Это свидетельство живой театральной жизни города и края. Конкурс собрал независимые спектакли региона за два года. В географии его оказались не только Краснодар, но и Ставрополь и Новороссийск.
А судьи кто?..
В качестве профессионального жюри на смотре-конкурсе работали заслуженный артист России Станислав Гронский, профессор КГИК Светлана Ливада, актер Равиль Гилязетдинов, театральные критики Ирина Белова и Светлана Колесникова. Они смотрели спектакли и проводили с артистами долгие обсуждения, вступая порой и в творческие перепалки, но корректно и профессионально.
В этом году на базе смотра-конкурса был организован зрительский семинар для молодежи под кодовым названием «12 думающих студентов». Семинар возглавили театровед Елена Петрова, киновед, профессор КГИК Григорий Гиберт и общественный деятель Павел Снаксарев. Они собрали творческий актив из вузов города. Целый месяц студенты добросовестно посещали спектакли, активно обсуждали их с критиками и артистами и сформировали «альтернативное жюри», вручив участникам конкурса собственные дипломы. Молодежь порой обоснованно возражала мэтрам и призналась, что теперь не представляет себе жизни без театра.
Понятие самостоятельной работы сосредоточило в рамках конкурса самые разные постановки: от кукольных до моноспектаклей, от откровенно спорных до вполне сложившихся, с успешной зрительской судьбой.
Дебютные работы
Путевка на «Золотую маску», а также приз зрительских симпатий достались Виктору Плужникову как режиссеру спектакля «Эти свободные бабочки» Л. Герш.
Участница спектакля Юлия Макарова была отмечена в номинации «За громкое материнское чувство». Спектакль был лишь второй раз показан публике, и к нему у профессионального жюри оказалось немало вопросов.
За удачный дебют в жанре моноспектакля был награжден Евгений Парафилов, сыгравший постановку по повести Э.-Э. Шмитта «Оскар и розовая дама» в необычном пространстве: гостиная СТД была переоборудована под камерную театральную площадку. Из текста исчезли реплики других персонажей, спектакль превратился в монолог Оскара. Хотя остались вопросы к трактовке произведения, молодой актер нашел точные интонации и лаконичные визуальные детали, приводя зрителя к основной идее произведения — легкому принятию смерти.
Наконец, заслуженный артист Кубани Александр Гогава поставил пьесу
А. Н. Островского «Бешеные деньги» с театром ветеранов сцены ТО «Премьера». Этот музыкальный спектакль был отмечен дипломами за блестящий вокал и за участие в смотре. И несмотря на то, что профессиональные критики говорили о художественных недочетах, студенческое жюри хвалило постановку за ясность и за то, что получилась «настоящая комедия, как советский фильм».
Живо прошедшие обсуждения спектаклей еще раз напомнили, как не хватает Краснодару организованных разговоров о театре — зрительских дискуссий, обратной связи. А ведь театр сегодня остался тем местом и тем поводом для общения, которые могут объединить самые разные слои общества, — такие, как аудитория «Одного театра» и Музыкального театра.
Как и два года назад, смотр-конкурс самостоятельных работ предшествует фестивалю «Кубань театральная», на котором будут соревноваться уже государственные театры края, вынося на суд жюри свои самые яркие премьеры за последние два года.
Председатель краснодарского отделения ВТО СТД Анатолий Дробязко о смотре-конкурсе, творчестве и финансах:
— Я рад, что смотр удалось провести. Очень рад за художника Надежду Кривомазову и ее «Травушку-муравушку», приятно удивил своим моноспектаклем Евгений Парафилов. Одним словом, были достойные работы. И семинар со студентами получился интересный. Хочется сделать такой смотр театральных инициатив регулярным. Главное, чтобы афиша набиралась! В этом году было заявлено десять работ (жаль, спектакль из Новороссийска не показали, по объективным причинам), а в другом может быть пять, например. Но надеемся, что раз в два года получится проводить такие смотры.
Из театральных инициатив мы запланировали на 2017 год фестиваль моноспектаклей, а также хотим возродить традицию фестиваля капустников — раньше он был известен под названием «Хохот Пегаса».
Правда, планировать все это нелегко, поскольку финансирование творческих проектов нередко запаздывает: деньги от краевого минкульта приходят зачастую только в конце того года, в котором проводятся эти мероприятия. При этом мы не сбавляем темпов, работаем с ветеранами, инициируем вечера встреч и благотворительные спектакли, поздравляем с юбилеями; в этом году особенно интересным оказался смотр «Поют артисты драматических театров». Да, планировать работу на следующий год не так уж просто, но мы не опускаем руки и благодарны минкульту за поддержку наших инициатив.
«Один театр»
К сложившимся постановкам можно причислить спектакли «Одного театра», которые завоевали ряд ключевых наград.
Наибольшее число дипломов заслуженно взял «Затворник и Шестипалый» по В. Пелевину, цельная и яркая, остросоциальная работа, давно полюбившаяся краснодарцам. Немного в России постановок по Пелевину. Наверное, именно поэтому режиссера Алексея Мосолова наградили именно «За оригинальное воплощение художественного произведения», хотя эта номинация явно подразумевала лучшую режиссерскую работу. Артем Акатов, глубоко и тонко воплощающий образ Затворника, получил награду за лучшую мужскую роль, а харизматичный «предводитель цыплят» Иван Чиров — за лучшую роль второго плана. Спектакль «Сиротливый Запад» по М. Макдонаху в постановке Арсения Фогелева взял диплом за художественное решение: на обсуждениях постановки критики в один голос говорили о выразительной и лаконичной сценографии, хотя и критиковали некоторые актерские работы.
А что думает студенческое жюри?
«Сиротливый Запад» по пьесе М. МакДонаха, «Один театр», постановка Арсения Фогелева.
Андрей Буглак, факультет РГФ, КубГУ:
— Спектакль полнится ирландским сплином: дешевым виски, морским промозглым ветром и криками чаек. Основная декорация — то ли дом, то ли гроб, где и происходят скандалы и драки между героями, которые уже давно отказались от борьбы за счастливую жизнь. Вопросы веры, самопожертвования и кровных уз калейдоскопом будут сменяться перед зрителем. Уходя из театра, просмотревший еще долго будет слышать в голове отрывки хмельных разговоров этих пропащих людей.
«Вредный заяц», театр «Волшебное колесо».
Анастасия Шарф, факультет РГФ, КубГУ:
— Уметь прощать, дружить, быть добрым и открытым — этому учат нас герои спектакля. Очень понравился прямой контакт, интерактивные задания для зрителей не только дошкольного/школьного возраста, но и постарше. Детям нравится чувствовать себя важной частью спектакля. Что говорить, я и сама постоянно улыбалась! Это возможность вернуться в детство. Кстати, игрушки выглядели очень добрыми и красивыми.
«Добрая сказка» в постановке Анны Недашковской.
Андрей Буглак, факультет РГФ, КубГУ:
— Насколько горек осадок после «Сиротливого Запада», настолько радостны и искренны впечатления после просмотра «Доброй сказки». Чудесный кукольный спектакль, пусть и предназначенный для детей, но принесший мне не меньше (а то и больше) восторга. Сюжет, лишенный какого-либо насилия и напыщенности, шутки, песни, взаимодействие со зрителями, харизматичные актеры и симпатичные куклы делают спектакль интересным для всех возрастов.
«Травушка-муравушка», Ставропольский театр кукол «Добрый жук».
Никита Лихачев, юридический факультет, КубГУ:
— Это один из лучших, если не лучший спектакль из всех увиденных. Необычный, добрый, светлый, он заставляет зрителя погрузиться в глубины мироздания, вспомнить свои истоки, понять важность доброты в таком сложном и многогранном современном мире. Он несет очищение и надежду на лучшее, бросая вызов духовной деградации и тотальной безнравственности.
Театр для детей
На смотре был ярко представлен детский театр: четыре спектакля в разных жанрах продемонстрировали и широкие жанровые возможности, и зрительскую потребность в хорошем театре для детей (который, оказывается, и для взрослых тоже).
Лидером в этой категории стала «Травушка-муравушка» ставропольского семейного театра кукол «Добрый жук», замечательно красивый спектакль, построенный на тонких визуальных деталях, почти без слов, где актеры общались с детьми уважительно и серьезно, без развлекухи, а малыши отвечали им безраздельным вниманием. Постановка блестяще выдержала экзамен на самой младшей аудитории: ее возрастной гриф действительно 1,5+. Спектакль завоевал звание «Профессиональное открытие смотра-конкурса», а его художник Надежда Кривомазова получила в качестве награды путевку на «Золотую маску».
Завершилась успехом творческая инициатива Анны Недашковской: актриса и драматург буквально в последний момент подала на конкурс свою кукольную работу «Добрая сказка» (по мотивам «Красной Шапочки») и получила диплом в номинации «Удачный авторский дебют». Слабоватый по драматургии «Вредный заяц», постановка театра «Волшебное колесо», был отмечен как «яркий интерактивный спектакль». А актер Вячеслав Кремнев, сыгравший волка и в «Доброй сказке», и во «Вредном зайце», получил из рук студенческого жюри еще один диплом за лучшую мужскую роль, точнее, за глубокое понимание «красоты волчьей души»!
Одним из жанровых новшеств фестиваля стала «сказка с оркестром» — Анатолий Дробязко читал «Волшебную лампу Аладдина» под аккомпанемент Кубанского симфонического оркестра. Эта необычная форма, рассчитанная на развитие зрительского воображения, очень подходит для семейного просмотра. Такого типа чтения, как для детей, так и для взрослых, уже прочно вошли в репертуар Муниципального концертного зала.