МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Стоит ли сочинцам бояться подземных толчков и ждет ли Черное море цунами?

Катастрофой века назвали землетрясение в Турции. Подземные толчки, чья магнитуда достигала 7,7 балла, вызвали колоссальные разрушения, унесли жизни 49 тысяч человек, еще более 115 тысяч были ранены. Ситуация вызвала особую тревогу у жителей Черноморского побережья Кавказа, сообщения о том, что в районе Сочи зафиксированы подземные толки, то и дело появляется в новостных лентах. Как на курорте следят за землетрясениями, можно ли их предсказать и насколько прочны сочинские многоэтажки, разбиралась наш корреспондент.

На курорте — специальная сейсмостанция

Из школьного курса географии все помнят, что поверхность Земли, а точнее литосфера, состоит из плит, которые двигаются и постоянно наезжают друг на друга. Там, где плиты сталкиваются или отдаляются друг от друга, расположены сейсмические пояса — места с наибольшей активностью. Один из таких поясов — Тихоокеанское огненное кольцо — простирается по периметру большей части океанической территории в Азии и Северной Америке. Еще одна важная зона сейсмичности — Средиземноморско-Гималайский пояс. Он проходит через Европу, Африку, Индию и Юго-Восточную Азию с предполагаемой общей протяженностью более семнадцати тысяч километров. И тут есть две новости — хорошая и плохая. Кавказские горы попадают в зону, где сила землетрясения может достигать восьми баллов. При этом на Средиземноморско-Гималайский пояс приходится лишь пятнадцать процентов землетрясений в мире. А вероятность подземных толчков в восемь баллов — один раз в пятьсот лет. Кстати, за последние сто лет подобных в окрестностях Сочи не было. За этим на курорте следит специальная сейсмостанция.

— В Сочи действует стационарная сейсмостанция, а также временные в Красной Поляне, Веселом и Лазаревском. Есть сейсмостанции в Агое и Гузерипле. На сейсмостанциях стоят приборы, которые находятся в подземном павильоне, они углублены на постаменте, связаны с коренными породами для того, чтобы фиксировать любое колебание. Если брать нашу станцию, мы фиксируем землетрясения, которые происходят во всём мире. Землетрясение — это волновая форма. Наглядно это можно представить на воде, когда бросаешь камень, а от него идут круги в разные стороны. От подземных толчков тоже идут волны. В зависимости от того, какая была сила землетрясения, на такое расстояние происходят отголоски,— рассказывает заведующая сейсмостанцией в Сочи Елена Карпович.

За всю историю наблюдений, а ей уже более сотни лет, самые сильные землетрясения в районе Сочи были зафиксированы семь раз, сила толчков колебалась от пяти до семи баллов. Жертв, к счастью, не было. Самое активное землетрясение 1955 года в районе Красной Поляны вызвало повреждение гидроэлектростанции. Последние сильные толчки помнят многие сочинцы, в 2012 году их амплитуда составила 5,7 балла, у жителей верхних этажей зданий качались люстры, «кривились» окна.

— В большинстве своем в нашем регионе фиксируются землетрясения в районе трех баллов, они практически не ощущаются, многие даже не догадываются, что живут в районе с повышенной сейсмичностью. При этом такие землетрясения можно назвать своеобразной разрядкой энергии, которая скапливается при движении тектонических плит. Они позволяют ей выйти, не дают накапливаться, что может привести к масштабным трагедиям,— поясняет Елена Карпович.

Что важно знать

Несмотря на активную работу, предсказать, когда и где произойдет землетрясение, ученые пока не могут. Но самое главное в таком случае — не паниковать. Находясь на улице, стоит отойти от зданий, а будучи внутри дома, помнить, что внутренние стены всегда крепче внешних.

А как насчет цунами? Такие волны могут возникать при полном штиле в связи с подземными толчками в море. Недавно в России вышел новый свод правил по цунамиопасным районам. Если раньше в него входили такие места, как Курильские острова, юг Камчатки, Сахалин, где волна может достигать двух-трех метров и иметь разрушительную силу, то на этот раз в него попало и Черное море.

— По новому своду правил в зоны появления цунами вошло и Черное море в районе Анапы и Лазаревского района Сочи. Предполагаемая высота волны раз в тысячу лет здесь может достигать полуметра на подходе. При этом цунами высотой до метра имеет низкую опасность. Но если такая волна войдет из моря в узкое сооружение, то она может сконцентрироваться. Это необходимо учитывать при создании марин и других сооружений. Вся борьба с цунами сводится к тому, что берегозащитные укрепления должны быть качественными, а людям необходимо уходить на возвышенность,— отметил профессор Сочинского государственного университета Константин Макаров.

Конечно, над землетрясением или цунами человек пока не властен. Но все-таки есть способы как попытаться обеспечить собственную безопасность. Самый главный из них — правильное строительство. Печальный опыт Турции показал: больших разрушений удалось бы избежать, если бы не нарушались строительные нормы и правила. Кстати, это же стало и главной причиной разрушений во время сильнейшего землетрясения на Кавказе, в армянском городе Спитаке. После него среди архитекторов и строителей даже появился печальный анекдот.

— Кто виноват в том, что здание упало? Арматура?

— Нет, со мной всё нормально, меня достаточно.

— Кирпичи?

— Мы все прочные.

— Цемент?

— А я тут причем? Меня там вообще не было...

Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Безопасный Сочи

Что касается Сочи, то его строительную историю можно условно разделить на несколько периодов. Первый — советский. В этот момент за строительство города отвечал целый ряд проектных и исследовательских институтов.

— Проводились комплексные изыскания, проектирование, авторский надзор в процессе строительства. Ответственность лежала на институтах, город получал проекты комплексной застройки с полным пониманием пригодности территорий: где можно строить, а где земли можно использовать только для сельского хозяйства. Постоянно обновлялась картографическая и научная база. Для получения разрешений на строительство нужно было сделать и согласовать проект. Над проектом работали и архитекторы, и конструктора, и изыскатели, делались расчеты, готовились модели. В советское время институты делали наработки, материалы изысканий, занимались мониторингом оползневых процессов, береговой полосы, проводили технический мониторинг водоемов, в буквальном смысле слова люди ходили по лесам, вдоль рек, описывали все возможные процессы, отмечали их на картах, всё вносилось в единую базу. Эта база изученности сейсмических процессов, оползневых процессов, которая постоянно пополнялась, и архивом можно было пользоваться,— объясняет главный геолог компании «Сочитисизпроект» Наталья Кичатова.

При этом типовые проекты советских многоэтажек совершенствовались с учетом требований сейсмической безопасности. Здания того периода, которые строились в Сочи и окрестностях, были рассчитаны на землетрясения силой восемь баллов. Срок службы домов определялся в восемьдесят лет. Поскольку массовая застройка курорта шла в семидесятых — восьмидесятых годах прошлого века, волноваться вроде бы не стоит.

— В Сочи довольно часто бывают подземные толчки в три балла, которые люди могут просто не заметить, но они влияют на стойкость конструкций. Одним из важных шагов в обеспечении сейсмической безопасности города сегодня должна стать инспекция зданий советского периода, которые простояли более тридцати лет, чтобы определить требуют ли они укрепления или реновации,— пояснила генеральный директор центра развития рекреационных территорий «Новые горизонты» Ольга Шебзухова.

Еще один небольшой совет специалистов. Выбираете жилье в Сочи? Смотрите, чтобы в советских многоэтажках не были переделаны чердаки в жилые мансарды или первые этажи, которые раньше предназначались под убежища. Всё это сказывается на стойкости конструкций.

Наибольшие опасения у инженерного и архитектурного сообщества Сочи вызывает так называемая точечная застройка. Подобные здания в последние годы строились со всевозможными нарушениями норм и правил, создавались на участках для индивидуального жилищного строительства, для них проводились абсолютно не подходящие для многоквартирных домов изыскания почвы. Как раз такие дома, а их число в Сочи сегодня составляет процентов тридцать от общего количества, могут повторить судьбу Турции.

— Безопасность таких зданий зависит от совокупности факторов: сейсмической активности, качества проектирования и строительства. Если в городе не будут приняты меры регулирования процесса изыскания и строительства, то в ближайшие десять — пятнадцать лет мы начнем получать разрушение таких новостроек,— уверена геолог Наталья Кичатова.

Проблема современного строительства в Сочи состоит не только в утрате архивов и информации, которую в советское время собирали более трех тысяч инженеров, градостроителей, архитекторов и других специалистов государственных проектных и изыскательских институтов, но и в потере самих кадров. Тех самых местных специалистов, которые знали и понимали и грунты, и сложную геологию, и возможные опасные процессы земли на территории курорта. К сожалению, многие крупные застройщики, пришедшие в город, имеют лишь опыт создания зданий в средней полосе России, который не применим для горной местности. Именно поэтому решать вопросы сейсмической безопасности курорта необходимо комплексно. Одним из важных шагов является возрождение существовавших в советское время проектных институтов для проведения долговременных и постоянных инженерных изысканий, формирования базы данных, которые будут использоваться для комплексного развития территории. Конечно, дело это небыстрое. Но первый шаг уже сделан. В Сочи начал работать инженерный совет — общественная организация, которая объединяет экспертов, имеющих опыт строительства в условиях сейсмически опасных зон.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах