стоит купить в горах на удачу.
— Артур, мы встречаемся в горах Сочи в самый разгар зимнего сезона. Катаетесь? Лыжи или сноуборд? Какие впечатления?
— Катаюсь на сноуборде с девяти лет. На курорт «Роза Хутор» приезжаю уже второй раз. Сейчас для меня настоящим открытием стали трассы на южном склоне хребта Аибга. Это очень красивое и живописное место. Там есть длинная и достаточно медленная трасса «Панорама», для себя ее назвал «Катимся и смотрим». Она простая — можно ехать медленно и любоваться потрясающими видами. Трасс на курорте много, любого уровня, вообще не думаешь над маршрутом: всегда будет что-то новое и интересное. Понравилось всё: и склоны, и подъемники. К тому же ни разу не пришлось стоять в очередях, которые показывают в социальных сетях.
— Получается, пока другие, чтобы отдохнуть, смотрят сериалы, вы отдыхаете активно...
— На самом деле это огромное заблуждение, что актеры живут как-то иначе, чем все остальные. Я и сериалы смотрю, и с друзьями в кафе хожу, и на сноуборде катаюсь. Радует, что на «Розе Хутор» есть огромное количество развлечений помимо каталки. Знаете, какое это удовольствие — после дня на склоне побывать в открытом бассейне с видом на горы? Восстанавливает не просто на сто процентов, а на пятьсот. В этом году впервые посетил парк альпаков и познакомился с этими животными, даже покормил их. Видно, что сотрудники парка любят своих подопечных: атмосфера очень добрая. Погладил альпаков — шерсть у них очень мягкая и теплая, купил себе стильное пончо, а заодно — «какашку альпака». Говорят, приносит удачу. Еще смог преодолеть свой страх высоты. Покатался на качелях над пропастью на высоте 2320 метров. Вцепился в них, но вроде бы вел себя достойно. Эмоции непередаваемые. Результат закрепил «прогулкой» по мосту в ущелье. Предлагал всем пойти на ледовый каток, хотел провести мастер-класс, но почему-то друзья отказались.
— Возможно, побоялись, что заставите их делать сложные элементы, как в шоу «Ледниковый период», в котором сейчас участвуете? Почему решились на этот проект?
— Проект очень известный, он существует с 2007 года, мечтал поучаствовать в нем, поэтому, когда выдалась возможность, «принял этот бой». Мне казалось, что хорошо катаюсь на коньках, но здесь ключевое слово — «казалось». На тренировках, а каждая идет по шесть часов, понял, что вообще ничего не умею. Шаг за шагом нарабатывал навыки. Этот проект стал определенным вызовом и для меня, и для моей партнерши — чемпионки мира Елизаветы Туктамышевой. У нас получилась пара, которая «превозмогает» свои страхи, ведь Лиза никогда не выступала с партнером: она одиночница. Но мы смогли полностью довериться друг другу. Первая серия программы уже вышла на экраны, наша пара получила много хороших отзывов. Уверяю, дальше будет интереснее.
— Тройной тулуп освоили?
— Смотрите внимательно «Ледниковый период» — и всё увидите.
— На «Розу Хутор» вы приехали не один — на отдых взяли собаку Булку. Завели ее после фильма «Абрек», где вашим партнером стал волк? Каково было сниматься с животным?
— Булка у нас появилась раньше фильма. Хочу сказать огромное спасибо: на «Розе Хутор» ее приняли как самого дорогого гостя. В отеле и плед дали, и миску, все ее тискают и зацеловывают. Что касается проекта «Абрек», где сыграл роль сапера Володи, то для меня это не только хорошая, добрая история, но и незабываемый опыт. Волка Абрека исполнял чешский волчак — помесь волка и овчарки — по кличке Джин. Это был очень крутой партнер, казалось, он умнее многих: всё, что делал, делал с первого дубля. Причем в нем не было ни капли агрессии. Хочу особенно поблагодарить кинолога Александру, которая работала с Джином и очень четко объясняла нам, как с ним необходимо обращаться.
— Начиная с сериала «Кадетство» у вас много ролей, что называется, настоящих мужиков. Не скучно быть в одном амплуа? По каким критериям выбираете проекты для участия?
— Если вы имеете в виду, что в какой-то момент стал заложником формы, это не совсем так. Конечно, есть определенный типаж и амплуа, в этом ничего страшного не вижу. Что могу поделать, если у нас не так много актеров, кто готов играть мужиков? В реальности у меня немало ролей другого плана. Например, в сериале «Метод» сыграл маньяка. Всё время стараюсь творчески развиваться, поэтому всё, что происходит сейчас в жизни, мне интересно. Два моих проекта находятся на согласовании на различных платформах, один мы представили в фонде Института развития Интернета. Добился того, что участвую лишь в том, что мне действительно интересно, что зацепило. Это взрослая позиция. Если читаю сценарий и понимаю, что это не моя органика, не мой типаж или персонаж меня чем-то смущает, зачем биться головой о стенку? Лучше откажусь и уступлю дорогу кому-то другому, чем буду сам мучиться и пытаться найти ключи от замков, которых у меня нет.
— Вы стали популярны в пятнадцать лет, при этом в «Кадетстве» работали на одной площадке с такими мэтрами, как Валерий Баринов, Вадим Андреев, Владимир Стеклов и другими. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями.
— Это были прекрасные коллеги и учителя. Когда ты в жизни встречаешь более опытных людей, то лучшее, что можно сделать,— это спросить совета, не стесняясь этого, и прислушаться к нему. Недавно участвовал в одном проекте с Сергеем Безруковым. Почерпнул для себя много, начиная с того, как он работает с текстом, как ведет себя на площадке. Он гигантский профессионал. Не скрою: в хорошем смысле слова «украл» у него какие-то вещи для себя.
— Несколько лет назад вы стали пробовать себя в качестве режиссера. Что сегодня привлекает больше — актерство или режиссура?
— Как говорится, плох тот актер, кто не мечтает стать режиссером. Что интереснее: быть игрушечным солдатиком или играть в них? Конечно, это личное дело каждого, но я хочу большего. Мечтаю делать вещи, о которых будут говорить и помнить. Этого можно добиться и в актерской профессии, но думаю, что доставлю больше пользы обществу, рассказывая о том, что беспокоит меня и многих вокруг. Например, у меня был замечательный пилотный проект «Гештальт», можно сказать современный вариант истории Ромео и Джульетты, про подростков, между которыми случается юношеская любовь. И это прекрасно, потому что дети в пятнадцать лет и любят, и ненавидят абсолютно. Все роли в фильме исполняли актеры-подростки, а не как зачастую это бывает, когда молодых играют двадцатилетние. Все они оказались настоящими профессионалами, несмотря на свой возраст.
— Какой фильм было бы интересно снять и с кем из актеров поработать как режиссеру?
— Уже почти десять лет увлекаюсь исторической реконструкцией. Это возможность уехать куда-то в поля, окунуться в атмосферу прошлого, попытаться пожить в условиях, о которых говорится в древних сказаниях: спишь в шатре, на шкурах, под войлочным одеялом, питаешься едой, приготовленной на костре, состязаешься в боях. Мне интересны исторические фильмы. С удовольствием поработал бы с темой Отечественной войны 1812 года: история гусар в кинематографе практически не раскрыта. Опыт съемки таких фильмов есть. Для Исторического музея сделали «короткий метр» про восстание Минина и Пожарского. Съемки шли на Крутицком подворье, было задействовано много реконструкторов, использовались атрибуты того времени, достоверные декорации, а графика применялась лишь для того, чтобы «замазать» окружающие высотки. Проект получился очень масштабным, многие могут ему позавидовать. Что касается актеров, то как режиссеру мне понравилось работать с Екатериной Стуловой. Актер должен доверять режиссеру на сто процентов, потому что зачастую исполнитель не понимает всего масштаба картины, а режиссер четко знает, что ему нужно.
— Снимаясь много в сериалах, как сегодня оцениваете уровень российских? Есть ли потенциал выйти на мировой рынок, как, например, получилось у турецких или корейских?
— Уровень российских сериалов, да и кино в целом, уже давно сделал гигантский скачок вперед. Например, смотрели сериал «Закон каменных джунглей»? А он был снят в 2015 году. Кинематограф принято всегда сравнивать с Голливудом, но это не Америка — это весь мир. Зачем нам соревноваться со всем миром, если можно хорошо делать у себя? Поверьте, есть просто потрясающие проекты в других странах. Например, «Карточный домик» — Испания или «Люпен» — Франция. Не надо смотреть на других. Мы почему-то привыкли хаять российский кинематограф, даже не понимая, насколько вырос его уровень. Та же графика в «Волшебнике изумрудного города» — многие зрители были уверены, что это зарубежное кино. Знаете фильм «Холоп»? Так вот ремейки на него сделали в Китае, Турции, Франции. Мы думаем, что наше кино не может пользоваться популярностью в мире, даже не подозревая, что многие проекты продаются за рубеж.
— Каких сериалов, на ваш взгляд, ждет российский зритель?
— В первую очередь — интересных. И пускай их будет как можно больше в абсолютно разных жанрах: и военные фильмы, и детективы, и триллеры, и комедии. Любое кино найдет своего зрителя.
— Топ-3 сериалов, которые, по мнению Артура Сопельника, стоит посмотреть...
— «Инспектор Гаврилов» с Виктором Добронравовым посмотрел его за один день. «Начальник разведки» — потрясающий сериал, который, имея рейтинг 8,4 балла, почему-то прошел очень тихо. Сейчас смотрю сериал «Прометей», но посоветую «Эпидемию», так как уже досмотрел ее. Намеренно назвал российские сериалы, чтобы показать, что в стране есть очень хорошие проекты.
— Нашумевшую «Игру в кальмара» уже посмотрели? Понравилось?
— Конечно, мне понравилось, сделано очень классно. Корейские сериалы специфичны, актерская игра утрирована, но это их органика. Нравится сюжет, подход режиссера, видно, что он сам наслаждается от того, что делает.
— Артур, спасибо за интересную беседу. В заключение совет для молодых актеров. Возможно, кто-то недавно окончил вуз и находится в поиске. В чем секрет успеха, где черпать силы?
— Силы брать только в себе. Актерская профессия — профессия сильных людей, умеющих ждать. Нужно постоянно быть готовым на сто пятьдесят процентов. Неизвестно, в какой момент тебя позовут — на кастинг, на пробы, и, если ты в этот момент не сможешь, виноват сам и никто другой. Например, кажется, что мое участие в сериале «Кадетство» — удача. В реальности больше двух месяцев ежедневно ходил на кастинги. Очень важно слушать мнение профессионалов из сферы, а не посторонних обывателей, не заниматься самоедством. И верить в себя. Как только человек начинает верить в себя, у него появляется земля под ногами. Когда появляется земля, он может идти. Когда он идет, он движется вперед.