МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

Елена Есипова: «Люди без чувства юмора в театр не ходят»

Фото: Краснодарский Молодежный театр

Яркая, харизматичная, характерная, с прекрасным чувством юмора актриса Краснодарского Молодежного театра Елена Есипова отметила в начале этого года юбилей. Уже больше двадцати лет она служит в одном театре, но при этом успешна еще и в педагогической деятельности. Ее киношколе в этом году уже десять лет. О ролях в театре, учениках, а также о том, как она стала кастинг-директором по отбору актеров для многих кинопроектов, беседуем с Еленой.

— Вы окончили Екатеринбургский театральный институт, но почему уехали так далеко от Краснодара? Вы ведь родились здесь?

— Почему-то решила, что в Екатеринбурге будет проще поступить, чем в Москве или Санкт-Петербурге. На самом деле подумала, что этот вуз — один из самых сильных, к тому же в Екатеринбурге у нас были родственники, так что была надежда, что помогут в случае чего. Ну и рванула туда.

— Елена, но это же далеко...

— Да, трое суток на поезде.

— Ближе ничего не было?

— Тогда я думала, что это самый оптимальный вариант.

— Вы поступили с первого раза?

— Да. Хотя в год, когда я сдавала экзамены, был самый высокий конкурс. Семьдесят человек на место. Ни до, ни после — больше такого конкурса в Екатеринбургском театральном институте не было. Дело в том, что курс набирали мастера Владимир Львович Гурфинкель, в тот момент он был главным режиссером Екатеринбургского театра драмы, и Радик Абулгаянович Бакиров...

На самом деле в детстве я не мечтала быть актрисой. Хотя мои родители музыканты, работали в нашем Театре оперетты, в первый раз я вышла на сцену этого театра в полтора года — вернее, меня вынесли на руках. Это был детский балетный спектакль «Кошкин дом». Потом были и другие спектакли, в которых я участвовала ребенком, и первые свои актерские навыки получила именно на этой сцене. В то время, в восьмидесятые годы, Театр оперетты был одним из лучших в нашей стране. Потом театр был переименован в музыкальный и стал частью творческого объединения «Премьера», в котором моя мама с самого начала его создания работала в симфоническом оркестре, а папа — в духовом.

Но в школе я увлекалась физикой, математикой. Только в старших классах поняла, что мне стоит все-таки выбрать творческую профессию. Специально перевелась из школы №89 в лицей №90, чтобы попасть на эстетическое отделение. Училась здесь на актерском факультете у такого известного преподавателя, как Наталья Николаевна Дикая. И поступила сначала в Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова, чтобы стать артисткой Музыкального театра. Нашим педагогом был заслуженный артист России Сергей Калинский, и именно он посоветовал мне попробовать поступить в театральный вуз на специальность «актер театра и кино». После двух лет учебы в колледже я забрала документы и решилась поехать в Екатеринбург.

— Фактически сожгли за собой мосты?

— Меня действительно не хотели отпускать из колледжа. Но на тот момент мне уже было девятнадцать лет. Решила, что надо рисковать. И я осознанно пошла на этот риск. Мне повезло: попала в самый крутой набор. Кто меня взял, Гурфинкель или Бакиров, до сих пор не знаю. Владимир Львович отзанимался с нами год и ушел. На четвертом курсе нас покинул и Бакиров. Но к этому моменту у нас была уже большая театральная история. Со второго курса мы играли в учебном театре: «Три сестры» Чехова, «Голый король» Шварца, «Любовь и лестничная клетка» Петрушевской, «Антигона» Жана Ануя, «Страх и нищета в Третьей империи» Брехта, «Вас вызывает Таймыр» Галича и Исаева. То есть, когда мы выпускались, у нас у всех был внушительный «послужной» список ролей.

Главрежи многих театров — Екатеринбурга, Челябинска, Новосибирска — звали ребят с нашего курса к себе в труппу. Лично мне поступило несколько заманчивых предложений — конечно, они мне льстили. Но я уже перед выпускными экзаменами знала, что буду служить в Краснодарском Молодежном театре. В середине четвертого курса я приехала в Краснодар на каникулы — и мне устроил прослушивание Владимир Дмитриевич Рогульченко, главный режиссер Молодежного театра, и он сказал, что берет меня...

