МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Ежегодно покорять Краснодар приезжают тысячи мигрантов. Приживаются не все

Недавно мне в руки попала денежная купюра, на которой была даже не надпись, нет, на ней стояла самодельная печать: «В Краснодаре тесно! Не приезжайте в наш город!» Сначала даже рассмешило: это же надо, кто-то не поленился, изготовил такую печать!.. А потом подумалось: а ведь и правда, в Краснодар едут. Много и густо. И, по сути, мы уже давно превратились в этакий эпицентр для «понаехов» из разных областей и даже стран.

«Там тепло, там яблоки»

Ежегодно автобусы, поезда и самолеты поставляют в наш город настоящую армию новых потенциальных краснодарцев, а точнее тех, кто приехал покорять кубанскую столицу. На моей лестничной клетке шесть квартир — три из них сдаются. По словам соседки, на которую мы возложили роль домкома, среди жильцов дома более половины — квартиранты. И так не только у нас — в других домах то же самое. В магазин придешь — все разговаривают по-разному, вроде бы по-русски, а чувствуется, что не местные, сборная солянка из разных регионов.

Почему люди едут в Краснодар? Всё вполне объяснимо. У нас теплый и мягкий климат, свои овощи, фрукты, рядом море, и при этом на Кубани всё относительно неплохо с экологией: в крае нет крупных и вредных промышленных предприятий, которые выбрасывают в воздух тонны копоти и гари, как, например, в Челябинске или Норильске.

Есть и еще один нюанс, который делает Краснодар совсем уж привлекательным для приезжих. Если открыть сервис «Авито» или любой другой сайт по поиску жилья или работы, то складывается впечатление, что платят у нас очень неплохо — в среднем от сорока тысяч и выше, а квартиру можно снять почти за копейки — за семь — восемь тысяч рублей в месяц.

«Вот где хорошо — туда и поеду!» — думает житель Ханты-Мансийска, уставший от морозов до минус сорока и помидоров с пластмассовым вкусом. И приезжает. А тут — облом. И зарплаты не те, и жилье подороже. Что делать? «Попробую, раз уж приехал...» — думает бедолага. Ну а дальше кому как повезет. Кто-то себя находит, а кто-то через время берет обратный билет и едет домой — к маме.

Раньше говорили: «Москва слезам не верит». А теперь оказалось, что и Краснодар тоже не сентиментальный: расслабишься — и пропал, обдерут как липку. Вот, например, даже просто снять квартиру в Краснодаре — это целое приключение. Мне об этом и раньше говорили, а тут самой пришлось попробовать.

Квартирный вопрос всех испортил

Недавно искала жилье для подруги. Она тоже переезжает «с северов», попросила — почему бы и не помочь. Естественно, открываю «Авито». Объявлений просто море, варианты на любой кошелек. Я, как всякий нормальный человек, естественно, начинаю выбирать то, что дешевле. Нужна однокомнатная, поближе к центру, с мебелью, техникой, хорошим ремонтом. Ставлю фильтр до десяти тысяч рублей — и вуаля: вываливается несколько десятков вариантов, аж глаза разбегаются.

Однако самое интересное впереди. Начинаешь звонить — и оказывается, что почти везде посредники. В объявлении указано, что квартира собственника, а на деле сдает ее агент.

За свои услуги посредники в Краснодаре хотят по-разному: обычно сто процентов от цены аренды, но можно поторговаться. Ну а если с посредниками связываться не хочется, придется обзвонить несколько десятков объявлений.

Звонила я, звонила, нашла-таки хозяйку. У нее студия, восемь тысяч в месяц, все удобства, мебель, техника, на фото вполне уютная квартира.

Договорились о встрече. В назначенное время прихожу... и меня ведут по огромному, длинному, заставленному хламом коридору с кучей разных дверей и заводят в каморку, где ремонта не было лет, наверное, сто.

— А почему фото не соответствуют? — интересуюсь я.

— Не было фотоаппарата под рукой — выбрала в Интернете картинки, вот и поставила,— объясняет хозяйка. — А вы что за восемь тысяч рублей в месяц хотите? Дворец?

Вообще-то, я хочу не дворец, а нормальное жилье. Где хотя бы чисто и туалет свой личный, а не на двадцать восемь семей. Однако объясняться с «неадекватом», как мне кажется, бесполезно. Я прощаюсь, обещая подумать, и буквально убегаю оттуда, пока мне за воротник с потолка не нападали тараканы и еще кто-нибудь подозрительный.

Списав произошедшее на случайность, я снова принимаюсь за поиски. Но теперь я уже наученная — общаясь, сразу спрашиваю, отдельный ли санузел в квартире. Но как-то не везет мне с санузлом: куда ни позвоню, везде комнату в коммуналке почему-то упрямо пытаются выдать за квартиру.

Догадавшись, что за восемь тысяч рублей отдельное жилье в Краснодаре мне не снять, я начинаю искать квартиры от десяти. История такая же: куча посредников.

И вот уже, наверное, пятнадцатый звонок, и мне отвечают: «Да, мы сдаем квартиру, да отдельная, да, фото соответствуют, приходите смотреть в любое время».

Наивный платит дважды

Вздохнув с облегчением, я нанимаю такси и еду по указанному адресу. Странно. А дом-то нежилой, какая-то контора. Захожу, а тут меня уже ждут. Обманули?

— Да нет, что вы! — ласково убеждает меня милая девица лет двадцати пяти. — Никто вас обманывать не будет. Мы фирма, посредники, но с арендаторов денег не берем. Нам за услуги платят хозяева квартир. Ваша квартира вас уже ждет. Хотите, прямо при вас позвоню хозяйке?

И она действительно звонит, и кто-то ей отвечает, что меня уже ждут. Мне предлагают подписать договор об оказании информационных услуг, заплатить семь тысяч рублей — и тогда мне дадут координаты хозяйки.

— Стоп! — возмущаюсь я. — Какие семь тысяч? Вы же обещали, что с меня ничего не возьмете!

— Так вы платите не за услуги, а за аренду,— мило улыбаясь, объясняет мне девица. — Это предоплата. Когда вы придете на квартиру, доплатите три тысячи рублей хозяйки — и жилье ваше.

Очень интересно. Но я человек подозрительный и прошу дать почитать договор. Чувствую — они не хотят. Но я настойчивая. Дали. Читаю. Там нет ни слова о предоплате за аренду, зато написано, что я плачу агентству за информационные услуги по подбору квартиры. Ни адреса этой квартиры, ничего. Вот просто за информационные услуги плачу. И даже не совсем ясно, что входит в это понятие «информуслуги». Может, мне просто рассказали про то, какой Краснодар красивый город и на какой улице лучше всего жить, а я за это якобы должна заплатить.

Пока вся в сомнениях изучаю договор, в контору с истерикой влетает семейная пара. Из их выкриков я понимаю, что они заплатили, получили адрес квартиры, которая якобы сдается, пришли туда, а дверь никто не открыл и телефон хозяйки не отвечает. А время вечернее. А они с вещами — только недавно с поезда. И им надо где-то жить, а негде.

Милая барышня, которая до этого обрабатывала меня, вежливо их успокаивает, обещает помочь и выводит на принтере целый список номеров телефонов. Якобы это владельцы сдающихся квартир. «Звоните, выбирайте!» — советует она.

Люди звонят прямо при мне, большинство телефонов молчат, кто-то говорит, что квартиру уже сдал. В общем, список похож на липовый. Люди требуют назад деньги, угрожают полицией, но девушкам из офиса всё нипочем.

«Читайте договор! — начинают уже открыто хамить они. — Вы его добровольно подписали. Мы вам должны оказать информационные услуги, и мы их оказали — список телефонов вам дали. Звоните, ищите. Кто ищет, тот всегда найдет!»

Выбирай и проверяй

...Идет третий день моих поисков. Я уже потратила кучу денег на телефонные звонки, мои нервы на пределе, но сдаваться не хочу. Ведь где-то же есть эта квартира, которая и правда отдельная, которая сдается хозяином и где хотят не обмануть, а получить деньги и хороших квартирантов!

Да, постепенно я начинаю понимать, что снять отдельное благоустроенное жилье в Краснодаре, даже на окраине, дешевле десяти тысяч почти нереально, и это без учета «коммуналки»: эти услуги оплачиваются отдельно, а многие собственники хотят еще и залог за полмесяца, а то и за месяц вперед.

Что я в итоге посмотрела?

Мне показали квартиру за десять тысяч в малосемейке по улице Красной. Обшарпанные стены, старая мебель, унитаз в квартире есть, а душ не поместился, поэтому мыться надо в общей душевой — она на первом этаже, одна на сколько-то десятков квартир.

Также за десять тысяч мне показали студию в цокольном этаже по улице Есенина — в микрорайоне, именуемом в народе Шанхаем. Там плохие дороги, а дома стоят так близко друг к другу, что между ними порой и машине не проехать. Студия была хорошая, но единственное окно в ней было буквально на уровне дороги. Рядом с окном булькала лужа, и я побоялась, что если начнется сильный дождь, то квартиру через окно просто зальет потоком воды.

За девять тысяч мне показали студию на улице Комарова. Вместо дорог здесь ямы да колдобины. Как сюда в дождь ездить, я не поняла, но студию всё же решила посмотреть, ведь дешево. Оказалось, меня ждала очень уютная, благоустроенная квартира и очень честная хозяйка. Хозяйка сразу предупредила: в доме часто бывают перебои со светом, водой, а газа здесь и в помине нет. Зимой пятиэтажка отапливается общей котельной, которая работает на жидком топливе — на солярке, это дорого, до пяти тысяч в месяц выходит. Вот поэтому и аренда квартиры низкая, иначе жильцы сбегут.

— Как же здесь жить — в таком доме да с такими дорогами? — спросила я.

— Люди как-то живут,— застенчиво пожала плечами хозяйка. — Когда другого жилья нет, и этому будешь рад.

Я согласилась, поблагодарила, но отказалась.

И все-таки мы добрые

В итоге мне удалось-таки снять нормальное жилье, правда со средненьким ремонтом, в старой пятиэтажке и не за десять, а за пятнадцать тысяч рублей, да плюс коммуналка, да плюс скромный залог в пять тысяч. Можно было дешевле найти, но подруга всё же настаивала, что жить хочет неподалеку от центра.

Когда я пришла смотреть квартиру, хозяйка вела себя как-то странно, как будто меня в чем-то подозревает. И уже после того, как мы подписали договор об аренде и рассчитались, она призналась: очень часто люди приходят снимать жилье без денег. Говорят, что в агентстве заплатили за аренду, им там обещали, что их ждут. Договор показывают, просят их заселить, даже угрожают. Мы вместе посокрушались на предмет того, какие нечестные люди работают в этих агентствах, всех обманывают.

— Неужели никто в полицию не идет? — удивилась я.

— Одни мои знакомые ходили,— рассказала мне собеседница. — Заявление у них взяли, но сказали, что уголовного дела, скорее всего, не будет, так как придраться не к чему: договор на информационные услуги, а не на заселение, а услуги оказаны.

Да уж, вот я в Краснодаре живу с детства и то чуть на удочку мошенников не попалась, а что с приезжих взять? Конечно, их обмануть легче. Вот и получается, что, как только человек выходит из поезда на краснодарский перрон, начинается его проверка на прочность. Буквально с самых его первых шагов. И хорошо, если в городе есть знакомые. А если ты в поисках новой жизни приехал в Краснодар в одиночку?

Пошел жилье искать — обманули. Устроился на работу — «кинули», не заплатили. Кто-то сломался, сбежал, вернулся домой, а кто-то упрямо гнет свою линию, ищет, буквально носом землю роет ради того, чтобы «застолбить» свое место под теплым кубанским солнцем...

Вот так думала я, разглядывая ту самую купюру с надписью про тесный Краснодар. Нет, всё же не согласна я с автором этого самодельного печатного опуса. Я не против, чтобы к нам ехали. Любой человек хочет хорошей жизни, и если он считает, что на Кубани жить хорошо, пусть едет, пусть проверяет себя, свои силы.

Пошла я и побыстрей потратила свою разрисованную денежку в магазине. Купила торт и шампанское — чтоб нормально отпраздновать новоселье подруги в ее новой съемной квартире. Пусть не думает о нас, кубанцах, плохо. На самом деле мы добрые. За некоторыми досадными исключениями.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах