— Вы недавно вернулись из экспедиции «К истокам». В чем была главная идея этого путешествия с группой подростков? Что именно открыли для себя?
— Идея лежит на поверхности. Ведь Краснодарский край называют Кубанью. Вот мы и решили пройти от истока до устья нашей главной реки. С нами была профессиональная съемочная группа. Так что вскоре на краевом телевидении выйдет документальный фильм о нашей экспедиции, все желающие смогут увидеть это «возвращение к истокам».
Как и наши ребята, они посмотрят, с какого маленького ручейка начинается Кубань на Эльбрусе, как меняет характер, спускаясь с гор на равнину, к морю. Для меня самого стало открытием, насколько она бурная и мощная на горных участках. Хотя давно известно, что у спортсменов-водников Кубань считается одной из «топовых» рек, — в верховьях есть пороги четвертой и пятой категорий сложности. Но мы успешно прошли их на рафтах.
— Для экспедиций с участием школьников вы выбираете очень сложные маршруты. Какие меры безопасности принимаете? Что делаете, для того чтобы избежать чрезвычайных происшествий, подобных тому, что недавно случилось в Карелии?
— У нас во всех экспедициях участвуют опытные профессионалы. А когда требуется, привлекаем дополнительную помощь. Например, «К истокам» на самом сложном водном участке до Усть-Джигутинской плотины с нами шли спасатели из «Кубань-Спаса» и подстраховывала команда из двух десятков хорошо подготовленных туристов из Адыгеи. Без приключений не обошлось, но все живы и здоровы.
Я не комментирую то, что произошло в Карелии. Пусть разбирается следствие. В том числе в том, как студентов 17-18 лет, не имеющих ни туристского, ни жизненного опыта, допустили к такой работе.
Одно лишь хочу сказать — все решают кадры. А подготовленных людей в туризме катастрофически не хватает.
Сегодня самая главная проблема на федеральном уровне — то, что инструкторов может готовить любое учебное заведение, которое имеет лицензию на образовательную деятельность. Лишь бы в уставе было записано, что они занимаются еще и туризмом. Очень часто преподают там те, кто предмет знает только в теории. Это все равно, что боксу учиться по книжкам, а потом выйти на ринг и сразу получить в лоб.
Ужасно, что только массовая гибель детей заставила власти обратить внимание на эту проблему. И я, и мои коллеги в других регионах уже лет десять подряд говорим: не должно быть случайных людей в туризме, инструкторов могут готовить только высококлассные специалисты.
— Но вы не только говорите, но и делаете. Центр туризма и экскурсий при региональном минобразования, который возглавляете, организовал в крае работу школ инструкторов детско-юношеского туризма и средней туристской подготовки…
— Существует начальная, средняя и высшая туристская подготовка. У нас два года работает школа инструкторов детско-юношеского туризма.
В отличие от многих других «скоропостижных» курсов, обучение идет 8-9 месяцев очно и заочно, очень много практических занятий. Будущие инструкторы участвуют в соревнованиях, в постановках дистанций, проводят походы разной категории сложности. Без этого сертификат не выдаем. Те, кто в прошлом году окончил у нас школу инструкторов, теперь проходят второй этап — среднюю туристскую подготовку. Подобного в нашей стране не проводилось последние тридцать лет. Кроме того, у нас есть полномочия на подготовку высшей квалификации.
В ГБУ «Центр экскурсий и туризма» при министерстве образования, науки и молодежной политики Краснодарского края работают инструкторы международной категории. Мы собрали лучших профессионалов Кубани и России. Помогло, конечно, то, что я в туризме давно, знаю людей, люди знают меня. К тому же нас понимает и поддерживает администрация региона. Сейчас сложилась такая сильная команда, что центр через год-другой сможет и без меня работать на высоком уровне.
— Получается, что все, о чем говорите, делается только в одном регионе. Но туризмом занимаются не только на Кубани. Ваших выпускников хватит на всю Россию? Или нужно еще какие-то меры принимать?
— Нужно возродить систему подготовки туристских кадров, которая была в советские времена. В Союзе было шесть институтов повышения квалификации туризма (ИПК). Крупнейший и сильнейший из них — в Краснодаре. Сюда съезжались люди с Дальнего Востока, Северного Кавказа, из Средней Азии. Мощнейшая школа была, специалисты высочайшего класса. К сожалению, от краснодарского ИПК ничего не осталось. В прошлом году снесли даже здание, где он располагался. Для меня это была, можно сказать, личная драма. Столько воспоминаний связано, столько сильнейших инструкторов здесь подготовлено…
Сегодня ИПК, которые когда-то относились к профсоюзам, можно возродить на базе Федерации спортивного туризма России, которая организована еще в 1895 году, сегодня имеет отделения по всей стране.
И я, и мои коллеги боимся лишь одного: как бы сейчас под горячую руку не придумали какие-нибудь глупые законы, не передали подготовку кадров тем, кто вообще к туризму отношения не имеет.
Если чиновники, которые далеки от всего этого, будут пытаться перестраховаться и все подряд запрещать, мы получим еще одну (а может, не одну) трагедию, подобную карельской.
Не нужно ничего выдумывать. Нельзя дилетантам лезть в эту специфическую сферу. В недавно созданный координационный совет при вице-премьере Ольге Голодец входят правильные сильные специалисты. Достаточно прислушиваться к ним — и все в нашей стране с детским отдыхом и туризмом будет хорошо.
— Краснодарский край одним из первых в стране стал возрождать детско-
юношеский туризм. Во многом благодаря вашим инициативам. Почему выбрали именно это направление? Ведь со взрослыми меньше хлопот и ответственности, чем с детьми...
— В Краснодарском крае в 90-е местным властям хватило ума не ликвидировать центры развития туризма. И сейчас они развиваются хорошими темпами. А ведь во многих регионах закрыли и распродали все. Так что возрождать нечего, надо с нуля начинать. Детско-юношеский туризм сегодня переживает в нашей стране тяжелые времена — его развитием занимается лишь шесть регионов. Активнее всего — Краснодарский край.
Что касается выбора, то тут выбирать-то особо не приходится. Не может взрослый туризм развиваться без детского — не бывает реки без истоков или дерева без корней.
— Почему дети идут в туризм? Что он им дает?
— Юные по-прежнему активны и любознательны. Никакие компьютеры-планшеты-смартфоны их тягу к познанию и приключениям заменить не могут. Сколько бы взрослые ни пытались приучить их отдыхать, валяясь на пляже, подростки экстрим себе все равно найдут. И хорошо, если это будет какой-нибудь паркур, а не что похуже.
Опасности туризма — выдумка обленившихся взрослых. Туризм не зря считается спортом интеллектуалов. В него идут, как правило, люди с высшим образованием, мыслящие и начитанные. Дети многому у них могут научиться. В том числе описывать свои впечатления. У нас все участники экспедиций ведут онлайн-дневники. Поначалу, конечно, помогаем, редактируем, а потом уже сами соревнуются — кто лучше напишет. Они много читают, знают о тех территориях, по которым проходим.
В туризме вообще много познавательного. Он учит преодолевать трудности, развивает навыки общения как с большим количеством людей на соревнованиях, так и в замкнутом коллективе в многодневных походах. В итоге дети становятся более коммуникабельными, образованными, открытыми и сильными.
Помнится, замминистра образования России Коган туристов всерьез не воспринимал. Но после того, как сам прошел десятидневный поход по Алтаю на рафтах, с высокой трибуны заявил: «Ничто так сильно не меняет человека в такой короткий промежуток времени, как туризм». Я туризмом занимаюсь 30 лет и могу подписаться под каждым словом.
— В ваших экспедициях участвуют ребята, имеющие туристический опыт. Но это лишь несколько десятков детей.А что делается или будет сделано для развития в крае любительского туризма? Для того, чтобы сотни и тысячи кубанских подростков, не имеющих специальной подготовки, смогли отправиться в походы и увидеть красоту своего края?
— 27 июня объявлен старт двухмесячной туристско-краеведческой экспедиции для подростков «Кубанская кругосветка». У нас уже действует сайт. На нем размещено более двухсот маршрутов со всеми объектами турпоказа, с фотографиями, с GPS-точками. Можно выбрать любой, скачать трек и сразу отправляться. В этом году вместе с департаментом лесного хозяйства и министерством курортов и туризма края приступили к новому проекту: разрабатываем маршруты, как говорится, «для чайников» и на каждом определяем места стоянок, промежуточных баз. Два-три плановых маршрута из тех, что были еще в советские времена, рассчитываем запустить уже в следующем году. Суть в том, что взрослые и дети будут идти по ним с инструкторами по специально расчищенной тропе и налегке. Палатки и все необходимое для отдыха будет заготовлено на промежуточных базах. Постараемся организовать здесь интересный досуг. Например, любительские конкурсы бардовских песен.
Если все получится, как задумано, мы в разы увеличим туристический поток детей не только из края, но и других регионов России.
— В этом году впервые в крае в День защиты детей вы организовали флешмоб «Мы — дети Кубани!». В чем суть этой массовой акции? Станут ли ежегодными экспедиции «Звезда Кубани» и «Кубанская кругосветка»? И будете ли дальше развивать направление, которое окрестили «патриотическим туризмом»?
— Идея флешмоба как всероссийской акции у меня появилась еще в 2012-м. Пока что ее удалось реализовать только на территории края. В этом году участвовало более трех тысяч человек из двух десятков городов и районов. Они поднимались на самые высокие точки на своих территориях с флагами, плакатами и воздушными шарами. Надеюсь, в следующем году все-таки договоримся с операторами связи и обеспечим онлайн-трансляцию всех восхождений на большом экране на главной площади Краснодара. Мы рассчитываем, что со временем к участию в этом флешмобе подтянутся около 20 тысяч человек у нас в крае и поднимутся на все вершины. Хотим добиться, чтобы участвовали все — от младших школьников до 80-летних пенсионеров. Тогда люди будут заниматься туризмом всю жизнь и детей своих научат любить свою родину и уважать людей разных наций и стран.
Из досье "МК"
Константин Сергеевич Мержоев, директор государственного бюджетного учреждения «Центр туризма и экскурсий» Краснодарского края.
Родился 2 февраля 1967 года в Ставропольском крае. Окончил географический факультет Кубанского государственного университета. Мастер спорта, многократный чемпион России по спортивному туризму, член научного совета Русского географического общества. Участник десятков международных экспедиций, в том числе уникального кругосветного путешествия «Огненный пояс Земли» в 2011-2013 годах.
До 2014 г. работал начальником отдела в департаменте комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края.