— Сейчас с ностальгией вспоминаете студенческие годы?

— Конечно, да. Сейчас готовлю ребят к поступлению в вуз — в своей школе «Синематограф Кубани». А также занимаюсь со студентами на волонтерском отделении медицинского госуниверситета. И тем и другим периодически говорю, насколько студенческие годы ценны. Если получается уехать куда-то учиться, жить отдельно от семьи, то нужно пробовать. Ведь это тоже своего рода школа жизни: добиваться всего самому.

— В этих словах чувствуется ваш сильный характер...

— Не знаю. Мне по-другому нельзя. Ведь я воспитываю сына одна. Артем уже взрослый, ему исполнилось четырнадцать лет.

— Сын мечтает об актерской профессии?

— Он хочет быть актером. Но у меня по этому поводу сейчас есть большие сомнения. Хотя он снимается в кино, участвует в театральных постановках, которые мы ставим в нашей студии...

— Вы очень требовательны к своему сыну?

— Я пытаюсь до него донести, что, если хочешь чего-то добиться, ты должен быть лучше, чем кто-то другой. А если ты не на пределе своих возможностей занимаешься, то зачем тогда это делать?

— В 2003 году вы поступили на службу в Краснодарский Молодежный театр. Сложно было вначале?

— Вы знаете, нет. Наш коллектив всегда доброжелателен к новичкам. Все как-то стараются друг другу помочь, поддержать.

— Есть друзья в театре?

— Конечно, это наша гримерка: актрисы Олеся Никифорова, Оксана Трегубова... Да что говорить, у нас все общаются друг с другом — с кем-то в большей степени, с кем-то в меньшей.

— Получается, вы служите в «Молодежке» уже двадцать два года... И можно сказать, что у вас здесь обстановка как в большой семье?

— И надо еще добавить, что основной состав труппы с годами не меняется. Да, кто-то уходит, молодежь приходит, но костяк держится.

— За какие роли вы благодарны Молодежному театру?

— Хочу признаться, что влюбилась в наш театр, когда пришла сюда как зритель на спектакль «Шиворот-навыворот». Посмотрела и «Датскую историю» — и поняла, что если буду работать в театре, то только в этом... И наверное, это и была та отправная точка, с которой связан крутой поворот в моей жизни, когда бросила колледж и уехала в Екатеринбург. И так сложились звезды, что я осуществила свою мечту!

Что касается ролей, мне повезло сыграть Испанку в «Датской истории» Адольфа Шапиро. Если бы я сейчас играла ее, конечно, сделала бы всё по-другому. Но как недавняя выпускница вуза, которая после одной репетиции ввелась в большую работу, наверное, я приложила все возможные усилия, чтобы роль получилась. У меня была роль и в прекрасном музыкальном спектакле «Шиворот-навыворот», сложном хореографически и вокально. Жаль, что его сейчас нет в нашем репертуаре.

Сейчас мне очень нравится работа в шукшинских «Чудиках». Я обожаю этого персонажа — Раю, и это всё — про меня.

Если честно, мне очень нравится сейчас работать в сказках — некоторые мои коллеги их не любят, а мне нравится. Эти постановки яркие, эмоциональные, музыкальные.

Есть у меня небольшой эпизод в таком серьезном спектакле, как «Эшелон». С благодарностью вспоминаю и свою роль в «Звездопаде», спектакле по произведению Виктора Астафьева. Да много еще можно назвать ролей, возможно, и не главных, но для меня значимых.

Вот сейчас я играю внучку графини Хрюминой в «Горе от ума» — это яркий комедийный персонаж. Считаю, что мне повезло с этой ролью.

— Назовите, пожалуйста, любимых режиссеров, с кем довелось поработать.

— Безусловно, это Владимир Дмитриевич Рогульченко. У меня с ним было несколько постановок: «Чайка», «Отцы и дети», «Все мыши любят сыр», «Звездопад». В первые годы, как я пришла в театр, он проводил наши внутренние лаборатории, во время которых занимался с нами как педагог. Было очень интересно.

Мне очень понравилось работать с Юрием Иоффе, замечательным режиссером, человеком с тонким чувством юмора. Он поставил в нашем театре «Приключения Красной Шапочки».

Мне также оказалось по душе работать с Павлом Прониным в нашей недавней премьере — «Горе от ума».

Интересно и комфортно было сотрудничать с Ириной Ткаченко, которая поставила «Золотого Петушка». Тем более было приятно окунуться в атмосферу этого спектакля, потому что его художник Ирэна Ярутис — супруга моего мастера Владимира Гурфинкеля.

— Я читала в вашем кинопортфолио на общедоступном сайте в Интернете, что вы снялись более чем в сорока кинопроектах. Там также написано, что вы умеете водить машину, скакать на лошади и еще много всего...

— Конкур в легкой форме, фехтование входят в любую учебную программу по актерскому мастерству. У меня есть разряд по гандболу, разряд по плаванию. Но это было в юности. Профессионально занималась бодибилдингом...

— Получается, вы очень организованный человек. Требуете от себя многого?

— Конечно, если я поставила перед собой какие-то цели и задачи, то двигаюсь к ним и стараюсь дойти до конца.

— Во время вашей педагогической работы вы занимаетесь и с детьми, и с теми, кто постарше, со студентами...

— Признаюсь, я не очень люблю работать с маленькими детьми. Ведь от них нельзя требовать того же, что от взрослых. Можно только умиляться ими. Например, с будущими врачами мы занимаемся тренингами, этюдами. Им это нужно, чтобы он могли находить потом общий язык со своими пациентами. Кстати, с будущими врачами интересно. В этом учебном году был добор в мою группу, и я была очень удивлена, что из семи человек пять пишут стихи... Они очень разносторонние.

Я начала преподавать в то же время, как и пришла в театр. Сначала это был родной девяностый лицей. А в этом году, первого февраля, уже десять лет моей школе киномастерства. Снято много видеороликов. Нас много лет ротировала «Кубань-24» — мы выпускали молодежный сериал «Опять галерка!». Ребята, которые в нем участвовали, уже даже окончили вузы и начали свой творческий путь — как актеры, режиссеры, ведущие на телевидении и организаторы в эвент-сфере.

— Елена, а как стали кастинг-директором?

— В силу своего характера общаюсь практически со всеми артистами нашего города. На кастингах когда-то обменивались друг с другом телефонами. Так и получилось, что у меня есть контакты почти всех. И со временем мне стали звонить москвичи и спрашивать: «Лен, в Краснодаре есть актер с такими-то данными?» — я старалась подсказать правильно. Потом помогла одному из московских директоров по кастингу провести прослушивание на базе своей студии — тоже обзвонила всех, кто мог подойти. Ну мне и предложили стать кастинг-директором по нашем региону. Первым моим проектом, который я вела, был сериал «Туристическая полиция». Он шел по СТС. Потом — «Погнали». Переживала вначале, что не справлюсь. Но как-то пошло дело.

— Были ли роли, от которых вы отказались?

— В театре — ни одной. А в кино были. Кино в большинстве своем сегодня — это заработок. Это не для души...

— А если заниматься режиссурой, что вам интересно в этой сфере? Какие пьесы, какой материал?

— Мне больше нравится всё юмористическое. Рассказывать про «я страдаю» не про меня. Мне нравится находить в юморе что-то сложное. Уметь органично существовать в каком-то юмористическом материале для меня гораздо сложнее, чем всё остальное.

— Заставить зрителя плакать легче, чем засмеяться?

— Зритель плачет не только потому, что актер как-то по-особенному играет, а из-за общей атмосферы спектакля, из-за обстоятельств, в которые загнан персонаж. И невозможности для героя вырваться... Зрители по-разному воспринимают такие эмоции. Кто-то уходит в себя, закрывается, кто-то открыто плачет. А когда артист, как кажется, не попадает в чьи-то ощущения, для таких зрителей его игра кажется враньем.

Ну а смех практически всегда попадает в нужную цель. Потому что людей, у которых отсутствует чувство юмора, совсем немного. И они явно не ходят в театр...

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах