МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
на Кубани

На краснодарской сцене показали герметичный триллер

Театр драмы, который любит привычные формы и проверенные тексты, поставил актуальную пьесу

В «Методе Гронхольма» есть что-то от гоголевского сюжета; вот только непонятно, кто тут проверяющий. Четверо претендентов на престижную вакансию, прошедшие каждый уже по три собеседования, так и не могут дождаться «ревизора» — и вынуждены общаться друг с другом, доказывая право на высокую должность

Фото: Вера Сердечная

Получилось интересно и даже захватывающе. Постановщик Ольга Стороженко — студентка режиссерского факультета легендарной «Щуки», Театрального института им. Щукина. Выбранный для премьеры на камерной сцене «Метод Гронхольма» прославил испанского драматурга Жорди Галсерана во всем мире. Галсеран — не только писатель, но и одаренный переводчик: так, он перевел на испанский «Ревизора».
В «Методе Гронхольма» есть что-то от гоголевского сюжета; вот только непонятно, кто тут проверяющий. Четверо претендентов на престижную вакансию, прошедшие каждый уже по три собеседования, так и не могут дождаться «ревизора» — и вынуждены общаться друг с другом, доказывая право на высокую должность.
Впрочем, немало в сюжете и от Кафки: стильный офис компании оказывается замкнутым помещением, буквально без выхода. Настоящий карьерист не покидает поле боя, даже когда обнажаются его личные тайны и несмотря на известие о смерти матери. Как в детективах или в телешоу на выбывание, задания по отбору становятся все более причудливыми и жестокими, а претенденты обращаются из соперников во врагов, норовя ударить друг друга побольнее — в какой-то момент дело доходит до настоящей драки.
Давно на сцене драмтеатра не было остросюжетных историй. Но ценность выбранного материала даже не в саспенсе, а в том, что это пьеса (написана в 2003-м) о настоящем времени: о глобализме, об обществе потребления, о религии топ-менеджмента. О том, как карьерная лестница трансформирует сущность личности, подменяет истинные ценности ложными. И о том, как подлинное лицо человека намертво упаковывается в оболочку натужной приветливости или умеренной брутальности, — так же, как органично герои примеряют на себя личины клоуна или тореадора.
Сюжет об офисной лжи, об умении убеждать и вызывать эмпатию оказывается очень актерской историей. В «Методе Гронхольма» молодому режиссеру и ее команде удалось создать точный ансамбль, не эксплуатируя привычные амплуа, а раскрывая новые грани индивидуальности.
Открытием стал образ, созданный Алексеем Мосоловом, — кажется, первая большая роль актера на краснодарской сцене. Его стильный Карлос демонстрирует уверенность в себе; но суровые запросы закулисных психологов кадровой службы заставляют его то униженно раскрывать личные тайны, то сражаться со стулом — равно эффектно и убедительно. Тонкость интонационного, пластического и мимического сопровождения перерождений персонажа раскрывает мощный драматический потенциал актера.
Интересная и содержательная роль досталась и Георгию Хадышьяну. Его Энрике появляется в неуклюжем жалком обличье, а оборачивается злым шутом, игроком. Переходы от «маленького человека» к демагогу-политику и к холодному, собранному профессионалу показывают высокий уровень актерской точности и самоотдачи.
Юлия Романцова, исполняющая Мерседес, также полна сюрпризов: именно она совершит на испытании самый поразительный поступок. Ее персонаж противостоит напору троих мужчин, демонстрируя место женщины в офисном мире. Актриса легко покоряет сложную роль, подтверждая свой высокий статус на краснодарской сцене.
Четвертый соискатель, Фернандо (Олег Метелев), занимает в истории особое место. Самый закрытый, самый высокомерный, самый нетерпимый, он и после раскрытия страшных тайн и крушения надежд находит в себе силы, чтобы восстать из пепла и, подхватив солидный дипломат, уйти, высоко подняв голову: к новой лжи, к новому лицемерию. В конце пьесы автор формулирует важный закон кадровой политики: «Нашей фирме не нужен хороший человек, который прикидывается сукиным сыном. Нам нужен сукин сын, который прикидывается хорошим человеком». Юбилейная сотая роль Олега Метелева стала настоящим подарком для поклонников актера.
Ольга Стороженко выступила и как художник-постановщик, оформив лаконичное офисное бытие, расставив точные цветовые и стилистические акценты в костюмах персонажей. Ничего лишнего: стол, кресло (которое становится то быком, то парашютом), футуристические серые стены. В финале задняя стена вдруг подвигается все ближе, ближе, норовя столкнуть «последнего героя» в зрительный зал, тем самым окончательно разворачивая действие к аудитории.
Потому что игра в корпоративную культуру и офисные ценности — это о каждом из нас.
 

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах