МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

В Молодежном театре Краснодара прошла премьера спектакля по повести Льва Толстого

Драматург Ася Волошина специально для театра написала инсценировку повести Толстого

Фото Алексея Лишуты

Постановщиком стал востребованный молодой режиссер Денис Хуснияров. 
Сценограф Эмиль Капелюш и художник по свету Игорь Фомин создали в податливом пространстве сцены-трансформера Молодежки мир беспечальной, идиллически-языческой деревни. Сверху свисают под разными углами холсты, сцена — деревянный помост с колодцем посредине, справа — телега, устланная сеном. 
Этот деревенский мир приехал упорядочивать молодой барин. Алексей Замко играет Евгения пылким, прекраснодушным, наивным; акробатические трюки, вроде хождения на руках, выражают молодость, силушку персонажа. Но вот появляются демонически обольстительные, босоногие поющие поселянки в белых широких одеждах — и Евгений, сам не зная того, пропадет, поддавшись темной страсти к соблазнительно-манящей Степаниде (Полина Шипулина). Основной инстинкт окажется сильнее моральных принципов и супружеских уз. Последний страдальческий монолог герой обратит к небу, будет стоять, изгибаясь и покачиваясь, — словно кто-то дергает натянутую нить. «Перерву», — беспечно говорит Евгений вначале, однако «перервать» эту живую связь сможет, как окажется, только смерть. 
Чья смерть? У Толстого в повести два финала: Евгений, не выдержав мучений, стреляет в себя — или в Степаниду. В спектакле же финал открытый: все версии проговорены, но вместо финальных выстрелов падают, как занавес, новые полотна льна и идет дождь. 
Пьеса Волошиной вообще предлагает новый взгляд на творчество Толстого, помещая его тексты и идеи в широкий контекст русской литературы и мировой мысли. Проводником этого интертекста становится замечательный Дмитрий Морщаков в роли дядюшки. Последний, с вечной книгой в руках и присказкой «Один тут пишет…», сразу «зарифмовывает» приехавшего в деревню Евгения — с Онегиным. Но это вам не Онегин, и не Левин с его Китти. Дядюшка цитирует Бернарда Шоу и Чехова, Ницше и Леонида Андреева, погружая сюжет в густое варево идей эпохи. И мы видим в моралистическом тексте Толстого, последнего столпа сурового реализма, признаки надвигающейся безысходности модернизма. Пожалуй, этот явленный интертекст — самый важный ход в пьесе.
Достоевский нигде не назван, но сцена мучительной полифонии подсознания — когда все персонажи садятся на одну кушетку, представляя разноголосицу внутреннего мира Евгения, — так и отдает достоевщиной. Другая важная параллель — гоголевский «Вий» (и «Панночка» Садур). Двойничество соблазнительной Степаниды и старухи, язычески-природное начало народной жизни сталкивается с непрочными, как оказывается, моральными устоями героя; и Евгений оказывается беззащитен перед роем внутренних голосов, как бурсак Хома — перед сонмом бесов. 
Толстой сурово и просто показывает безжалостную невозможность выбора — между телесным и духовным. Правда, за последний век человек так изменился, что эта проблематика уже не кажется настолько актуальной; любовь все-таки отвоевала себе законное телесное измерение, и наши мучения сегодня лежат в других плоскостях. Рассматривая сюжет «Дьявола» в широком контексте литературных и культурных параллелей, Ася Волошина пишет пьесу о дьявольской раздробленности человеческого существа — текст горький и современный. 
Однако есть ощущение, что многие смыслы и акценты текстов оказались в спектакле не проработаны. На сцене некоторые персонажи остаются как будто недовоплощены, сыграны несколько отстраненно, литературно, одной характерной краской. Довольно плоским оказывается образ молодой жены, Лизы (Анастасия Радул), с ее наивным и сладкоголосым дневником. Юлия Макарова создает уморительно-разноголосый, полифоничный в прямом и переносном смысле образ: сумасшедшая старуха Евдоха говорит на все голоса деревни, в ее арсенале пора-
зительно достоверные мычание и кукареканье, квохтанье и лай… Правда, ее персонажа иногда на сцене как будто многовато; и непонятно, почему эта деревенская разноголосица пропадает во втором акте. 
Режиссер и художник создали такой уютный, изысканный, рафинированно-красивый мир деревни, что драматизм сюжета в какой-то мере нивелируется. Чаруя русским пением, красивыми решениями, стильной (но не функциональной) сценографией, спектакль постоянно теряет ритм. Страсти — подразумеваются; внезапно возникающее мучение героя кажется не вполне обоснованным; финальный выстрел — не звучит. Любуясь красотой «России, которую мы потеряли», мы как-то забываем, в чем, собственно, — дьявол…

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах