Недавно в краснодарском культурном пространстве возникло маленькое синефильское чудо. В самом сердце города, в бывшем бальном зале дореволюционного отеля «Централь», довольно-таки неординарный, но невероятно стильный дуэт в лице Анастасии Беды и Павла Власенко создал проект «Арт-сеанс "Централь"» – этакую интеллектуальную гостиную, где неравнодушные к искусству люди могут не только приобщиться к признанным шедеврам мирового кинематографа, но и обсудить их за бокалом шампанского. В июне арт-сеанс, посвященный мастеру саспенса Альфреду Хичкоку, был принят крайне радушно, поэтому новый светский киновечер не заставил себя долго ждать и был построен вокруг еще одного эпохального имени – Федерико Феллини и его изумительной картины «Амаркорд».
Как и в случае с Альфредом Хичкоком, гостям предлагали не только оценить фильм, но и послушать занимательную лекцию, в значительной мере обогащающую опыт от просмотра. За нарративную и эстетическую составляющую отвечал искусствовед Павел Власенко, в чей профессиональный круг интересов входит и живописное искусство. К разговорам о кинематографе он подходит не менее трепетно. Собрав воедино крупицы уникальной информации о биографии Феллини, Павел срежиссировал сорокаминутный моноспектакль, достойный памяти кинотитана.
Интересен выбор ленты для просмотра. Обширная фильмография великого фантазера насчитывает 27 работ, но авторы остановились не на революционных «Восьми с половиной», не на сатирической «Сладкой жизни», а именно на «Амаркорде». Поначалу такое решение может вызвать легкое удивление, но впоследствии все встает на свои места. Бальзаковская комедия о детстве режиссера, в которой жизнь рифмуется со смертью, как никакая другая работа мастера попадает под категорию «летнего кино». Залитые солнцем улочки провинциального Римини вкупе с зарисовками из жизни пятнадцатилетнего гуляки Титты Биядини порождают в душе исключительно теплые, сентиментальные, ностальгические чувства.
Претендующий на подлинную высоту фильм не имеет чётко выраженного сюжета, выстроенного по аристотелевской модели. Он наполнен ароматом юности и подчинен логике фантазма, а биографический след в нем очень зыбкий. Это не мемуары гения, а скорее калейдоскоп эпизодов – временами лиричных, временами комичных, а иногда фривольных и даже горьких. Как и люди, отошедшие от детства на почтительное расстояние, лента выхватывает из прошлого самые яркие воспоминания и добавляет к ним толику вымысла. «Амаркорд» – еще и квинтэссенция режиссерского стиля Феллини. Неподготовленному зрителю хватит лишь сцены с распускающим хвост причудливым павлином, чтобы проникнуться высокой поэтикой и изяществом, с которыми постановщик подходил к работе.
Иными словами, гости вечера перенеслись на несколько часов в волшебный мир, где парадоксально соединяются обыденное и фантастическое, реальное и сновидческое. И все благодаря усилиям двух самоотверженных энтузиастов, романтиков, искренне верящих, что, популяризируя искусство, можно изменить людей в лучшую сторону. Первые шаги в этом направлении действительно сделаны. Остается надеяться, что деловое пространство «Централь» будет распахивать свои двери все чаще.