МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Кубанские педагоги узнали, как воспитывать финансовую грамотность у школьников

Новые учебные пособия по финансовой грамотности Министерства финансов Российской Федерации поступили в школы Краснодарского края. С 1 сентября более 350 тысяч кубанских школьников будут постигать азы обращения с деньгами вместе со своими родителями. Презентация учебных пособий и методик преподавания состоялась в рамках межрегиональной конференции «Современные тенденции повышения финансовой грамотности детей и молодежи. Международный и региональный опыт», которая была организована Министерством экономики Краснодарского края в рамках национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами». На конференцию приехали кубанские педагоги и федеральные эксперты.

В преддверии учебного года на Кубань поступило 1,1 миллиона экземпляров учебно-методических комплектов, предназначенных для школьников 4—11 классов и их родителей.

По данным Минэкономики края, это доработанный выпуск учебно-методических комплектов (УМК) по финансовой грамотности Минфина России. Его особенность — беспрецедентно большой тираж, насчитывающий более 11,5 миллиона экземпляров. Причем это самый большой единовременный тираж школьных учебников в современной России, который поступает в образовательные организации на безвозмездной основе.

О том, чему посвящена конференция и в чем важность новых методических пособий, рассказал нашему корреспонденту заместитель директора Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Дмитрий Метелкин:

— В течение двух дней в Краснодаре проходит экспертное, общественно-профессиональное обсуждение актуальных вопросов и задач, связанных с введением финансовой грамотности в школе. Это отдельный курс, относящийся от категории дополнительных образовательных программ, он пока полноценно не входит в число основных. Мы считаем, что в этом статусе он и должен оставаться, но ключевые, содержательные, наиболее важные аспекты и компоненты курса должны войти в государственный образовательный стандарт и стать частью основных общеобразовательных программ. Этого ждать недолго. Через год программа основного начального общего образования должна будет строиться с учетом компонентов, которые будут отработаны в пилотном режиме при отработке курса финансовой грамотности. Подготовленные материалы по финансовой грамотности станут основой федеральных образовательных стандартов и будут интегрированы в такие предметы, как обществознание, ОБЖ, география.

По словам Дмитрия Метелкина, это событие значимо масштабом входа в школу учебно-методических комплектов, которые станут полезным инструментом учителя в работе с непростыми финансовыми и экономическими темами. Дело в том, что даже взрослые экономически развитые граждане в повседневной жизни могут потеряться, когда слышат такие понятия, как «фишинг», «микрокредитование» и «закредитованность». Учебный курс позволит взрослым и детям применить оптимальную личную стратегию, чтобы не попасть в финансовую ловушку.

— В силу того, что по законодательству РФ ребенок уже с восьми лет имеет определенный, но ограниченный статус экономического резидента, то есть может совершать элементарные операции и нести за них ответственность, вопрос преподавания и обучения основам финансовой грамотности становится актуальным, начиная именно с этого возраста,— подчеркнул Метелкин.

Министр экономики Краснодарского края Александр Руппель в беседе с журналистами отметил:

— В школы Краснодарского края поступило более 25 тысяч комплектов учебников. Это почти четыреста тонн знаний! Учебные материалы позволяют в занимательной форме изучать финансовые темы: построение семейного бюджета, управление личными финансами, анализировать последствия необдуманных финансовых решений. Каждый учебно-методический комплект содержит не только материалы для школьников и учителей, но и, самое главное, книги для родителей, что позволит изучать вопросы финансовой грамотности в кругу семьи. Замечу также, что Краснодарский край получил самый большой тираж учебных пособий среди российских регионов.

По словам министра, в крае продолжает активно развиваться инфраструктура финансового просвещения. За последние три года подготовлено более 1400 школьных учителей, а также 74 преподавателя для высших учебных заведений. А что касается межрегиональной конференции по финансовой грамотности, организованной для педагогов Кубани, то она позволяет получить информацию экспертов федерального уровня, авторов образовательных методик о том, как эффективно внедрять финансовую грамотность в образовательный процесс.

— Вообще, всё начинается с детского сада, когда ребенок просит первые деньги на покупку,— говорит Александр Руппель. — Отношение к деньгам и финансовую грамотность нужно воспитывать с раннего возраста. Мы проводим много игр, квестов. Дети в игровой форме узнают о финансах. Были проведены конкурсы рисунков на тему финансовой грамотности. После этого даже дети начинают совсем по-другому говорить о тех же кредитах. Взял кредит — должен платить. Идя в финансовую организацию, человек должен соотносить свои доходы с настоящими расходами.

Советник директора проекта по финансовой грамотности Минфина России Екатерина Лавренова, являющаяся одним из авторов учебных пособий, отметила, что уроки по финансовой грамотности заметно отличаются от других курсов школьной программы и предусматривают обязательное использование в процессе обучения интерактивных технологий: игр, соревнований, тренингов, викторин, проектной деятельности. Новые учебные пособия дают возможность эффективно вовлекать детей в процесс получения знаний, создают интересную среду для обучения.

Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», рассказала о международном признании проекта:

— Особенность российской системы, практики и нашего подхода заключается в том, что мы вовлекаем родителей в процесс обучения финансовой грамотности. И результаты международного исследования ассоциации BISA показывают, что это очень сильно влияет на уровень финансовой грамотности детей. У тех ребят, которые постоянно общаются с родителями на финансовые вопросы в просветительском ключе, уровень финансовой грамотности выше, чем у сверстников, которые на эти темы с родными не общаются. Родители сами не знают, как это делать, поэтому нашими экспертами разработаны специальные рекомендации и методические материалы для родителей. Этот проект не только признан на международном уровне, но и очень нравится детям. В прошлом году мы работали с детьми во Всероссийском детском центре «Орленок». Ребята с удовольствием моделируют семейную жизнь и составляют семейный бюджет. Мне запомнились слова одного мальчика, который сказал: «Теперь я лучше понимаю моих родителей. Мне казалось, что они мне не покупают новый телефон, потому что они меня не любят. Теперь я знаю, какая это сложная задача — составить семейный бюджет и распределить его так, чтобы на всё хватало».

В первый день конференции кубанские педагоги приняли участие в пленарном заседании, пленарной и практической сессиях, на которых федеральные эксперты рассказали о роли и месте финансовой грамотности молодежи в Стратегии финансовой грамотности населения России, включении специализированных уроков в образовательную программу, о региональных и федеральных подходах, развитии инфраструктуры, подготовке кадров и других направлениях работы. Второй день был посвящен практической работе. В ходе семинаров-практикумов участники конференции смогли подробнее ознакомиться с работой по новым методическим пособиям Минфина.

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах