По данным последней переписи населения, в нашем регионе проживают свыше семи миллионов человек, причем основной прирост — на полтора миллиона — произошел именно в последние годы.
Что и говорить, Кубань действительно пользуется спросом у переселенцев из других регионов и даже стран. У нас мягкий климат, есть море, экология у нас тоже в относительном порядке — по крайней мере, по сравнению со многими другими точками на карте. А еще летом прилавки наших рынков и магазинов завалены недорогими местными овощами и фруктами.
Естественно, всё это в комплексе делает Краснодарский край привлекательным для мигрантов. К нам приезжают поодиночке — попытать счастья, а иногда целыми семейными кланами... И как итог в последние годы на Кубани стремительно растет в цене недвижимость, а зарплаты при этом остаются невысокими: из-за переизбытка рабочей силы работодатели активно экономят на персонале.
С чего все начинается?
Естественно, с отпуска. Человек приезжает откуда-то с севера к нам и влюбляется в Кубань. По сравнению с мрачными промышленными городами, где даже летом ходят в куртках, Краснодарский край с его теплым морем и почти дармовыми фруктами кажется раем.
После отпуска одни возвращаются домой с красивыми фотоснимками и греющими душу воспоминаниями, а другие везут с собой еще и мечту о переезде сюда, на Кубань.
У меня много знакомых, кто вот так у нас тут и очутился — после отпуска. Одни приезжают налегке, чтобы для начала приглядеться, а потом уже принять решение, стоит ли здесь остаться или лучше вернуться домой. Другие продают в своих городах всё что можно: дома, дачи, квартиры, машины — и едут на Кубань с четкой целью — обосноваться здесь навсегда.
Положительный результат, естественно, не гарантирован никому. Как я заметила, люди часто приезжают к нам, имея весьма искаженные представления о происходящем. Интернет нынче рулит, но что плохо, разобраться в том, где правда, а где вранье, достаточно сложно.
Я на днях специально мониторила все известные сайты по недвижимости. Средняя цена на жилье там процентов на тридцать ниже, чем реальная. Это касается и аренды, и продажи. Хитрые риелторы, дабы заполучить себе клиентов, в прямом смысле заполонили своими фейками весь Интернет. Для кубанских маклеров это вполне нормально: опубликовать объявление с заведомо заниженной ценой, а когда клиент придет, сказать: «Ой, эту квартиру буквально пять минут назад купили. Но есть другая. Дороже и лучше».
Зато на сайтах по поиску работы ситуация прямо противоположная. Зарплаты, которые там обещают, не имеют ничего общего с реальностью. Замануха. Я недавно вакансии журналистов просмотрела — проплакала два дня. Хорошо, хоть на выходные пришлось... А потом сопли вытерла и пошла работать где работала: ну сколько можно мечтать!
Увы, но работодатели у нас кристальной честностью тоже не отличаются. Рынок диктует свои правила: не соврешь — не проживешь. Вот и обещают они столько, чтобы перед конкурентами лицом в грязь не ударить. По факту же платить готовы минимум на треть меньше, и хорошо еще, если официально: «серые» и «черные» зарплаты у нас в крае до сих пор в большом почете.
Но всё это знаем мы, местные. А люди приезжие наивно полагают, что интернет-картина происходящего полностью соответствует реальной. Приезжают к нам люди с очень большими надеждами — и вдруг сюрприз. И всё оказалось не так уж красиво, как в обещанной сказке.
Прощай, Магадан!
Одна моя знакомая по имени Даша переехала в Краснодар из Магадана.
С чего всё начиналось? Естественно, с поездки на море. В Анапу. Только ездила не она сама, а ее родители в далеком 1985 году. Тогда они были еще совсем молодыми, а Даши не было даже в проекте.
Потом она родилась, выросла, приобрела прескверный характер — и родители поняли: дочу пора отселять.
Дело, как вы понимаете, было в Магадане. Сама Дарья описывает его как серый, грязный, невзрачный город. Однако цены на жилье там были о-го-го. И вот однажды Дашина мама на форуме магаданских застройщиков наткнулась на рекламу: «Переезжайте в Краснодар! Доступные цены на жилье, райский климат и близость к морю сделают вас счастливыми!»
Воспоминания о юности, Черном море и первых днях супружеского счастья заставили биться сердце Дашиной мамы гораздо быстрее. Ради интереса она решила узнать, почем в Краснодаре жилье для народа. И была просто поражена, когда узнала, что однокомнатную квартиру в строящемся доме здесь можно купить раза в два дешевле, чем в Магадане.
Женщины существа коварные. Поэтому Дашиной маме не составила труда убедить Дашиного папу купить именно такую квартиру. Начала она, правда, издалека, со слов: «А помнишь, как мы, молодые...»
Дашин папа когда-то служил в инженерных войсках и хорошо разбирался в топографии. Но от теплых воспоминаний он так расчувствовался, что даже не стал глядеть на карту: а так ли близко Краснодар к морю, как обещают? А тут еще оказалось, что в Краснодар недавно переехали хорошие знакомые и они готовы посодействовать — помочь приобрести квартиру в строящемся доме дистанционно.
В общем, жилье купили в прямом смысле не глядя. Потом, правда, оказалось, что дом неблагополучный, строит его с кучей нарушений сомнительный застройщик. Да и сам район неблагополучный — в народе его даже прозвали Шанхаем: дома там стоят так близко друг к другу, что соседи делятся солью и спичками через окна.
Однако в конце концов дом сдали, в квартире был сделан ремонт, а Даше как раз надо было спасаться от несчастной любви... В общем, квартира в Краснодаре оказалась как нельзя более кстати.
Будни эдема
Естественно, что юной леди, привыкшей к долгой магаданской зиме, Кубань поначалу действительно показалась раем. И даже дорога к морю в первые годы ей виделась вовсе не длинной: родители помогли купить машину, а молодой резвой собаке, как известно, сто верст не крюк.
Со временем Даша переманила в Краснодар и родителей. В Магадане было продано всё — здесь была куплена по соседству еще одна квартира...
С тех пор почти десять лет прошло. Даша работает логистом с зарплатой сорок тысяч минус подоходный налог. Ее папа — водителем, как и в Магадане, мама уже пенсионерка.
— Ничего здесь особенного нет. Всё как и везде! — так отзывается Даша о Краснодаре.
Но о возвращении в Магадан даже слышать не хочет.
— Ну уж нет! — говорит. — Лучше я тут, в Шанхае, посижу.
Короче говоря, в целом она ни о чем не жалеет. Но ведь бывают и другие истории.
Дача на лето
В 2018 году я работала в отделе продаж крупного жилого комплекса в Сочи. Продавала квартиры. И в общем-то, неплохо там заработала, но речь о другом.
К работе я всегда относилась с душой, поэтому каждого покупателя воспринимала почти как близкого человека — со многими у меня до сих пор приятельские отношения. И был среди моих клиентов мужчина средних лет, его звали Павел. Чем запомнился: торговался за каждую копейку, всю душу мне вымотал, однако делал это беззлобно, без негатива.
Уже после сделки спрашиваю: кем, мол, работаете? Говорит: директор компании по погрузке на железной дороге. Я еще так подумала: директор, а торгуется так, будто последнее отдает. Квартиру он, кстати, брал на условиях ипотеки. Цель — приезжать в Сочи в отпуск, родню и друзей сюда на лето отправлять, а со временем и совсем к нам переехать.
Кстати, примерно такие же планы были у многих моих иногородних покупателей. Питер, Москва, Красноярск, Ханты-Мансийск... Большинство покупали квартиры как бы на лето, по типу приобретения дачи, но с перспективой поближе к пенсии здесь окончательно обосноваться.
Не Пашкина рубашка
Впоследствии мы с Павлом немного общались в соцсетях, с праздником друг друга поздравляли, задавали дежурные вопросики типа «Как дела?».
Однажды говорит: «Переезжаю в Сочи. Дома работу потерял — попробую здесь найти себе применение». Хватило его буквально на полгода. Оказалось, что для специалиста такого профиля в южном приморском городе работы просто нет. Он всю жизнь трудился на крупных узловых железнодорожных станциях, где постоянно шел оборот огромных партий самых разных грузов. А в Сочи что? Одна почти тупиковая ветка.
Кстати, я заметила, что именно Сочи многих разочаровывает — гораздо чаще, чем Краснодар. В Краснодаре, как бы там ни было, больше работы, разнообразнее выбор рабочих мест. Сочи в плане трудоустройства весьма ограничен. Вот и получается, что приезжает сюда человек, покупает недвижимость, берет ипотеку на крупную сумму... А потом кинулся — приличной, на его взгляд, работы нет. И зарплаты по сравнению с «сытыми» северными регионами оставляют желать лучшего.
Кстати, я недавно узнала. Основная проблема комплекса, в котором я продавала квартиры,— тотальные коммунальные неплатежи. Почему? Именно потому, что люди набрали жилья на условиях ипотеки, переехали, а работы на их вкус не имеется. Естественно, за «коммуналку» им платить фактически нечем. Куда уж там, если даже на ипотеку порой не хватает!
Как итог квартиры в массовом порядке подаются, а потом перепродаются таким же мечтателям «с северов», и так по кругу, по кругу. Кто-то несолоно хлебавши уезжает домой, кто-то остается, кто-то, наоборот, сюда стремится. Этакий нескончаемый круговорот людей в природе.
Павел, кстати, квартиру свою тоже недавно продал. Очень, между прочим, выгодно: цены на недвижимость сильно взлетели — и он от продажи не только ипотеку погасил, но и наварился прилично. Доволен. Уехал куда-то в среднюю полосу, где работу предложили. Ну а что? До пенсии ему далеко, надо трудиться, а Сочи для него оказался не таким уж и раем. Бывает...
Привет от кубаноидов!
Так уж сложилось, что тема переезда на Кубань для меня актуальна. Сама я в Краснодаре с детства: мой папа был офицером и, когда выходил в отставку, нам дали здесь квартиру. Помню первые, еще детские впечатления от Краснодара: мы приехали под Новый год из Калуги, спали на полу и очень удивлялись тому, что на улице нет снега. И радовались тому же: мы почему-то сразу полюбили тепло.
Пять лет назад так получилось, что я переехала в Сочи. Переезжала без желания, но через несколько месяцев влюбилась в этот город и никуда не хочу уезжать.
Я рассказываю это к тому, что я почти местный кубанский житель, хотя и не коренной. Но мне постоянно приходится общаться с людьми, которые приехали к нам из других регионов. Всегда интересно: что, почему, нравится ли? Задаю вопросы, выпытываю и искренне радуюсь за тех, кто воспринимает Кубань на позитиве.
И всё же каждый раз, когда речь заходит о теме миграции на Кубани, я вспоминаю известную фразу, которую в конце семидесятых годов превратили в название фильма: «Москва слезам не верит». Тогда Москва не верила, а сейчас уже и Краснодар не верит, и Сочи не верит, и вообще весь Краснодарский край.
К нам едут за счастьем, возлагая большие надежды на переезд, а дальше как повезет. Но мне всегда обидно, когда люди, у которых здесь не сложилось, начинают ругать Кубань. Буквально всё им здесь плохо, не так: и зима без снега, и дороги плохие, и местное население тоже какое-то не такое.
«Кубаноиды» — так нас называют. Кто-то с агрессией и презрением, кто-то с юмором. А по мне, так вполне милое слово, душевное и емкое, с намеком на нашу индивидуальность и самобытность.
Тем, кто у нас не прижился и недоволен, я хочу так сказать: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». За тех, кому у нас хорошо, я искренне рада. А тем, кто только собрался переезжать, я говорю: «Добро пожаловать, но сначала всё хорошенечко взвесьте». Рая на земле, увы, не существует. И свое место под жарким кубанским солнцем придется отвоевать.